Образ тела и ментальная тренировка

Jul 09, 2010 17:15



Есть такая интересная штука - образ тела. Есть физическое тело и есть наши представления о нем, то, каким мы его видим и ощущаем. Все это хорошо известно психотерапевтам, но нужно не только им. Каждый человек, занимающийся теми или иными телесными практиками (танцы, йога, КИ, единоборства и т.п) должне понимать, что он работает не только с самим телом (физически), но и со своими представлениями о нем. И это очень важно. Гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд. Если игнорировать эту чать работы, то рано или поздно человек упрется в некий непонятно откуда взявшийся "потолок" и будет недоумевать: что же не так, чего не хватает? Вроде бы и тело тренированое, и силы есть, и программа занятий-упражнений. А вот не идет и все тут. Причем это самое "не идет" может быть разным: не получается до конца вжиться в какой-то стиль, который вроде бы уже считаешь своим, не хватает скорости, легкости, да фиг вообще знает чего, но чего-то не хватает. Я сама с таким ощущением сталкивалась дважды (имеются в виду случаи, когда это ощущение было особенно отчетливым, а не просто банальное "что-то я сегодня не в форме"). И оба раза в конечном итоге упиралась в тот самый образ тела, который нужно менять.

Суть в том, что можно долго и упорно изнурять себя тренировками, но до тех пор, пока ваше представление о своем теле и том, как оно двигается и может двигаться, не изменится - никакого революционно-нового качества движения не будет. Грубо говоря, если ты хочешь танцевать как пушинка (допустим), но при этом имеешь собственный образ тела типа "железяка" - будешь танцевать как железяка. Максимум, высокотехнологичная, хорошо смазанная и с качественными шарнирами. Но все равно железяка.

В предыдущем посте я уже писала о том, чем просто хороший преподаватель отличается от очень хорошего. Повторюсь здесь, чтобы развить мысль. Хороший преподаватель работает с физикой и биомеханикой. Он помогает ставить и шлифовать технику, исправлять всякие технические ошибки, осваивать новые подходы к движению. И это все в общем-то необходимые вещи, если они делаются грамотно (мы ведь говорим о хорошем преподавателе). Очень хороший преподаватель плюсом ко всему вышеперечисленному заходит на уровень глубже и работает еще и с образом тела. Он может этого прямо не декларировать, но после его занятия ты выходишь с абсолютно новым ощущение своего тела и его возможностей (ну в разумных пределах, разумеется).

Такие преподаватели - большая редкость. Таких - единицы. Вот лично я видела в своей жизни двоих (с одной из них имею счастье работать на тренировках постоянно). И тем приятнее оказалась встреча на греческом тангокэмпе с Евгенией. Она - такая. Вот, например, пара тезисов:

- Евгения, я не могу скрутиться дальше/поднять ногу плавнее/расслабить корпус, мне не хватает растяжки/силы связок... да, блин, просто физических кондиций не хватает.
Евгения: - Забудь о том, чего ты не можешь! Я сказала, крутись, тянись, расслабься, будь воздухом. [Здравствуй, Матрица: это убеждение, выбрось его!]

- Евгения, какие упражнения надо делать, чтобы вырабоать этот стиль движения?
- Чем больший спектр разных телесных практик вы осваиваете, тем лучше для вас. Это может быть не только танго, но и йога, контактная импровизация, балет и т.д. Но главное не в упражнениях. Суть любого стиля движения не в мышцах и связках, а в голове. Если вы хотите выработать у себя тот или иной стиль движения, то главное, что вы должны сделать - выработать и принять новый образ тела. Без этой работы чисто механическое повторение упражнений эффекта не даст.

От себя: и это, кстати, истинная правда. Метод ментальной тренировки успешно применяется и танцорами, и музыкантами, и спортсменами. Еще когда я занималась вокалом, мои преподаватели перед ответственным исполнением, например, романсов Рахманинова, запрещали мне изводить себя бесконечным повторением партий. Вместо этого они гнали меня в лес, гулять под соснами, слушать ветер, создавать в себе нужный образ. И уже там, в шуме ветра и дождя воссоздавать в голове партии голоса и аккомпанемента и понимать, почему эта музыка именно такая. Этот метод давал потрясающие плоды. До этих прогулок мне никак не давался любимый рахманиновский ритм, когда в аккомпаненте триоли, а в голосе - восьмые (три на два). На одной из таких прогулок мне наконец удалось поймать это ощущение музыки, он нахлынуло так внезапно и было таким ярким, что я стояла под этими банальными ижевскими соснами и рыдала. После этого зубодробительные триоли и восьмые перестали быть для меня высшей математикой. Они стали тем самым ветром, теми соснами, тем образом, который не мог быть выражен иначе. Все встало на свои места.

Возвращаясь к телу. Конечно, высказывать и воспринимать подобные идеи нужно с известной долей осторожности. Я ни в коем случае не хочу сказать, что ментальная тренировка - это панацея, которая может заменить обычные традиционные методы занятий. И понятно, что одно лишь богатое воображение и самовнушаемость еще не из кого не сделали великого танцора. Вы вряд ли влегкую сядете на шпагат, только лишь уверовав в то, что вы это можете, если ваши мышцы и связки к этому не готовы. Все вышесказанное в большей степени касается стиля движения, нежели базовой техники. Но тем не менее это очень и очень важный аспект тренировок для танцора, который хочет действительно танцевать, а не просто технично перебирать ногами.

Танго

Previous post
Up