Мамушка из «Унесенных ветром», герои «Хижины дяди Тома», - я почему-то всех их увидела вчера в большом дворе бедного рыбацкого поселка Кэтфиш-Роу (Чарлстон, штат Каролина). Когда-то здесь жили аристократы, теперь же он населен неграми. Жаркая южная летняя ночь, все высыпали на улицу. Мужчины играют в кости, кто-то танцует, женщины обмениваются свежими новостями:-), и над всем этим звучит "Summertime", которую поет молодая женщина с ребенком на руках. Так начинается «Порги и Бесс» - самое высокое творческое достижение Джорджа Гершвина.
С полным правом называл он свою оперу «народной драмой», ибо народ здесь - главный герой произведения.
Именно поэтому столь велика в нем роль хоров. Выразительные хоры звучат в кульминационные моменты действия - в сцене отпевания покойника, в картине бури, в финале. Хоровые реплики вплетаются и в сольные номера - колыбельную Клары, песенку Спортинг Лайфа. Народ активно участвует во всех событиях. Он смеется, тоскует, страдает, радуется.
И мы, зрители, на 3 часа переселились в этот поселок, где живет Порги - неисправимый оптимист с чистой душой и красавица Бесс, Джек, Клара, их друзья и соседи. Ну, а также, Краун - жесткий, наглый беспринципный, Спортинг Лайф- бизнесмен - лживый, коварный, обуреваемый низменными чувствами. Музыкальный язык оперы богат и разнообразен. Главную роль в раскрытии образов играют вокальные партии - выразительные, основанные на яркой песенной мелодике. Песенность - отличительная черта стиля «Порги и Бесс», Щедрый мелодический дар Гершвина раскрылся здесь во всем его обаянии и богатстве: мелодии оперы, своеобразные, льющиеся легко, «из души», пленяют слушателя и западают в память. Вдохновенной лирикой дышат лучше номера произведения - нежная колыбельная Клары глубоко эмоциональный дуэт Порги и Бесс. Веселым задором веет от юмористической песенки Порги «Богатство бедняка».
В «Порги и Бесс» композитор не цитирует негритянских мелодий, но вся музыка оперы выросла из народных истоков. Гершвин сумел претворить в ней мелодико-гармонические и ритмические особенности негритянского фольклора, элементы негритянских национальных жанров - блюзов, спиричуэлс. Использовал Гершвин и выразительные средства джаза - главным образом в партии Спортинг Лайфа.
Итак, все в сборе - опера начинается.
В Израиль из New York Harlem Theatre, основанного в 1981 году и успешно работающего в области мюзиклов и современной оперы, приехали 48 артистов - солисты и хор, и оркестр из 50 музыкантов. Оркестр размещен за сценой, и мы увидели его лишь в самом конце.
Дуэты Порги и Бесс растопили сердца всех зрителей. Замечательные голоса, наполненные чувствами. Очень хорош Спортинг Лайф и в вокале, и в танце. Да и все остальные покоряют своей естественностью и грацией.
Незаметно пролетело 3 часа. Наш Порги, потерявший любимую, ничего не знает о Нью-Йорке - он знает только, что он далеко на севере. Но на своей инвалидной тележке он отправляется в далекий сказочный Нью-Йорк. Он уверен, что найдет свою любимую Бесс - ведь его ведет любовь. Опера завершается хором "Господи, я еду в Небесную страну". Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.
И хоть современному зрителю трудно поверить в такой благополучный исход, но где-то в глубине души хочется верить, что все у Порги получится, он найдет свою Бесс, и они вместе вернутся домой, где их радостно встретят верные друзья.
Фотографии - замечательного фотографа
Sergey Demyanchuk .
Линк на видео:
https://www.youtube.com/watch?v=nafoEl-nb70 New York Harlem Theatre. «Порги и Бесс»
Опера в трех действиях Джорджа Гершвина на либретто Дюбоса Хейворда и Айры Гершвина, основанном на пьесе «Порги» Дюбоса и Дороти Хейворд.
Художественный и музыкальный руководитель: Уильям Баркхаймер.
Сценограф: Майкл Скотт, художник по костюмам: Кристина Джаннини.
Спектакль - на английском языке с титрами на иврите
Даты выступлений:
3-4.3.17 - Тель-Авив, «Гейхал ха-Тарбут», 16:00, 21:00,
5-6.3.17 - Тель-Авив, «Гейхал ха-Тарбут», 20:00
Билеты:
Касса «Авив»:
www.2207.co.il, *2207
Касса «Браво»:
http://bestbravo.co.il/announce/55223Касса «Барак»: 04-8377777.