Впечатления от мастер-класса "Голос есть". Часть 3. Концентрация и осознанность
Nov 22, 2013 23:53
Четрые уровня выражения.
Собственный голос используется человеком для различных целей. Например, если меня что-то напугало, я от неожиданности и испуга издам характерный резкий звук, формируемый на вдохе. Он выразит мою эмоцию. Всё это произойдёт очень быстро - я не успею подумать "Вот меня что-то напугало, а не издать ли мне звук?" Мыслей нет. Есть чистая эмоция. Это первый уровень выражения голосом - эмоциональный. [Ещё три уровня...] Произнося некий текст, я могу через него донести некую мысль. Второй уровень выражения - смысловой, или умственный.
Если, я буду через текст описывать некую ситуацию, я представлю себе её обстоятельства. Обстоятельства представляют собой набор зрительных и других ощущений, которые я переживаю в своём воображении в момент озвучивания текста. Так в моём воображении создаётся образ. Это третий уровень выражения - образный.
Чертвёртый уровень - искренности. Я не просто воображаю себе ряд ощущений, я ещё и искренне верю в то, что я их переживаю. Я доношу до воспринимающего меня человека эту искренность, и он мне верит - у него создаётся самая полная картина восприятия того, что я пытаюсь донести своим голосом. На тренинге этот уровень был назван душевным.
С точки зрения теории, которая излагалась на тренинге, чем более глубокий уровен задействует публично выступающий человек, тем больше его выступление "цепляет", находит больше отлика у воспринимающего (зрителя).
В качестве хорошей практики для любого публичного выступления, рекомендовалось, издавая любой звук, исходить как минимум из третьего уровня, от образа. При этом техническая сторона исполнения автоматически подтягивается сама собой. Моя собственная практика работы с голосом показывает, что основное, что надо сделать с голосом - это не помешать ему прозвучать. Устранение внимания с технической стороны и ориентация на конечную цель звучания (донести до слушателя образ) как раз позволяет не построить для звука лишних препятствий.
Отсюда же вытекает и рекомендация, как совладать со своими эмоциями во время публичного выступления. Нужно вспомнить, зачем я собралась звучать. Для того, чтобы выйти и подрожать коленками? Или для того, чтобы что-то конкретное донести? Если я буду преследовать цель "выйти поволноваться оттого, что я боюсь забыть тескт", именно этот эмоциональный вклад я донесу до зрителя. Получив ответ, концентрируемся на выбранной цели, и стараемся минимально от неё отвлекаться. Переживаемые эмоции не "убиваются" ("ану быстро перестань волноваться!") а просто приоритизируются: на первый план выводятся нужные, через осознанность (получение ответа на вопрос "зачем я выступаю?").
Казалось бы, всё предельно очевидно. Но данная рекомендация оказалась для меня очень уместной, и будто многое встало на свои места.
Разумеется, это всё применимо не только в пении, чтении лекций или важных переговорах, но и в танце, и в любом другом виде публичного выступления.
Часть 1. Сломанные шаблоны о вокале. Часть 2. Об эмоциональных зажимах. Немного практики.