Интересный факт.

Jun 15, 2016 10:15

Интересный факт. По крайней мере явился он таким для меня. Предыдущий мой пост, посвященный вкратце церковной печати, собрал (в "Одноклассниках") довольно приличное количество «классов». Обычно я на них внимания обращаю ноль целых фиг десятых. Потому что уже по-человечески попривык, что сейчас малознакомый тебе человек классанет тебя, а уже через час может вполне запостить такую ошеломительную чушь, что ты только почешешь репку и не сможешь вместить в себя тот факт, как у него (у неё) в голове способно умещаться моё написанное и последовавшее после. По всей вероятности, на уровне «почти никак». Загадка природы. Намазывать черную икру на торт, и есть селедку с мармеладом, я явно не привык. Хотя, если не лукавить, серьёзного и понимающего разговора ты, как автор написанного, конечно всегда ожидаешь, мысля его, незримо, именно твоего читателя, за своей спиной и поэтому иной поставленный "лайк" может быть довольно дорог.

Возвращаясь к содержанию предыдущего поста. А ведь тенденция, однако… Стоит заметить, попристальней приглядевшись, что негатив в народе к церкви неизменно растет с годами, как на дрожжах. Только ради Бога… если кому придет в голову доказывать мне «очевидную очевидность», что церкви наши наполнились нынче восторженным благодарным людом, не стоит этого делать. Истинную ситуацию я примерно знаю по многолетней работе при храме, а тот, кто начинает доказывать обратное, сам, как правило, посещает церковь пару раз на год, в день освящения куличиков и очереди за крещенской водицей. На этом сия "духовность" и заканчивается, так толком и не начавшись.

Русская Православная Церковь, в том виде, в котором существует ныне, т.е. в периоде новейшей истории отсутствия гонений со стороны властей, существует уже почти 30 лет. Вероятно, это тот самый, вожделенный для неё, период, достаточный сам по себе,по количеству лет, чтобы она могла себя проявить в полной мере и доказать свое право на полноценное существование в качестве духовного народного руководителя. Я хорошо помню статью пермского, любимого мною священника, отца Игоря Ануфриева. Статью, где-то 15-летней давности, в которой он совершенно искренне писал, что у современной русской церкви остался ещё громадный кредит невостребованности, кредит доверия обычного человека, который является замечательным шансом привлечь к себе новые народные силы и любовь. Как говорится,- влить молодое вино в новые меха.

Тем не менее, та картинка, как внешнецерковная,так и внутренняя, сегодня отчетливо говорит о том, что кредит этот в целом оказался совершенно и бездарно провален. Что РПЦ уже плотно стала носить в народе авторитет бизнес-катка с замашками лукавого лектора. В церковь за это время, особенно за последние пару десятилетий,действительно пришли новые силы, но не в качестве благодарных последователей внутреннего молитвенного делания, а в основном в качестве управленцев, прорабов, строителей. Проблема, кстати, оказалась не так уж и нова. По сей день какая-то немаленькая часть греков, особенно монашествующих, и тех же афонских населенцев верит,что революция 1917 года была попущена России именно за тем, чтобы спасти непосредственно остров Афон, как монашескую республику от русской внутрицерковной тяги к охозяйствованию всего и вся. И если для России революция явилась тогда катастрофой во всех смыслах, в том числе и в духовном, то многие на Афоне тогда же облегченно вздохнули, почувствовав себя избавившимися от захвата русскими афонского пространства в плане бесконечных свечных и прочих заводиков, которые мы возводили тогда на Афоне с энергией гигантского муравейника.

