Вернулось время фарисеев
У меня возникает закономерный вопрос. А чем все это время занимаются люди и организации, которые априори должны быть больше всех заинтересованы делом о. Николая Стремского в виду своей профессиональной деятельности? Я имею в виду православных адвокатов и православные СМИ. Неужели среди множества очень известных и квалифицированных столичных адвокатов, гордо называющих себя православными правозащитниками, не нашлось ни одного, который бросив свой теплый московский кабинет сел бы на самолет, прилетел бы в Оренбург и Саракташ и предложил бы свои услуги не только о. Николаю, но и всей Свято-Троицкой обители?
Я понимаю, что Саракташ - это далеко, это не Сан-Франциско и не Ницца, где защищать православные интересы и православных людей не в пример приятнее. Наверное, у большинства столичных православных адвокатов в кабинетах висят иконы, на которых изображены двое святых, но не в традиционных одеждах, а в костюмах, пиджаках и галстуках. Посетителям наверняка с гордостью объясняется, что это - святые мученики адвокат Иван Ковшаров и профессор права Юрий Новицкий, которые были казнены за защиту Русской Православной Церкви, ее архиереев и простых верующих по итогам Петроградского процесса летом 1922 года. Их путь прямо соответствовал Евангелию: «Нет больше той любви, аще кто положит душу за други своя». И создается впечатление, что хозяева кабинетов готовы полностью пройти по этому пути.
Но, как оказывается, нет. Ни один из православных адвокатов даже не позвонил и не узнал, а чем он может помочь тысячам и тысячам простых православных людей и судьбе чудеснейшей и прекрасной обители. А ведь дело о. Николая Стремского отнюдь не рядовое, как кажется на первый взгляд. Но что-то сдерживает наших правозащитников.
Может то же самое, что сдерживает и главных редакторов основных православных СМИ, журналов, газет и радиостанций. Может, они просто спокойно ждут указаний сверху, хотя глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и врио пресс-секретаря Святейшего Патриарха Кирилла Владимир Легойда уже давно выразил свою позицию и в своем телеграм-канале выразил недоумение по поводу того, как медиапространство выносит приговоры, кто виновен, а кто нет:
«А почему, если участники несанкционированных митингов, то - сразу отпустить, точно невиновны и т.д. - без суда и следствия, так сказать. А если подозревается священник - то сразу «священник-педофил», до суда, до судебного решения…
И я считаю, что и священник должен понести наказание - если он виновен, конечно. Но вину его должен признать суд, а не медиапространство. До той поры - никто никого не может назвать преступником, только обвиняемым или подозреваемым. Иначе некузяво получается, господа! Ведь это очень даже либеральная ценность: презумпция невиновности».
Или эти слова для главных редакторов православных СМИ не являются прямым указанием - послать своих людей и честно разобраться в ситуации? Или в редакциях не хватает денег и специалистов-журналистов, которые могли бы выехать на место и провести журналистское расследование? Почему простые верующие миряне, являющиеся основной аудиторией для православных СМИ, могут собрать по 50-100 рублей, пусть даже совсем небольшую сумму, но послать человека в Саракташ и Оренбург, разобраться в ситуации, а у главных редакторов медиа-гигантов таких денег нет. Нет, скорее всего, желания. Ведь гораздо приятнее провести несколько конференций и круглых столов с фуршетами, о которых все забудут на следующий день, но отчеты о которых гордо появятся на страницах их изданий.
Ну а когда к ним обращаются через знакомых частным образом с просьбами выделить хоть несколько абзацев или дать минимальное эфирное время людям, которые могут рассказать о реальном положении дел в обвинениях о. Николаю Стремкому, от них получаешь ответ: «Да это дело и так прозрачное для всех. Всем все ясно. Никаких колонок и никакого эфира!» Осталось только услышать: «Распни его!».
Господа, вам не стыдно?
