В последнее время я все чаще возвращаюсь к одному и тому же образу. Это богиня любви ацтеков, описанная в рассказе Луиса Сепульведа «Библиотекарь». Рассказ о последних днях Хранителя воспоминаний и вопросов, сомнений и ответов, последнего из племени ацтеков.
Богиня любви Тлацальтеоль, поедающая людские нечистоты, дабы мы с Вами могли любить.
Если ее рот слишком заполнен, она призывает птиц, которые помогают ей свершать это магическое действо.
Это очень символично и глубоко. Когда душа полна всяческого дерьма и нечистот, любить не просто, много «хвостов», незаживающих ран, «неразрешенных отношений», «переносов», установок, ожиданий, ассоциаций. Хочется очиститься.
Кто же «все это» поглотит, если не она?!
Может быть, в этом и состоит наивысший акт любви божества к человеку?
Образ покорил меня, он красив и востребован, но, к сожалению, частично является плодом творчества автора. Реальная ацтековская богиня Тласольтеотль более прозаична.
Любопытствующим:
Тласольтеотль (Tlazolteotl, Tlazolteotli) - «Пожирательница грязи (экскрементов)», богиня ацтеков. В их мифологии олицетворяла очищение от недозволенных страстей, похоти, наслаждения и разврата.
Одна из важнейших мезоамериканских богинь-матерей, связанных с землёй, плодородием, сексуальными наслаждениями, плодовитостью и родами, Тласольтеотль персонифицировала для ацтеков идею грехов, особенно сексуальных, и покаяния. «Женщинами Тласольтеотль» называли проституток; она считалась покровительницей грешников. Тласольтеотль могла как возбудить страсть, так и освободить от неё, а также наслать безумие и венерические заболевания. Люди «жертвовали» ей свои грехи во время особой исповеди перед жрецом (исповедь совершалась один раз в жизни). Согласно верованиям ацтеков, Тласольтеотль приходила к умирающему и очищала его душу, поедая всю «грязь». Отсюда её имя - пожирая нечистоты (грехи), Тласольтеотль очищала людей от прегрешений.
Тласольтеотль - одно из древнейших божеств Мезоамерики; ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у племени хуастеков. На побережье Мексиканского залива она была известна как Цинтеотль («богиня крестца»), что явно указывает на её сексуальный характер; «цинтль» значило не только «крестец» или «задний проход», но и «основа начал». Её ипостасями считались богини Тоци («наша бабушка»), Тлалли-ипало («сердце земли»), Тлаелькуани («пожирательница грязи»), Ишкуина, Тетеоиннан («мать богов»), Чикунави-акатль («девять тростник»). Четыре её аспекта признавались отдельными богинями: Тиакапан, Теику, Тлако и Шокутшин. Сама Тласольтеотль иногда считалась одной из ипостасей богини любви Шочикецаль. Её сыном от бога Уитцилопочтли (бог Солнца и войн, самый главный и свирепый бог ацтеков) называли бога молодого маиса Центеотля.
Изображалась Тласольтеотль в одежде из хлопка, с обнажённой грудью. Её отличительные признаки - носовая вставка в виде полумесяца, головной убор из перьев перепёлки с двумя торчащими веретенами, жёлтая окраска лица; коралловая змея или окровавленная верёвка на её шее, очевидно, символизировала похоть. Её символ - метла из камыша, которой символически выметались грехи. Иногда её изображали в содранной человеческой коже, либо в виде обнажённой женщины, рожающей, сидя на корточках.
На осеннем празднике в её честь приносили в жертву девушку; жрец, олицетворявший богиню, надевал её кожу как куртку. В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Привязав его к столбу, в него метали дротики; капающая кровь символизировала дождь.
Я же познакомилась с Тласольтеотль впервые на страницах книги Макса Фрая «Мой Рагнарек». Главный герой был о ней специфического мнения, звать на дружеские вечеринки не советовал
- Здесь, между прочим, и о вас говорится! - Улыбнулся я. - Правда, в основном - всякая ерунда, но довольно мило написано... Ладно, теперь слушайте меня внимательно: я временно прекращаю молоть чушь и приступаю к деловой части своего визита. Вашу загадочную злодейку с веретенами зовут Тласольтеотль, она же Ишкуина, Тоси, или Тетеоиннан - думаю, вам не помешает узнать все ее имена, правда? Между прочим, она - богиня плодородия, сексуальных, извините за откровенность, грехов и заодно покаяния, а по совместительству - пожирательница грязи...
- "Богиня"? - Мрачно переспросил Один. - Как же так вышло, что я ничего о ней не знаю?
Я никогда не слышал ее имен. Ты пытаешься меня обмануть, гость? - Кажется, он с трудом сдерживал гнев. Его можно было понять: когда думаешь, что тебе уже давным-давно все известно и понятно, и вдруг в самом конце жизни обнаруживаешь, что подвластное тебе знание легко умещается на одной-единственной страничке толстенного тома, да и тот - далеко не единственный в бесконечном лабиринте библиотеки, трудно сохранять спокойствие...
- Зачем мне тебя обманывать? - Я пожал плечами. - Сам посуди: если все люди, которые населяли этот мир, не были знакомы друг с другом, почему бы не предположить, что боги тоже не успели перезнакомиться? В конце концов, вас тоже довольно много! К тому же, эта кровожадная барышня и ее многочисленные коллеги были богами одного древнего и весьма загадочного народа, который жил за океаном, очень далеко от твоей вотчины... Между прочим, я вообще не уверен, что они именно боги - то есть, такие же боги, как вы. Думаю, они - что-то совсем иное! Я воспользовался этим словом, поскольку так их называют в книжке, а другой информации у меня все равно нет. Будем просто считать, что эти ребята - совершенно непостижимые создания, к тому же, обремененные странными привычками: если верить книге, эта зловещая дамочка, Тласольтеотль, с удовольствием лакомится экскрементами, проще говоря - жрет дерьмо. Имейте в виду, если захотите пригласить ее на дружеский ужин!