Практически каждое утро, когда мы с детьми идем встречать детсадовский автобус, около нашего дома мы встречаем пожилую женщину с малышом. Она еще из "того" поколения китайцев - простая бедная деревенская женщина. Она практически не говорит на путунхуа, только на кантонском диалекте. Она еще совсем не старая, но при этом не умеет читать и писать, практически ничего не знает о внешнем мире. Она очень просто одета и у нее практически не осталось зубов.
При этом она всегда невероятно жизнерадостна, ее внук всегда одет в новую, чистую и красивую одежду - очень симпатичный малыш. Она с огромным интересом пытается расспрашивать нас обо всем, очень интересуется учебой нашей дочки в садике.
К чему вся эта лирика?
У нас в районе даже сейчас детсадовское и школьное образование идет по единым китайским стандартам (напомню, школьное образование в Китае уже несколько лет лучшее в мире).
Пока ее внук подрастет до школы, в районе будет построено много новых и современных школ.
Ее внук будет читать и писать, говорить на правильном путунхуа, знать математику, физику, химию, биологию, географию... А бабушка будет помогать простраивать ему правильную мотивацию, ведь учиться - это такая возможность!
В ведущих ВУЗах страны квоты на стипендию распределяются регионально. В том же Пекинском Университете, например, всегда будут ждать определенное количество абитуриентов из Гуандуна.
А вероятность, что через 13-17 лет китайские вузы уверенно перейдут на первые места даже в американских рейтингах, весьма высока.
И у этого малыша, встречающего утреннее солнце по утрам на руках простой и веселой деревенской бабули, будут примерно такие же шансы стать студентом высокорейтингового ВУЗа, как у любого среднестатистического китайца из обеспеченной пекинской семьи.
Без репетиторов. Без развивающих детских клубов за 1000 рублей в час. Без "знакомых" в приемке. Без "сдачи ЕГЭ по вашим документам". Без "скинемся на новую современную школьную доску для класса".
Как это странно и здорово у них.