Обращение в слух (с) Антон Понизовский

Apr 05, 2013 17:59


До недавнего времени к современной литературе относилась с очень большим сомнением, не верила, что существуют такие авторы, произведение которых оставит след в душе, захочется перечитать его еще раз, захочется посоветовать читать друзьям, захочется еще не раз прокрутить сюжет в памяти и обдумать.

В романе Антона Понизовского "Обращение в слух" раскрывается жизнь в России небольшими рассказами от первого лица со всей неоднозначностью, болью, переживаниями и любовью. Несколько странно, на мой взгляд, вести повествование от помощника профессора по исследованию антропологии национальных культур, юного Федора из России, который около 7 лет живет в Швейцарии. Он прослушивает записи, сделанные на Родине, и расшифровывает их. И вот перед нами история самого Федора, Лели, одной семейной пары, все они вместе узнают русский быт, истории незнакомых им людей.... Отлично, сидеть так в уютном отеле, слушать о жизни в России, трактовать ее, осуждать и защищать народ, когда ты так далек от всего этого, когда тебе самому это неизведанно. Да и что толку от подобного занятия? Понять как живет простой народ? Проникнуться к нему? Или, может, написать научную работу о глубине русской души? Зачем?


Книга ставит много вопросов и дает так мало ответов, заставляет принять решение самому, задуматься о многом, может поэтому она так и впечатляет? Не буду пересказывать текст произведения, лишь попробую сформулировать раскрытые автором темы. поднятые конфликты.

Любовь к русскому народу. Весь роман пронизан ей, тонкой нитью ведет читателя от первых до последних страниц. Любовь к русскому народу не так просто, как кажется на первый взгляд. Вот рассказывают свои истории некие женщины и мужчины, и вместо осуждения, автор призывает отнестись к ним с пониманием. Для одних людей, как для героя романа Дмитрия Белявского, это недопустимо и невозможно. Он раскладывает все и всегда на составляющие, ищет первопричину и подвергает анализу. Белявский как раз и не принимает тему любви к русскому народу:

"Вам, кстати, это само по себе не кажется извращением? Можно любить человека. Русского человека, вай нот. Русскую женщину. Или мужчину. Русскую музыку можно любить. Кто-то может, наверно, любить какой-нибудь русский пейзаж, не окончательно испохабленный: пашню там, лужу... не знаю, взгорок-пригорок... ну, может, нравится, мало ли... Но любить целый народ?.. наро-од?"

"Достоевского выкиньте в мусорное ведро: в России больше нет ничего, всё сгнило, всё умерло! Русскую душу?.. Пусть ваши профессора ищут русскую душу в русской литературе, в России нет русской души! И никакой души нет! Душа - здесь, где нормальные люди - вы обернитесь вокруг, посмотрите вы на нормальных людей, как живут нормальные люди!.."

Федор же не унимается, противопоставляет Белявскому, правда, в конце романа, много увереннее:

"И точно так же - народ! Да, такой нам попался отец, муж, жена, близкий родственник: вот такой, да - больной, изувеченный, пьющий, пьяный, с катетером, от него плохо пахнет - что сделаем? Скажем "фу, от тебя плохо пахнет"? "Ты пьяный"? Он пьяный, потому что лекарства не помогают - или они недоступны, он их название не понимает, а водка дешевая - ну? что? плюнем в него? посмеемся? скажем, что он похож на животное?..."

"Когда дело доходит до лично меня - я хочу, чтобы в любом моём унижении - внешнем - во мне продолжали видеть внутреннюю значительность: я ведь на самом деле значительный, я не пустое место… Я хочу, чтобы даже с катетером, с трубкой для кала, в любом состоянии, в пьяном, в униженном - кто-то продолжал во мне видеть, что я на самом деле прекрасен! И даже не просто я этого «хочу», а, в сущности, мне это нужно больше всего на свете. Я больше всего на свете хочу, чтобы кто-то, хоть один-единственный человек! видел меня любящими глазами - то есть видел меня настоящим, видел во мне настоящее (как, между прочим, Фёдор Михайлович Достоевский видел русский народ): я хочу, чтобы кто-то смотрел на меня любящими глазами!
И ведь знаете что?
Всегда есть кто-то, кто смотрит такими глазами. Мой Бог на каждого смотрит такими глазами. Здесь, по эту сторону, только жена на мужа - и то не всегда посмотрит; а мой Бог на каждого человека смотрит любящими глазами…"

Отцы и дети. Думаю, что из прочитанного выше, уже понятно кто отец, и кто ребенок. Самое интересное, что в своих рассуждениях и спорах, Федор и Дмитрий опираются на произведения Достоевского. Сравнивают его и Толстого, жизнь в то время и сейчас, разницу взглядов и отношений. Прав и Белявский со своим цинизмом, наивно-романтично прав и Федор.