Как вы будете смотреть в глаза своей православной аудитории, когда правда выплавит наружу, а она рано или поздно выплавит, как будете оправдываться? Вы сами своими руками отдали знаковое дело, последствия от которого в будущем еще сильно аукнутся, а также судьбы тысяч православных людей в руки своих идеологических соперников, и сами же поверили им.
Да, не все. Константин Малофеев высказал поддержку о. Николаю Стремскому и пообещал помощь. Но помощи пока нет, а его «Царьград» пока молчит. В поддержку о. Николая высказалась РИА Катюша в статье
«Православные за отца Николая Стремского: зачем СМИ раскручивают истории о жестокости священнослужителей?», Русская народная линии в статье
«Есть ли совесть у сыщиков?», да еще отнюдь не православные издания - Лайф в статье
«Лайф публикует обращение детей обвинённого в изнасиловании священника» и 360tv в статье
««Кто-то хочет посадить папу». Дочерей священника Стремского пытались подкупить». Из крупных СМИ пожалуй и все. Низкий вам поклон за это.
Но вопрос, а что дальше? Так и будем периодически публиковать статьи в зависимости от того, попадется какой-нибудь эксклюзивный материал или нет? Или сообща начнем серьезную кропотливую работу сначала по выяснению ситуации, а затем по оказанию юридическо-информационной помощи, реальной помощи? Если вы не в состоянии даже совместно провести эту работу, то обратитесь к своей аудитории - простым православным людям, и уверяю вас, в очень короткое время вы соберете нужные средства для проведения нескольких таких операций. Ведь конечной целью является не только установление истины, но и по будущим публикациям возбуждение как минимум до следственной проверки со стороны Следственного комитета и Прокуратуры и высадка в Оренбург десанта силовиков, подобных васильевскому десанту в Дагестане. Иначе всю эту местечковую коррупционную вертикаль не пробьешь. Было бы желание, но его, к сожалению, мы и не видим.
Существует расхожее мнение, что фарисеи - это те люди, которые напоказ выставляют свою религиозность, а сами, вдали от чужих глаз, делают ровно противоположное. Это не так. Фарисеи - это те люди, которым Господь дал многое, очень многое, гораздо большее, чем другим, в надежде, что это многое будет служить во благо всех людей. Но фарисеи в силу своей гордыни решили, что всего этого они добились сами, и все, данное им, должно служить лишь их комфортному житию.
У меня сложилось такое впечатление, что сейчас в современной России пришло время новых фарисеев, православных фарисеев. Им также дано многое, они также считают в своей гордыне, что все этого они достигли сами, и они сознательно выбрали так называемое
«Комфортное христианство». А ведь об его опасностях
нас предупреждали давно и неоднократно. И предупреждали, к чему оно ведет:
«Комфортное христианство - это нежелание нести крест. Сейчас ситуация схожа с той, что была накануне революции 1917 года».
Может пора спуститься с высот собственной гордыни и начать работать, начать с выполнения своих прямых обязанностей, используя все возможности, которые дал нам Господь. И это будет правильно.
Худший так и не стал лучшим
Безусловно, читатель задастся вопросом, а кто же смог организовать подобную многолетнюю операцию в таких масштабах? Я постараюсь ответить и на этот вопрос. Причем вопрос о конкретном заказчике я оставлю за рамками этой статьи в виду его крайней неоднозначности, переплетения интересов множества сил, да и просто боясь ошибиться. Итак - Организатор.
Даже просто применив логическое мышление, отсекая все фигуры, по той или иной причине не соответствующие уровню организации операции, можно вычислить настоящего организатора. В этой многолетней операции явно прослеживается координация областных органов Внутренних дел, Следственного комитета, Прокуратуры, УФСИН и судебных органов. Авторитета организатора хватило даже на то, чтобы «выписать» из центра Приволжского федерального округа, Нижнего Новгорода, нужного окружного прокурора для поддержки обвинения исключительно против о. Николая Стремского.
