Apr 15, 2024 13:04
СССР имел целью выведение нового человека, и, в общем, этой цели достиг. Я только вчера получил этому очередное подтверждение, когда один товарищ в ответ на мою невосторженную реплику о полете Ангары предложил мне, вместо чтоб бухтеть идти в Роскосмос и делать все самому.
Понимаете, да? Хочешь заниматься космосом - иди в уполномоченную государственную организацию и что-то делай там. Иного пути не дано.
Ну, да ладно, я отвлекся. Цели, как я уже говорил, были достигнуты - правда не совсем те, что подразумевались, то есть строителей коммунизма не получилось. Ну, оно всегда так бывает. Что вышло конкретно - это мы все видим и в этом копаться особо не охота. Мне любопытен скорее метод преобразования. Вернее, конечно, один из методов.
Метод сей заключался в том, что была разорвана связь между реальностью и искусством. Искусство - это ведь один из методов постижения реальности, ее рефлексии, преобразования в образы и укладка образов в определенном порядке. Ну, то есть чтобы не гундеть про жадного скрягу, который даже на себя скряжится - просто сказать Плюшкин, то бишь перевести общение на какой-то более высокий уровень понимания. Лем про это хорошо писал - там, где про метаязыки.
Вот, коммунисты поняли в какой-то момент, что нефиг эдак вольничать и всех, кто такого рода рефлексии на страницы выплескивал (я дальше только про литературу буду) окорачивали. Когда башку с плеч, когда тушку в Переделкино, когда за кордон - ну, мало ли какие есть способы людям рот заткнуть.
Литпроцесс, что интересно, продолжался, и кое-какие стороны жизни отражались и обрабатывались. Обрезано, конечно, но какой-никакой литпроцесс в стране существовал. А так как обратных связей никто не отменял (ох как многие хотели бы их отменить), то и процесс этот обратно на людей тоже воздействовал.
Так и жили до самой престройки, а потом... потом на нас опрокинули все, что до сих пор прятали. Помните, Проскурин, кажется, даже словцо очень удачное подобрал - некрофилия.
Это к чему - конечно же, то, что было низвергнуто на читателей в конце 80-х - это хорошая литература. Булгаков, Гроссман, Солженицын, Домбровский, Бабель, Хармс и многие, многие другие. Это великолепные книги, некоторые из них даже гениальные.
Но беда в том, что они смыли в канализацию весь текущий литпроцесс. Ну, не потянули Бондаревы и Распутины конкуренцию.
Казалось бы, хорошо же! КОнкуренция рулит, выбирает читатель, и вообще. Но вот в чем беда.
Булгаков и Гроссман, может быть, в сотню раз талантливее Бондарева. Но вот в чем закавыка - жили они давно и отзывались на вызовы ТОГО времени. А Бондарев, как бы он не был жидок - рефлексировал нашу действительность.
И-и... в этом, например, как мне кажется и состоит ответ на вопрос, который меня мучил (или мучал? чертов русский язык) довольно давно. Почему это вроде бы неглупые люди, интеллигенция и все такое, на рубеже 80-90-х объявили главной проблемой сталинизм. А вот поэтому. Сработала обратная связь - читаем про сталинизм, значит он и есть проблема.
Получилась реальная... ну, не некрофилия, тут Проскурин загнул, конечно. Но некромантия. Труп Сталина восстал и пошел по городам и весям. И, знаете ли, стал реальной проблемой. И поехали крыши...
А Сталин поднял из могилы Хрущева, оба они - Ленина (но тот-таки схитрил и так и остался полувыкопанным), но от шума очнулся Николай Второй со своим святым семейством - и ведь тоже зашагал...
В итоге вышло так, что коммунистов тех уже давно нет (те, что есть - явно не те), а вот отрыв литературы от реальности так и остался в наличии. Литература-привидение.
Не вся, конечно. Но того, что раньше служило взаимопониманию граждан нынче нет.
И, главное, зомби все бродят и бродят...
Около литературы,
История