Любовь. На протяжении всей книги, не слишком заметно, развиваются отношения Федора и Лели, "На день-полтора задержалась в Беатенберге одна суровая девушка Лёля", с ней Федор за все время прибывания его друзей обмолвился разве что парой фраз, "правда, время от времени Феде казалось, будто от неё исходит некий - не физический, а какой-то общий, нравственный, что ли - запах чистоты, напоминающий запах свежего снега, и ощущение это ему нравилось, и удивляло его, но внешне Лёля его совсем не привлекала: всегда была одета в один и тот же бесформенный балахон и угги, ходила немного вразвалку... и главное, он никак не мог попасть с нею в тон. Лёля вообще отличалась немногословностью, но даже когда что-нибудь говорила (обычно кратко), он её не понимал: не понимал, зачем она говорит сейчас именно это; что имеет в виду; что чувствует, - и даже простой, «первый» смысл сказанного часто не понимал."

Чем больше времени проводят они вместе, тем больше возникает у них интерес друг к другу. При первом приближении создается ощущение красивой романтичной истории: встретились за тысячи км, совершенно случайно она не смогла улететь вовремя, он берет над ней опеку как старший, они узнают друг друга, влюбляются и живут долго и счастливо. Вот только дурацкая привычка все анализировать заставила меня задуматься все ли так просто как кажется на первый взгляд? Ан нет. Вот живет себе Федя, обращают внимание на него в основном женщины в возрасте, отношения мимолетные, что в какой-то степени его не очень устраивает. Опять же появляется такой герой как Дмитрий Белявский со своим расположением и внимание к Леле, та, в свою очередь, к нему предрасположена. Тут берет верх ревность. Да, именно, это чувство собственничества: во-первых, Лелей интересуется взрослый состоявшийся мужчина, значит что-то в ней есть, во-вторых,почему она на Федора-то не смотрит так? Плывем по волнам мыслей далее, Леля внимательно слушает Федю, не перебивает его, не спорит с ним, хотя девушка умная и имеет свое представление о жизни и ее ценностях. И да, Федору одиноко и тоска по Родине его замучила, хочется поговорить с русским человеком и тут как раз она, он попросил остаться ее с ним, а ей было этого достаточно.А так хочется верить в красивую историю. (да, я человек-парадокс, что ж поделать :))

Пьянство. "Когда русские пьют - они все шаманы" - отличное высказывание, полностью отражает действительность, с той лишь неточностью, что пьют везде, не только в деревнях да и не только в России. Книга показывает как из-за пьянства распадаются семьи или как женщина терпит пьянство мужа, как страдают дети. Кто-то может завязать, кто - нет. Как известно, беда не приходит одна и вместе с алкоголем приходит бедность и насилие. Еще момент: слишком уж яркими красками подчеркнута ВАЖНОСТЬ, с которой пьют в деревнях или небольших городах. Взглянем на столицу, уже не важно какой страны, и увидим бары на каждом шагу, увидим, что пьют немереными количествами, и все это не вызывает у нас чувство омерзения или жалости к людям. Или же вот в перекрестье в религией:

"В послании к Эфесянам апостол пишет: «Не упивайтесь вином, а исполняйтесь… - то есть «наполняйтесь» - Духом». Не правда ли, странно: апостол Павел буквально через запятую говорит про Дух Святой - и вино. И этот момент - не единственный. Когда Дух Святой впервые сошёл на апостолов, некие люди «ругающеся глаголаху» - то есть говорили, насмехаясь, - «яко вином исполнены суть» - то есть, что апостолы напились сладкого вина, буквально по-­гречески «наполнились сладким вином», «наполнились сладостью»… Два раза упоминается сходство между действием Святого Духа - и действием алкоголя!"

Православие. По убеждениям Федора, "русский народ богоносец", а страна богохранимая, не смотря ни на что.

"«Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы, и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою»."

"Вера тоже бывает неоднородной. - Федор постарался придать голосу максимальную убедительность. - Есть чистое зерно, чистый хлеб слова  Божьего. Но есть также и плевелы - суеверия. Если сразу их выполоть, можно выдернуть вместе с ними зерно…"

Остаться и бороться или убежать и слушать. Может это только мне показалось, но в конце романа четко сказано, что бестолку что-либо говорить об этих историях, что нечего рассуждать и критиковать - нужно слушать.

"А мы их не слышали. Мы их перебивали, пытались их интерпретировать, объяснять. Мы жалели их. А я теперь думаю: может быть, даже не надо сразу жалеть. Чуть попозже: жалеть, возмущаться, сочувствовать - но сначала услышать. Такими, как есть.
Это самое важное: не такими, как хочется, не придуманными - а такими, как есть. Просто слушать. Заставить себя замолчать."

Супер! Если так все будут просто слушать, кто будет действовать? Да, живя заграницей, находясь далеко от насущных проблем и трудностей в России, быть может и не надо ничего предпринимать, послушали - узнали и успокоились, а те, кто в этой стране живет и хочет, что-то изменить не могу сидеть сложа руки. Каждый вносит свой, пусть и не заметный, вклад в развитие страны. Что толку ругать правительство? Надо менять свое отношение к стране, к работе, к людям, .... Хватит уже подставлять щеку, когда бьют по другой! Хватит жаловаться и ругать все. Каждый причастен к созданию лучших условий для жизни в стране, счастье одного зависит от счастья тысяч людей.

современная литература, впечатлительность, книги, мысли

Previous post Next post
Up