В статье «Настоящий православный Царьград» Мария Карпенко делает предположение, что организатор - руководитель саракташской полиции Александр Столярик, которого поддерживал его непосредственный начальник Михаил Давыдов. Но и Столярик, и Давыдов - фигуры явно не того масштаба, чтобы организовать и скоординироваться на самом высоком уровне действия стольких ведомств. Действуя методом исключения, пальцев одной руки будет много, чтобы выяснить личность организатора. Это имя мне называли и большинство из тех людей, которым я задавал этот вопрос. Это - теперь уже бывший (с июня 2010 по март 2019 гг) губернатор Оренбургской области Юрий Берг, обладатель самого низкого рейтинга среди губернаторов России, человек, по свидетельству очень многих людей, построивший в Оренбуржье настоящую коррупционную пирамиду и целую систему круговой поруки. Человек, «вычистивший» полностью все политическое поле Оренбурга и расставивший на всех должностях преданных лично себе людей.
На людях губернатор как бы всегда поддерживал о. Николая, но мне рассказали одну историю почти 10-летней давности, которая могла послужить причиной столь огромной личной неприязни к о. Николаю. Эта личная неприязнь, а люди рассказывали о крайне взрывном и эмоциональном характере Берга и его мстительности, со временем соединившись с интересами некоторых других людей и организаций могла дать толчок переходу в активную фазу многолетнего преследования настоятеля Свято-Троицкой обители. Будучи еще директором «Новотроицкого цементного завода», Юрий Берг оказался в числе спонсоров Свято-Троицкой обители и подарил на строительство храмов вагон кирпичей и цемента. Спустя много лет, будучи уже губернатором, Берг привез в обитель очень представительную делегацию и, буквально разрываясь от собственной значимости, громко и прилюдно сообщил гостям, что в свое время он сюда «гонял кирпичи и цемент эшелонами».
Не задумываясь о последствиях, о. Николай также громко и прилюдно в весьма жесткой форме сообщил об истинном объеме благотворительности Берга, чем нанес колоссальный ущерб его авторитету. С этого и началось преследование о. Николая со стороны органов полиции и ГИБДД, тем более, как я писал выше, Берг давал прямые указания сотрудникам саракташского ГИБДД, чтобы они поймали «пьяного батюшку». Именно это могло дать повод для органов внутренних дел за повторную езду в пьяном виде возбудить против о. Николая уголовное дело. Что в итоге и было сделано. Но тогда следствие разобралось, и с о. Николая сняли обвинения «за отсутствием события преступления».
Ну а в дальнейшем подключились и другие силы со своими интересами, о которых я напишу ниже, и эти интересы поразительно совпали с личными желаниями губернатора. Да и финансовый вопрос, который сопровождается инициацией дел подобного масштаба, видимо был настолько значителен, что операция, длившаяся не шатко не валко более 3-х лет, резко вступила в активную фазу. Новому губернатору, вступившему в должность только 18 сентября, в наследство досталось крайне проблемное хозяйство, в котором дело о. Николая скорее всего отодвинуто на одно из последних мест, чтобы сходу не раздражать втянутых в него руководителей соответствующих органов области и не наживать себе врагов на новом месте по постороннему делу.
Благо во зло
Одной из определяющей в этом деле является роль Русской Православной Церкви, ведь в страшных преступлениях обвиняется ее протоиерей, настоятель обители, благочинный нескольких районов области. Позиция Церкви в подобных делах традиционна и заключается всего лишь в двух словах - «следствие покажет». Эту весьма осторожную позицию понять можно. Но что делать, если следствие коррумпировано, что оно может показать? Как должна реагировать и действовать Церковь в этих случаях, а их в последнее время все больше и больше?
Мы воочию можем наблюдать, что происходит, если подобное случается с представителями иудаизма, ислама или нашей креативной либеральной интеллигенции. Попробуйте только тронуть раввина, имама или модного режиссера с правозащитником. Тысячи и тысячи людей во множестве СМИ вас тут же обвинят в антисемитизме, исламофобии, ксенофобии, фашизме, нацизме, расизме и еще в полутора десятках других -измов. Для них не важно, виноват человек или нет, главное - тронули «своего». И очень часто Закон РФ прогибается под таким давлением, вырабатывая тем самым определенный тренд в обществе и организовывая алгоритм действия недовольных.
