Почти год прошёл, как я впервые увидел ханьские письмена. За этот время я осознал, что есть такое коварное явление, как 提笔忘字 или в буквальном переводе "взял кисть, забыл иероглиф". Что говорить про лаоваев, если ему подвержены самы китайцы
http://sg.finance.yahoo.com/news/Wired-youth-forget-write-afpsg-2875396803.html?x=0.
Чтобы побороть неукротимые 笔画, решил сформировать маркеры, по которым можно было бы определить, что иероглиф закрепился в памяти надежно. И для начала неплохо определиться с понятиями, то есть, что означает "знать":
- Значение или значения - семантическое поле, которое занимает иероглиф, то, что его отличает от других. В идеале не более 5-7 слов. Например, 画 - "рисовать, украшать, картина, черта иероглифа". При этом иногда трудно отделить сам иероглиф от его связных форм.
- Произношение или произношение (а таких больше 10% среди наиболее распространенных)
- Правильная последовательность написания.
- Выделение ключа. Не обязательно, но здорово облегчает запоминание. Не обязательно, потому что китайские школьники в начальной школе ключей не учат (до определенного класса, конечно).
- Выделение фонетика (если есть) - также облегчает запоминание произношения, но критическим не является. Коварная штука, ибо на 每 и 梅 всегда найдется 海.
- Знание этимологии и традиционной формы.
- Мнемоники, которые помогают запомнить иероглиф и его части.
Из них критическими являются первые три.
- Самый простой - чтение, а точнее узнавание иероглифа. Мы легко отличаем в толпе знакомые лица, но составить их описание, а тем паче фоторобот уже проблематично.
- Произношение - тоже не бином Ньютона, но задачка посложнее: угадай один из 400 слогов и подбери тон.
- Написание - самый сложный
Именно в такой последовательности возрастает скорость восприятия или создания информации. В такой же последовательности человек овладевал ими в течение развития цивилизации - сначала наблюдал, потом говорил, затем писал.
Чтобы овладеть последним, обычно практикуется использовать прописи. Не будучи ярым их поклонником, тем не менее признаю их несомненный эффект при изучении и познании языков с логографическим письмом. Но, подобно мантре "Don’t pay attention to that man behind the curtain" , они скрывают тот факт, что иероглиф рождается сначала в виде образа в голове, затем переносится на бумагу, и только в конце с помощью кисти или ручки воплощается в реальность. При это на этапе мастерства (или неосознанного умения, кому как) все стадии, кроме последней происходят бессознательно (собственно, в этом и смысл мастерства). Сначала немного аналогии из алфавитных языков.
Есть такой человек Роберт Дилтс - один из столпов НЛП, автор всяческих полезных техник и стратегий. Наблюдая и моделировая (то есть выявляя стратегии и приемы) людей с безупречной орфографией, он сформировал стратегию правописания. Чтобы понять, что разница в написании и произношении слова зачастую огромная (например, enough и здравствуйте) семи пядей во лбу быть не надо. В итоге Роберт пришел у выводу, что люди с хорошим правописанием пользуются одним набором приемов. Далее цитата из его книги "Динамическое обучение" (на английском есть статья
http://www.nlpu.com/Articles/artic10.htm )
"Так вот, в течение нескольких лет я использовал правописание в качестве примера простой и легкодоступной для проверки опытом ментальной стратегии. Я выставлял перед классом множество людей с разными способностями в правописании, чтобы они продемонстрировали различия в своих ментальных стратегиях. И вскоре стало очевидно, что у хороших орфографов вполне непротиворечивая стратегия и надлежащий набор ключей доступа. Огромное большинство из'них обладает тенденцией смотреть вверх и влево при обдумывании правописания. Согласно НЛП, это указывает на стратегию запоминания зрительных образов (обозначаемую буквой Vr в НЛП). На вопрос, как они осознают, что их правописание правильно, многие сознательно этого не знают, но говорят что-то вроде такого: «Я только чувствую, что это выглядит правильно». Это указывает на отношения между кинестетической и визуальной репрезентативными системами. Кроме того, если на представляемой для ознакомления странице содержится ряд неправильно записанных слов, хорошие орфографы часто заявляют: «Мне неудобно видеть все эти орфографические ошибки», - что еще раз свидетельствует о наличии зрительного и кинестетического наложения. Этот факт свидетельствует о том, что образ вызывает чувство и, таким образом, идет впереди в последовательности (обозначается Vi -> К ). Поскольку хорошие орфографы более сознательны в своей внутренней стратегии, они сообщают о том, что видят мысленный образ слева; сопровождаемый чувством знакомства. Наличие и ясность образа наряду с силой ощущения определяют степень их уверенности в правильности правописания.
Типичная полная стратегия хороших орфографов такова:
1) они повторяют слово целиком, а не по слогам. Они повторят слово целиком, а затем
2) смотрят вверх и визуализируют его.
3) Распознавание слова как правильного происходит, если слово ощущается знакомым. Иными словами, от того, что вы видите слова все время в напечатанном и написанном виде, то слово, которое выглядит наиболее знакомо, и есть правильно. Поэтому тут происходит сравнение - какое слово более знакомо, то или это?"
И вот сама стратегия:
"Основная стратегия правописания (спеллинга)
1. Разместить правильное правописание изучаемого слова:
а. прямо перед собой на уровне глаз или
б. выше уровня глаз и слева (или справа для левшей).
2. Закрыть глаза и подумать о чем-то, в чем уверен, с чем знаком, что не напрягает. Когда чувство сильное, открыть глаза и посмотреть на правильное правописание.
а. Расположив правильное правописание перед собой, сдвинуть глаза вверх и влево (или вправо) и нарисовать мысленно образ правильного правописания.
б. Расположив правильное правописание сверху влево, уберите правильное правописание, но оставьте взгляд вверху и влево и продолжайте мысленно видеть правильное правописание.
деть правильное правописание.
(Если возникнут трудности, воспользуйтесь полезными подсказками ниже.)
3. Посмотрите на мысленный образ и вербализуйте (или запишите) буквы, которые увидите. Сверьте, что у вас получилось, с правильным ответом. Если какие-либо
буквы отсутствуют или неверны, вернитесь и проделайте этап 1, а также воспользуйтесь полезными подсказками, чтобы прояснить свой мысленный образ.
4. Посмотрите на мысленный образ и произнесите слово по буквам в обратном порядке (то есть вербализуйте или запишите буквы справа налево). Сверьте, что у вас получилось, с правильным ответом. Если какие-либо буквы отсутствуют или неверны, вернитесь и проделайте этап 2, а также воспользуйтесь полезными подсказками, чтобы прояснить свой мысленный образ.
Полезные подсказки
A. Изобразите слово в своем любимом цвете.
Б. Выделите любые неясные буквы каким-то образом, например, сделайте их больше, ярче, ближе, цветистее и т.д.
B. Разбейте слово на группы из трех букв, сформируйте образ из трех букв.
Г. Поместите буквы на знакомом фоне. Изобразите что-то вроде знакомого объекта или сцены из кинофильма, а затем поместите туда буквы, которые нужно запомнить.
Д. Если это длинное слово, уменьшите величину букв так, чтобы можно было видеть все слово целиком.
Е. Пальцем по воздуху отслеживайте буквы и мысленно нарисуйте их."
Все перечисленное можно легко перенести на иероглифы, заменяя буквы на радикалы и составляющие. Только осторожнее с цветом, если кодируете ими тона. Визуализируйте, господа-товарищи-студенты, и да прибудят с вами 字.