Моя рецензия на фильм "Орел Девятого легиона".

Feb 27, 2011 09:10

Фильм "Орел Девятого легиона" снят по одноименному роману английской писательницы Розмари Сатклиф.
Сюжет заключается в том, что молодой центурион Марк Флавий Аквила прибывает в Южную Британию, недавно завоеванную римлянами, с основной целью - восстановить честь рода, поскольку отец его, центурион, командовал Первой когортой Девятого легиона и исчез вместе с ним.
Марк принимает командование небольшим гарнизоном. Он быстро показывает себя с отличной стороны, демонстрирует талант командира и малыми потерями отражает атаки местных воинствующих племен. В одной из атак Марк получает серьезную травму ноги, которая лишает его возможности служить в армии дальше, и его отправляют в отставку со всеми почестями как героя. Однако Марк молод и полон сил. Он очень страдает от того, что не может восстановить честь рода на полях сражений, как собирался это сделать. Марк живет у своего дяди, брата отца, в Калеве. Однажды во время боев гладиаторов Марк спасает раба-бритта Эску. Заметив незаурядную смелость и честь, отличающие этого раба, дядя Марка (очень мудрый и добрый человек) покупает для Марка раба в качестве личного слуги. Эска в благодарность за спасение клянется служить Марку.
Случайно Марк узнает, что утерянный орел Девятого легиона находится в святилище на самом севере Британии, у одного из племен. Он решается на смелый и рискованный поступок - отправляется добыть орла. Для любого человека, имеющего представление об античном понятии чести и о том, чем для римлян являлся орел - штандарт легиона - ясно, что это не блажь. С собой Марк берет только Эску, поскольку очевидно, что одному ему не выжить за стеной Адриана. В походе, за стеной, в условиях, когда они могут положиться только друг на друга, Марк и Эска, которые поначалу показаны как характерные представители враждующих миров, постепенно сближаются, начинают понимать друг друга, ибо их сближает понятие чести, которое очень развито у обоих. Они находят поле сражения, где пал Девятый легион. После многих пережитых вместе приключений Марк и Эска попадают в то самое племя, где находится орел. Это племя славится своей кровожадностью. Эска вынужден заявить, что Марк - его раб. Таким образом, в один момент все встает с ног на голову, и теперь Марк оказывается в положении раба. Это одна из основных интриг фильма. Он ощущает на своей шкуре все прелести жизни раба. В конце концов они похищают орла (победив в бою группу воинов племени и вождя) и направляются к стене. Их преследуют оставшиеся воины племени. Их очень много и зритель помнит, насколько они жестоки. Все понимают, насколько будет худо героям, если они окажутся в их руках. В конце концов, когда становится невозможным ехать на одной уцелевшей лошади, герои идут пешком. При этом у Марка открылась рана на ноге. Идти он практически не может. Эска тащит его на себе. В конце концов, когда Марк совсем выбивается из сил из-за кровопотери, Эска отправляется за подмогой. Марк остается один. Он слышит лай собак преследователей, которые уже совсем близко. Из последних сил Марк приготовился защищать орла. Вот в тумане появляются люди. И вдруг оказывается, что это остатки Девятого легиона - бывшие легионеры, которых привел Эска. Друзья сражаются плечом к плечу со старыми легионерами. Добро побеждает. Орел у того, у кого он должен был быть. Честь семьи Марка спасена. Однако остается под сомнением, будет ли он нести службу в римском легионе, где ему предложен пост командира, дальше. Он многое переоценил для себя после этого похода.
Правдоподобность фильма и историческая достоверность практически безупречны. Просто комар носа не подточит. Написан сюжет был под впечатлением от находки орла на севере Великобритании, в тех местах, где должен был исчезнуть легион. Когда Сатклиф писала роман, не было никаких сомнений в том, что Девятый легион исчез именно в Британии. Позже, как утверждают некоторые историки, были найдены пребывания легиона в Голландии, но они не являются прямым доказательством. Это просто надписи с номером легиона. Однако в письменных источниках больше нет упоминаний о легионе.
Отлично воссоздана атмосфера и быт 2 в. Заслуживает всяческих похвал тот факт, что упоминается, например, распространение культа Митры среди римских легионеров того времени. Римские доспехи фильма - просто само совершенство. Прекрасно показаны элементы боевой тактики римлян. Боев немного, но они очень содержательны и несут на себе несомненную смысловую нагрузку. Прекрасный подбор актеров. Дуэт Марка и Эски великолепен. Внешность безупречна - типичный римлянин и типичный бритт. Посмотрите, насколько хорошо сыграл свою роль Ченнинг Татум - Марк. У него великолепная мимика. Стоит только вспомнить некоторые сцены: например, когда ему сообщают об отставке - мы видим весь спектр чувств при смятении, которое выглядит очень натуралистично; сцену, когда он убивает мальчика-кочевника, вспомните его лицо, когда ему делают операцию, когда он борется с предводителем пиктов, кричит "жизнь", подняв вверх палец, готовится защищать орла в одиночку. Марк показан нам в разных социальных ролях: командира, просто гражданина, присутствующего на играх, раба, воина. И в каждой из ролей он выглядит достойно. Как написал один из зрителей: "Я поверил, что это Марк, и что Марк страдает из-за того, что потерял отца". Это действительно так. Актер не переигрывает, он очень сдержан. Но он умеет показать такие чувства, что забываешь, что он актер. Это так. Джейми Белл, сыгравший Эску, великолепен. Меня восхитила демонстрация актерского мастерства в данном случае. Он ни единым взглядом не выдал их с Марком, когда они находились у пиктов - не удивительно, что и Марк вполне был уверен, что Эска его предал.
Некоторое недоумение могут вызвать пикты. Может быть, режиссер самую малость преувеличил, демонстрируя типичную картину родо-племенных отношений данного народа, но замысел был в том, чтобы противопоставить две культуры изначально. И этот замысел удался сполна. Вообще, никакого вопиющего нарушения и здесь не было допущено. Я прекрасно помню, например, учебник английского языка с текстом про Стоунхендж, где его строители были изображены именно с такими прическами. Не думаю, что художник был в сговоре с режиссером! Когда найду информацию об их подлинной внешности, я сделаю пост.
Историчность фильма заслуживает наивысшей похвалы.
Отдельной оценки заслуживает работа оператора. Необычные ракурсы, "наезды" камерой на одну фигуру для ее выделения, размытость в кадре других, камера "трясется" во время сражений, когда Марка лихорадит, дождь, создающий эффект падающей тучи стрел - все смотрится очень неординарно. Еще очень понравилось, когда в финальной битве все вокруг затихает и слышны только звуки в ходе схватки Марка и предводителя пиктов.
Скажу, что под моими словами без сомнения подпишутся все те, кто составлял мне компанию при походе на фильм. Кто эти люди - я перечислила.
Добавлю, что фильм очень чувственный. Очень впечатляет красота пейзажей Шотландии. Это фильм о дружбе, настоящей мужской дружбе, фильм, где воссоздана великолепная атмосфера античности.
Жена брата сказала, что она чуть не расплакалась в конце, когда Марк остался один, но все равно собирался защищать орла. Когда это говорит вполне сдержанная взрослая женщина, для меня это - высшая похвала для фильма!

Previous post Next post
Up