Желая избежать обвинений в давлении на органы правосудия и оставаться кристально чистой в глазах российского общества Церковь, к сожалению, получает обратный эффект. Приученное к описанному мною тренду общество в таких случаях рассуждает: «Посмотрите, как в подобных случаях действуют остальные - они активно и агрессивно защищают своих. А РПЦ молчит, значит, знает, что батюшка виноват и не хочет еще больше усугублять ситуацию со своим имиджем». И в этом есть логика, причем подкрепленная уже устоявшейся практикой.
Кто я такой, чтобы рассуждать о духовной и организационной деятельности Русской Православной Церкви? Я и не собираюсь. Но вот говорить об управленческих ошибках митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина, на мой взгляд, стоит. Тем более что они лежат на поверхности и доступны любому аналитически и критически мыслящему человеку.
С точки зрения логики менеджмента в деле о. Николая Стремского владыка Вениамин допустил несколько критических управленческих ошибок. Ведь это дело длится уже не один год и только 3 месяца назад перешло в активную стадию. О. Николая и всех его близких прослушивали несколько лет, а нынешние обвинения появились еще 2 года назад. Неужели за эти годы владыка не мог разобраться в этом деле и решить, виновен о. Николай или нет? Конечно, мог. Даже не выясняя это, владыка с легкостью мог отстранить «своенравного, горделивого, излишне независимого и самостоятельного, трудно контролируемого» батюшку и послать его в дальний монастырь или поднимать захудалый приход на Выселках. Это в его власти.
Кроме того, среди архиереев существуют свои коммуникации, и ни один, даже самый въедливый, журналист не сможет в своем расследовании сообщить им что-то новое. Ситуация с о. Николаем Стремским для Церкви была давно ясна, но митрополитом Вениамином не было сделано ничего для ее разрешения. Возможно, что он просто не ожидал такого стремительного развития событий и вмешательства иных, более серьезных сил. Но, как опытный управленец, должен был предвидеть, и уж тем более должен был принять меры для нейтрализации этих сил.
А сейчас, если мыслить логически, получается такая ситуация. Если о. Николай виноват, то почему, зная это, владыка Вениамин не принял меры еще несколько лет назад. А если не виноват, то почему правящий митрополит, опять зная это, не защищает своего подчиненного. В любом случае управленческая ошибка владыки налицо, а эта ошибка, развиваясь, в свою очередь ведет к громадным имиджевым потерям всей Церкви. И чем быстрее ситуация разрешиться, тем меньше будут потери.
«Синдром Пилата» - не самый лучший выход.
Антиправославные издания, коих сейчас развелось в неимоверном количестве, уже полностью подключились к дискредитации владыки Вениамина в лице общественности и руководства Церкви. Широко известный своими примитивными антиправославными фейками Дзен-канал Ахилла еще в сентябре опубликовал статью
«Оренбургский митрополит о задержанном священнике: От него можно ожидать чего угодно», в котором привел слова, якобы высказанные самим владыкой:
«Пока следствие не раскрывает подробностей, епархия не берется принимать какие-либо решения в отношении отца Николая. Хотя, если честно, человек он специфический, от него можно ожидать чего угодно. Помимо того, что он - священник, он еще и гражданин России, поэтому на него распространяются все законы, которые он наравне с другими гражданами должен соблюдать».
Зная фейковую репутацию Ахилла, я не поленился и прошел по ссылке до
первоисточника, в котором фраза «Хотя, если честно, человек он специфический, от него можно ожидать чего угодно» отсутствует. Скорее всего, владыка Вениамин эту фразу не говорил. Но факт создания таких фейков против Русской Православной Церкви и митрополита Оренбургского уже сам по себе о многом говорит. И прежде всего - о заранее спланированной и заказной кампании, частью которой и стал очередной фейк Ахилла.