Нынче сила и энергия сего «муравейника» получила в России свое второе дыхание. В тяге к "свечным заводикам" мы, увы, оказались неисправимы. Так церковь начала постепенно и неумолимо обрастать церковной управленческой прослойкой в ущерб духовному состоянию, и бизнес на Христе к сему моменту стал чуть ли не основным ее занятием, внося изменения буквально во все внутрицерковные отрасли. Выросло новое поколение. И не одно. И дух нашего времени, дух циничный и лукавый, склонный часто исключительно к потребительству, внес здесь свои жесткие коррективы. Стало понятно,зримо понятно, что невозможно одновременно жить молитвой и плотно участвовать в современной жизни, жизни совершенно далекой от молитвы, склонной к жажде потребительства и получения удовольствий. Так появились священники шоумены… Священники бравые активисты... Этакие "духовные" акробаты и жонглеры... Проповедники пост-модернисты всех мастей, совершающие главную и довольно древнюю и простую духовную ошибку, - не подняться до Христа, а опустить Его до себя, постараться всеми силами притянуть его на свой уровень мышления. Что из этого постепенно выходит, это стало видно, увы, уже невооруженным глазом. Церковь превратилась в некий конгломерат своего внутренне закрытого по своему сообщества, некоей тусовки, вход в которую (нормальный вход в качестве полноценного участника евхаристической жизни) стал часто довольно проблематичен. Нет, есть, конечно есть необходимый шанс стать участником этой желанной евхаристической жизни, но те самые важные нотки, которые притягивают и должны притягивать в церковь к себе обычного человека, как то, - ноты любви к прихожанину, а не жесткого взгляда куратора, ноты братского духа, а не фамильярного междусобойчика, в конце-концов ноты элементарной доброты во взгляде и отношении к простому человеку, а не спонсору и не удачному бизнесмену, они сильно утратились именно в последние годы.

Кого это нынче волнует? Да почти никого. Обычный обыватель всегда имеет право не пойти туда, где ему не понравилось, и грубо говоря, забить на проблемку, которую он не считает столь уж важной. Осталось глухое недовольство. Я вижу его в том колоссальном количестве людей, которые именно за последние лет 15 отошли от храма. Это видно, конечно,если попытаться искренне посмотреть правде в глаза,а не пускать шорох деланных статистик и елейных полулживых речей о нашем постоянном духовном возрождении. Которое все неумолимо возрождается и возрождается, но как у пьющего раненого лося,почему то жизненных сил у него становится все меньше. Тот же процент людей, которые все же остаются в современной церкви, склонен, в основном своем большинстве, к некоему пребыванию в собственном аквариуме, из которого взгляд на внешнюю сторону событий совершенно отсутствует или присутствует очень и очень фрагментарно. Церковь неумолимо и крепко заболела и прониклась болячками современности, - равнодушием, цинизмом и элементарной духовной слепотой.

Стоит ли добавлять, что у такой церкви я не вижу нынче особо радужных перспектив. Тот явный и четкий упор на церковь, как на бизнес-проект, который делают нынче внутрицерковные управленцы, неизменно приведет к обнищанию церкви. Как к духовному, так и материальному. И двум богам служить нельзя, как говорил незабвенный Филипп Филиппыч, да и обыватель не понесет денежку туда, где будет видеть в глазах служителей четкий и просчитанный взгляд на него, как исключительно на дойную коровку. И даже этот пасхально-крещенско-рождественнский поток людей, который сегодня якобы являет из себя православную Россию, он неизменно иссякнет, т.к. те люди, что в основном составляют его нынче, отойдут, а на смену им придет да и уже вовсю дышит в спину, совершенно новое поколение. Поколение просчитанных потребителей и дельцов, которым будет смешно нести деньги и идти к тому, кто в их глазах будет стоить не больше копейки, выданной на церковной паперти.

Естественно, это все мой субъективный взгляд на проблему, и строить из себя Капитана Очевидность, я не хочу. Просто жизнь во многом состоит из предпосылок и следствий, которые заметить бывает не так уж трудно. Для этого ведь нет такой уж необходимости быть прозорливцем... Бывает достаточно просто постараться посмотреть на суть событий и увидеть, куда этот поток приведет. Посмотреть спокойно и вдумчиво. И всё увидишь сам.

церковь

Previous post Next post
Up