Махане Маапилим - Лагерь переселенцев в Атлите. К сожалению, как выяснилось на нашей экскурсии, многие, живущие здесь, даже не слышали ни об этом месте, ни о событиях, с ним связанных.
Музей, созданный в Атлите, настолько передает атмосферу тех лет, что слезы на глазах посетителей выглядят вполне естественно. Это место напоминает всем нам о драматических событиях, произошедших здесь во время Второй Мировой войны.
Махане Маапилим был построен британскими властями в 1938 году. После ограничения еврейской репатриации (так называемая "Белая книга" британского министерства иностранных дел) туда начали определять еврейских беженцев. Не нужно было британцам такое количество евреев на их же исторической родине.
На основании этой книги в течение последующих пяти лет количество иммигрантов-евреев не должно было превышать 75 тысяч человек, а еврейское население в целом должно было составить не более трети населения Палестины. Потому из 140 тысяч еврейских беженцев, прибывших в Израиль с 1934 по 1948 годы, почти каждый третий вынужден был стать обитателем этого лагеря.
И евреи, бежавшие от ужасов объятой пламенем Европы, опять попадали в лагерь, очень напоминавший им лагеря уничтожения нацистов. Репатрианты проводили в лагере от нескольких недель но нескольких лет, до того как получали (или не получали) разрешение от английских властей на въезд в Палестину в соответствии с квотой ежегодных виз.
Лагерь был разделен на две части - женщины и мужчины жили раздельно, и одной из причин такой селекции было стремление предотвратить побеги. Британцы считали, что семейные пары не захотят расставаться, но, вопреки их расчетам, евреи бежали и дожидались своих "половинок" уже на свободе.
В музее очень бережно сохранили вещи, которые люди, не желая покидать, везли с собой; предметы утвари заключенных, рабочие инструменты.
Чемоданы, послужившие верой и правдой своим хозяевам
Книги, скрашивающие жизнь
Самодельные игры из подручных материалов
Вот такой патефон
Кукла, утешавшая ребенка в трудные времена
Домашняя утварь, инструменты
Надписи, сохранившиеся на стенах.
Дезинфекционная камера, в которой проходила санитарную обработку одежда добравшихся до Эрец-Исраэль. По словам экскурсовода, в качестве утешения, каждому, вышедшему из этих душевых, давали апельсин. Многие пытались пройти этот путь несколько раз, чтобы получить лишний апельсин и хотя бы таким образом порадовать своих детей.
В одном из бараков находится библиотека документальных свидетельств, в которой собрано 22 тысячи личных историй еврейских беженцев - обитателей лагеря.
Фильм о событиях тех лет можно посмотреть в музее на русском языке.
В 1945 году бригада Пальмаха под командованием Ицхака Рабина ворвалась в лагерь и освободила около 300 заключенных, которые потом были спрятаны в еврейских поселениях. Перед этим в лагерь, под видом учителей иврита, были внедрены несколько человек, которые, кроме обучения ивриту, должны были подготовить людей к бегству. Очень трогательны сцены фильма, когда жители Хайфы встали живым щитом между британцами и беженцами, не позволяя приблизиться к измученным беглецам.
Думаю, что туда стоит возить на экскурсии репатриантов из ульпана, чтобы эта часть нашей истории не прошла мимо внимания.
Корабль, который руководство музея после многолетних поисков, смогло купить в Латвии, - один из тех, на которых евреи пытались добраться до Земли Обетованной. Двадцать пять метров в длину, менее семи метров в ширину, семь человек экипажа. Но судна именно такого размера были основным транспортным средством, с помощью которого евреи добирались (или пытались добраться) до Палестины в тридцатые-сороковые годы. И брали они на свой борт, трудно представить, - от шестисот до тысячи беженцев, их плавание длилось от семи до десяти, а порой и более дней, и в такой неимоверной тесноте они пересекали море, чтобы добраться до Израиля. И были счастливы, так как их грела надежда на жизнь на своей земле.
В иллюминаторах плещется море, команда корабля занимается своими делами.
Очень интересно создан фильм, который иллюстрирует историю бегства из Европы Шмулика Шило - человека, который стал впоследствии известным киноактером, режиссером, основателем и директором театра "Негев". Пересказ того, как это происходит, не сможет передать ощущений. Нужно самому все посмотреть и послушать, подняться на корабль, спуститься в трюм, зайти в в расположенную на носу тесную кают-компанию, которая была одновременно и столовой, и комнатой отдыха. Муляжи, лежащие, сидящие,- настолько реальны, что, кажется, они вот-вот проснутся и пойдут заниматься своими делами.
Этот музей каждый год посещают около 80 тысяч израильтян, считаю, что эта цифра должна быть увеличена. Нельзя жить в Израиле и не знать его историю.