Перед Русской Православной Церковью стоит сейчас могущественный и многоликий враг, Заказчик, штаб которого находится не в кабинетах областных руководителей, не в редакциях либеральных СМИ, не в Правительстве и даже не в Государственной Думе. Там сидят далеко не рядовые организаторы. Штаб этого врага находится за рубежом, и финансирование его деятельности в России весьма щедро и огромно. И очень многие люди видят и этого Заказчика, и некоторые его связи в России. В мою задачу не входит расследование всех горизонтальных и вертикальных связей организаторов, это громадное аналитическое исследование по силам только государственным структурам соответствующего направления, моя задача разобраться в конкретном деле и показать тенденции и угрозы. Еще 26 сентября публицист Владимир Семенко в своем Фейсбуке опубликовал запись:
«Именно сейчас начался новый накат на священников-традиционалистов, много и плодотворно работающих именно на детско-родительском направлении. Конкретно имею в виду истерические нападки на о. Димитрия Смирнова со стороны Оксаны Пушкиной…
Поскольку ювенальщиков, которые продвигают этот закон, не раз ловили за руку на подтасовке фактов, им срочно нужна новая «железная» фактура…
Кто такой о. Николай Стремский? Это отнюдь не персонаж кураевского сериала про «гомосексуальное лобби» в РПЦ, а батюшка сугубо традиционной (и традиционалистской!) ориентации, который за 30 лет усыновил 70 детей. То есть удар наносится по Церкви именно в связи с детско-родительской темой и, следовательно, косвенно - по традиционной православной семье».
Мне кажется, руководству Церкви стоит прислушаться к словам Владимира. Ведь дело о. Николая отнюдь не рядовое, это - пилотный проект уже достаточно высокого уровня. Проект, который уже был обкатан в России на более простых ее гражданах. Могу привести в пример историю, которая произошла еще в 2017 году против тренера детского спортивного клуба. Его подопечная, несовершеннолетняя, обвинила тренера в сексуальных домогательствах в стенах клуба. И хотя существует
видео с места происшествия, снятое стационарной камерой видеонаблюдения, о которой все знали, на котором нет ничего, даже отдаленно напоминающее сексуальные домогательства, судьи Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга и Свердловского областного суда Анна Каркошко, Александр Семериков, Ольга Дыбкова, Максим Крутько, Ольга Кошубина и Мария Мартынова приговорили тренера к восьми годам строгого режима.
У меня нет доступа к статистике судебных приговоров по этим статьям в России за последние годы, но случай в Екатеринбурге далеко не единичный. Это говорит о том, что технология обвинения по этим статьям сначала обкатывается на простых гражданах в различных регионах, а затем, уже обкатанная, применяется на более значимые фигуры, такие, как о. Николай Стремский.
И если у них сейчас получится, то ни один иерарх Русской Православной Церкви не будет гарантирован от применения к нему подобных хайли-лайкли технологий, особенно в провинции. Совсем не обязательно, что будет применена именно тема детского сексуального насилия. Заказчики - люди совсем не глупые и понимают, что к людям такого уровня нужен индивидуальный подход и нестандартные решения. Недовольных среди чиновников различных ведомств в регионах всегда хватало, договориться с ними возможно, использовать их слабости и страсти заказчики умеют, а в финансировании подобных операций у зарубежных структур никогда проблем не было. Отстаивая о. Николая сейчас, Церковь будет отстаивать своих руководителей в будущем, свое духовное лидерство и единство, предотвращать расколы и ереси уже внутри самой себя.
