Весеннее метро (Kaiwang chuntian de ditie / Spring Subway), реж. Чжан Ибай, 2002 г.

Feb 02, 2008 18:43

А у меня снова нет нэта. И, как сказали служители местной техподдержки: сроки ремонта не постижимы.
Вещаю из интернет-кафе на Тверской, попивая чашечку ароматного капучино.

Вчера по культуре показывали трогательный китайский фильм-этюд, фильм-зарисовку из жизни семейной пары. Речь идет о семейном кризисе после 7-ми лет совместной жизни, который переживают главные герои.
Под катом, скорее, не рецензия, а мои впечатления. Возможно, они покажутся Вам интересными и появится желание увидеть сам фильм.

"Весеннее метро", 2002 год,
драма/мелодрама
режиссер: Чжан Ибай,
страна: Китай




Фильм о том, что случалось и со мной, и с Вами, и с миллионами окружающих людей. Фильм об умирании и возрождении любви. О том моменте, когда двоим уже ясно, что наступил момент расставания, внутреннего расставания и нужно простить и отпустить друг друга. Все кончено. Это очень больно. Мечта о единственно возможной любви на всю жизнь разрушена и не имеет смысла собирать осколки.
Но семь лет, прожитых вместе, не отпускают. Не хочется верить в происходящее. Хочется зажмурить изо всех сил глаза и крикнуть: «Остановись! Я здесь. Я все еще здесь и я еще люблю тебя! А ты? Ты все еще любишь?!»
Но нет сил: слова застревают в горле и отдаются в груди тупой болью, бессилием и отчаянием. В голове крутится один и тот же вопрос: неужели все, что было раньше между нами, напрасно? Неужели эти года потеряны навсегда?
Уже нет искренности, нет контакта, движения другого мешают, стесняют, хочется отодвинуться, пересесть на другой угол дивана. Напряжение, недоговоренности, тревога. Мы замыкаемся в своем одиночестве, в невозможности разговаривать друг с другом. Цепляемся за воспоминания: первая встреча, прыжок вместе с тарзанки, брызги в ванной, безудержные поцелуи, ужин вдвоем и сказки, рассказанные на ночь. Мы ложимся спать рядом и все еще сжимаем пальцы друг друга, но это прощальное болезненное пожатие близких людей, удаляющихся друг от друга со скоростью движения электропоездов и пытающихся удержаться в этом стремительном движении, зацепиться за любую возможность. Но так как было раньше - уже не будет никогда. Приходит понимание: любовь возможна, но уже не с тобой. Или с тобой, но другим, гораздо позже.
А потом возникает новая встреча, и боль умирания смешивается с предчувствием любви. Незабываемый, волнительный коктейль. Мечешься, разрываешься, болеешь растерянностью, ждешь встречи, запрещаешь себе ее, чувствуешь боль другого, не можешь никак решиться, но понимаешь неизбежность нового чувства. От этого больно и радостно одновременно, хочется рыдать навзрыд, очиститься с помощью этих слез. Замираешь, прислушиваешься к себе, перебираешь чувства как струны… И здесь лучше всего не спешить, побыть с собой хоть немного, разобраться в непростом клубке переживаний, стать искренней для начала хотя бы с собой, залечить раны и очистить почву для новой любви.
Кстати, эта новая встреча может произойти совсем не обязательно с другим мужчиной, мужчина может быть тот же… Оттенки будут иными, но внутренние изменения обязательно произойдут.

И снова китайский фильм поразил меня глубиной проникновения в суть взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Неторопливо, вдумчиво, лирично показан один из сложнейших этапов трансформации чувств. Кадры замедляющегося или застывающего пространства позволяют нам полнее ощутить внутренний мир героя. Ничто вокруг не отвлекает: на тонкой связующей нити остается лишь зритель и персонаж. Диалоги, произнесенные сомкнутыми губами, провалы в прошлые воспоминания, фантазии о том, как все могло бы быть - все знакомо до боли.
Музыка! Какая музыка! Именно она на 60% творит атмосферу и делает фильм таким прозрачно-светлым. Благодаря ей, даже боль и страдание имеют оттенок светлой грусти и надежды. Понимаешь: да, это конец, но конец данных вполне конкретных отношений, а не конец жизни (как предполагается в сказке о любви до гроба). Все еще будет, любовь вернется в новом обличии. Случайно, неожиданно, в кафе или метро.

Кстати, о метро… Фильм называется «Весеннее метро». Почему?
Метро - это один из «живых» образов, который трансформируется вместе с чувствами и жизнью главных героев. Вначале оно - место их ежедневных привычных встреч после работы, мимолетный этап пути, связывающий дом с работой, часть их размеренного обычного жизненного движения. Но вдруг это движение нарушается. Главный герой теряет работу. Но это не все. Изнутри его подтачивает предчувствие еще одной потери. Его мир постепенно рушится, он боится все потерять и не рассказывает любимой об увольнении. Надвигается депрессия. Главный герой подавлен, потерян, хочет убежать от надвигающейся внутренней трагедии. Выбранный путь бегства - ложь, неискренность. Каждый день он спускается в метро (как будто бы на работу) и ездит по кругу. Круг, который совершает поезд - одновременно символ бегства, «замкнутого круга» и необходимости остановиться и оглядеться: что же вокруг происходит, что происходит со мной, с нами?
Думаю, Вам известен некий эффект поездов (не путать с эффектом попутчиков), когда смотришь в окно на убегающие дома, деревья, рельсы, а внутри происходит «работа», перебираешь кусочки жизни, одни любовно, другие осторожно, погружаешься в них, иногда даже принимаешь непростые решения. Мне, например, в поездах лучше всего размышляется.
Постепенно метро меняет свой облик, становится более «очеловеченным», заполненным людскими историями: иногда трагичными, иногда счастливыми. Вначале главный герой лишь отстраненно наблюдает, потом эти истории начинают волновать его. Это уже не замкнутый круг, метро приобретает смысл «соединения судеб» (все-таки поезда помогают нам встретиться, доставляя нас на нужную станцию) и движения к чему-то новому, к возрождению. Метро-то весеннее… Чем не символ возрождающейся жизни?

P.S. В голове крутятся строчки знакомой песни:
А, знаешь: все еще будет!
Свежий ветер еще подует,
И весну еще наколдует…
Надо ее использовать как заклинание. )))))

Кадры из фильма:












кинематограф

Previous post Next post
Up