Патриотизм - это чувство благодарности Богу

May 23, 2010 23:23




Патриотизм - это чувство благодарности Богу
Общество

автор: Протоиерей Игорь Пчелинцев
Thu, 14 May 2009, 09:16

Портал "Православие и мир" продолжает тему эмиграции и патриотизма. Что такое сегодня для нас Родина? Говорят: "Где родился, там и пригодился". Но по слову свт. Иоанна Златоуста, сказанному на угрозу изгнания "вся земля - подножие ног Божиих". Универсального рецепта для каждого не существует, поэтому в этой серии публикаций мы представляем разные взгляды на проблему и приглашаем читателей также присоединиться к развитию темы. Сегодня главный редактор сайта Анна Данилова беседует с протоиереем Игорем Пчелинцевым, клириком Нижегородской епархии Русской Православной Церкви.




Думаю, что путь эмиграции - это путь далеко не многих. И благодарение Богу, что сейчас открылась возможность выбора для человека поехать туда, где есть более достойные и приемлемые для него, для слабых сил его души условия, чтобы он не потерял эту душу, а раскрыл её.
Многие русские, оказавшись за границей, не переставали любить свою Родину, трудиться на ее благо, не забывали родного языка. Когда наступила война, кто-то шел, преодолевая трудности, воевать с фашистами. Приезжали из Америки, из Латинской Америки, чтобы в том месте, где возможно, не обязательно на советском участке фронта, но во французском сопротивлении, где-то еще, бороться с фашизмом ради своей Родины.
Кто-то не мог пойти на фронт, вступить в сопротивление, но из тех небольших средств (многие россияне в рассеянии были не очень обеспеченными) люди устраивали фонды. Они собирали пожертвования, и эти деньги шли на оборону нашей страны. Ими посылались посылки, собирались продовольствие, одежда, медикаменты как для солдат Красной армии так и для тех, кто был в тылу. Несмотря на все чинимые советским правительством препятствия по доставке гуманитарной помощи, они трудились ради Родины.




Поэтому, я думаю, сейчас тоже можно трудиться там, где ты выбрал, и заграницей в том числе. Честь твоя останется незапятнанной, если ты будешь любить Родину, и даже среди иностранного окружения будешь защищать её.




Сейчас много плохого говорят о России, о ее народе, о руководителях. Может и не везде так, но такой антироссийский пиар встречается нередко. Думаю, можно защитить Родину, даже просто поломав существующие стереотипы о русских заграницей и трудясь честно. Достаточно быть добрым, любить своих соседей, помогать им, и люди увидят, что ты - нормальный человек, и в тебе есть добро. Они поймут, что ты христианин, для которого святым остается посещение в этом городе православной церкви, и что твои дети тоже стараются жить по заповедям Божиим. Это лучший, наверное, вид защиты Родины заграницей.
Думаю, не менее важно не отрекаться от своего языка. Ведь русский язык, как бы ни банально это звучало, один из богатейших языков мира, и его сохранение и передача своим детям, внукам - это тоже очень важная задача, с которой не вполне справилась русская эмиграция ХХ века.




Я встречал людей, которые в 90-е гг. начали приезжать в Россию, в Нижний Новгород, посещали наш храм. Меня поразила встреча с одним русским из Нью-Йорка. По-моему, его звали Анатолий Иванович. Это был уже глубоко пожилой человек - из первой эмиграции, видимо, родовитый. Несмотря на «ветхость» его состояния, стать и масть бросались в глаза… Он пришел в наш храм с предводителем возродившегося тогда местного дворянства. После приветствия и рассказа о храме на меня накинулся предводитель дворянства: «Когда Церковь начнет с людьми быть по-людски? Когда вы будете служить на понятном людям языке?», - и прочее и прочее. Я попытался как-то защитить Церковь и себя, а Анатолий Иванович с величественным спокойствием сказал предводителю: «Погодите, батюшка-то говорит правильно. Нельзя так относиться к Церкви. Вы же сами должны ее беречь». В нем было такое благородство и такая сила этих простых слов, что наш оппонент замолчал, будучи повержен его великодушием. Этот человек говорил с нами таким русским языком, который я, может быть, встречал только в классической литературе в лучших ее произведениях. Все это было не наигранно, не надуманно, в этом была его жизнь. Он так думал, он так говорил, он так жил.




Нужно ли христианам искать место, где они смогут принести пользу… Ведь часто заграницу уезжают за благами для своей семьи. ХХ век внес очень серьезные коррективы в жизнь людей многих наций. И эта повальная эмиграция разных европейских народов, с Ближнего Востока в Америку, перемещение внутри стран, может быть, задает новую тональность человеческому существованию.
С точки зрения христианства, я для себя определяю патриотизм, как сказал один мудрый человек, как чувство благодарности Богу за то, что ты появился на свет в данном месте в данное время. Но эту мысль можно продолжить: ты можешь быть патриотом на любом месте. Так что это, прежде всего, благодарность Богу. Но ты не должен поливать грязью то место, откуда произошел, потому что Россия, Русь - это не рядовое государство. И даже если ты его покидаешь по каким-то причинам, которые по-человечески всегда можно понять, чувство благодарности должен нести с собой.




В советское время категорически осуждали таких людей: шаг заграницу - предатель Родины. Я думаю - это слишком, так нельзя судить людей. Потому что по-человечески каждый имеет право выбирать, в том числе и место жительства. Но нужно не переставать быть людьми. Знаю и отрицательный пример. Когда я учился в институте в Мурманске, некоторые девушки выходили замуж за иностранцев и уезжали. Кто-то переводился на заочное отделение и приезжал из Финляндии сдавать сессию. Бывшая сокурсница рассказывала нам за чашкой чая о жизни там: она преподавала в то время русский язык в университете города Турку, не закончив у нас еще курс филфака, хорошо зарабатывала. Всё это вызывало в нас этакое юношеское восхищение. Но она рассказывала и о девушках, которые бежали в Финляндию именно в поисках легкой и обеспеченной жизни. Они либо выходили замуж за кого-то, либо становились содержанками, но время от времени появлялись в русских клубах. Так они даже в клубах для соотечественников говорили по-фински через переводчика, хотя многими это расценивалось как верх наглости. Потому что у большинства было другое понимание: мы хоть и уехали в Финляндию, но не теряем связи с Родиной, с нашим языком, с нашей культурой.




А кто-то готов отречься от всего, только лишь бы было красиво и удобно. Но для этого даже не обязательно бежать с Родины - стать подлецом можно, даже никуда не убегая.

Записала Анна Данилова
http://www.pravmir.ru/article_4163.html




Фотографии сделаны в музее эмиграции в Нью Йорке.

погромы, Родина, культура, Нью Йорк, эмигранты, общество, красная армия, Бог, Латинская Америка, дворяне, Патриотизм, прошлый век, эмиграция, русский язык

Previous post Next post
Up