Перед Церковью стоит еще одна сложная задача. Нужно разделить дело о. Николая на две части - непосредственно судьбу самого священника и судьбу созданной им Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия. Стоит признать, что перед владыкой Вениамином стояла архисложная задача. В случае удаления о. Николая Стремского Обитель лишалась своего главного строителя, организатора и финансиста. Ведь финансирование деятельности и дальнейшего развития обители целиком зависела от о. Николая. Все паломнические, спонсорские и финансовые связи замыкались исключительно на нем. Кроме того, расположенный рядом с обителью комплекс коммерческих предприятий, включающий магазин, трапезную «Русский двор», гостиницу «Саракташ», огромный ЦУМ, является собственностью о. Николая, а его прибыль направляется на финансирование обители. Сможет ли владыка Вениамин заменить о. Николая в его отношениях с основными спонсорами, хватит ли его авторитета? Не знаю.
Сейчас, лишившись своего главного организатора и финансиста Свято-Троицкая обитель милосердия стремительно разоряется. Распущена иконописная мастерская, много талантливейших иконописцев разъехались. На территории обители стоит пустой фундамент строящегося Дома милосердия, кругом заброшенная строительная техника и горы новых кирпичей. Не функционирует детская площадка и кафе «Сказка» в самолете Ту-134. На грани закрытия медицинская часть. Православная гимназия лишилась автобуса, развозящего учеников по отдаленным частям Саракташа, учеников вынуждены были лишить бесплатного питания, а с нового учебного года планируется ввести и платное обучение. Количество учеников гимназии стремительно убывает.
Не ясны судьбы бабушек из дома милосердия, а также монахинь, среди которых есть и схимники. Финансирование дома милосердия пока позволяет только поддерживать их питание. Скопились громадные долги по налогам и услугам ЖКХ. Уже половину строений планируется отключить от отопления, водоснабжения и канализации. Большое количество служащих обители потеряли работу или выведены за штат. Саракташ лишился своего градообразующего предприятия, исчезли сотни рабочих мест. Это далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнулась обитель. Кто будет их решать?
А эти проблемы решать надо, вне зависимости от того будет ли о. Николай осужден или оправдан, вернется ли он в обитель или нет. У многочисленных прихожан, членов обители и мирян остается только одна надежда - Свято-Троицкая Симеонова обитель милосердия в г. Саракташ, это чудо чудное, благодатное, должно перейти под патриарший омофор. Иначе мы рискуем потерять это «второе Дивеево», а заказчики дела о. Николая Стремского достигнут одной из двух своих главных целей - разорить обитель и сделать из нее подобие
«Престола Сатаны».
Первой своей цели - с помощью ювенальных технологий полностью дискредитировать институт российской семьи, институт усыновления и опеки, православные семьи с десятками приемных детей и воспитанников путем обвинения главного примера, «иконы» всех этих явлений и его осуждения, уже вполне успешно реализовывается. И если этой цели мы, православная общественность, простые люди, православные юристы и СМИ еще можем противодействовать, то второй цели помешать может только руководство Русской Православной Церкви. И мы на это очень надеемся, тысячи и тысячи человек молятся, как за сохранение Свято-Троицкой обители, так и за судьбу о. Николая.
Что же сказать самому о. Николаю Стремскому. На мой взгляд, в его положении остается уповать только на волю Божью и помнить слова Митрополита Лимасольского Афанасия:
«Почему Бог попускает в нашей жизни столько испытаний? Испытания - это уникальные возможности для нас, и не упускайте шанс ими воспользоваться. В своих молитвах мы обращаемся к Богу и просим: «Господи, спаси мою душу и сохрани меня от козней лукавого. Дай мне смирение, ведь без него мне не приблизиться к Тебе». Как же придет к нам просимое смирение? По Божиему попущению случится так, что сами обстоятельства нашей жизни будут нас смирять: где-то нас унизят, оклевещут, отругают, обидят, растопчут, не сделают так, как мы хотим, пойдут против нас, и вот там мы проявим степень своего смирения. А не когда у нас все прекрасно, мы посиживаем на диване и ощущаем себя смиренными и спокойными».
Храни Вас Господь!
Александр Никишин В коллажах к статье использованы работы Натальи Ковнер, детей о. Николая Стремского, личные фотографии автора, а также фотографии из открытых источников.