Каталония, день четвертый, Барселона - часть 2.

Jun 21, 2016 00:20

Силуэт церкви Саграда Фамилия - визитная карточка Барселоны. Правда, через 10 (в идеале) лет все значки, открытки и брелки придется переделывать - вырастут центральные башни. Так вот, если вы видели эту церковь снаружи, считайте, что вы ничего не видели. Потому что главное - внутри. Это невозможно описать словами. Надо глубоко вдохнуть и шагнуть навстречу чуду. Вдохнуть, потому что увидев это, вы забудете как дышать. Вы попадете в сказочный лес. Помните Карика и Валю? Вот такое, наверное, у них было ощущение, когда они уменьшились до размера божей коровки и оказались среди стеблей цветущего луга. Вот тут как раз она (фото из Flickr, пользователь Florence) :




Это двери церкви со стороны фасада Рождества, созданные японским скульптором Etsuro Sotoo. В возрасте 25 лет он увидел творение Гауди и остался там навсегда. Более того, он даже перешел в католицизм, чтобы лучше понять и прочувствовать своего кумира. В церкви совершенно точно ощущается божественное присутствие, или во вяком случае, что то сверхестественное. Леньке удалось это запечатлеть - видите, какой свет льется из витражей?




Неважно сколько я тут буду описывать увиденное, это невозможно передать ни словами, ни фотографиями.




Работы там еще очень много. Над проектом работают разные архитекторы и скульпторы, пытаются домыслить то, что Гауди не успел сказать. Часть его эскизов и планов уничтожили в 1936 идиоты-анархисты, и всеми так любимый Оруэлл поддержал эту варварскую затею. Мы не узнаем, согласился бы Гауди с тем, как выполнил Josep Maria Subirachs фасад Страстей Господних. Есть недовольные, есть поклонники. Субиракс посвятил этой работе почти двадцать лет, даже жил, как и Гауди, в церкви. Контраст между фасадом Рождества и фасадом Страстей колоссальный, он одновременно и разрушает архитектурное единство пространства, и объединяет его идеологически.

Не буду больше морочить вам голову. Поезжайте смотреть сами. А мы, наскоро перекусив, едем на метро в Каталонский Музей Изящных Искусств. Музей расположен во дворце. Вернее, это здание могло бы быть дворцом, так оно монументально и царственно высится на холме, но было построено для экспозиции всемирной выставки 29-года. Когда мы вышли на площади Испании и пошли к музею, я приуныла - уж больно высоко подниматься. Но барселонцы не промах - они добавили к лестницам не слишком заметные издалека эскалаторы, это очень удобно!




Начинал его строить уже знакомый нам по Casa Amatller Жозеп Пуч и Кадафальк (он вообще был одним из инициаторов самой идеи выставки), но из-за политических перемен с одной стороны (приход к власти Примо де Ривера) и финансовых с другой (его проект был очень дорогостоящим), этот план был отвергнут. У меня сложилось впечатление, что испанские архитекторы вообще активно участвовали в политической жизни страны. Пуч был президентом Каталонского Содружества с 1917 по 1924 год, во время гражданской войны эмигриривал во Францию, а после его возвращения в 1942 году режим Франко запретил ему работать архитектором. Его учитель и директор Архитектурной Школы Доменек и Монтанер (Casa Lleó i Morera) был также борцом за независимость Каталонии, пять лет был представителем Каталонии в Мадриде.
Я отвлеклась. Так вот, все тот же Пуч и Кадафальк участвовал не только в разработке архитектурного проекта, но и руководил археологическими восстановительными работами в романских церквях в Пиренеях, которые положили основу музейной экспозиции.

В музее великолепные коллекции романского и готического искусства. Такого объема работ и высокого качества самой экспозиции я нигде не видела. Очень рекомендую туда сходить, и выделить на осмотр побольше времени. А вот некоторые примеры, которые привлекли нас своей необычностью.

Рабочее название картины - "Термосы и бананы". В руках у апостолов в смысле:




Перенесу из фейсбука фрагмент обсуждения: Svetlana Tarkhanova Думаю, что термос держит в руках апостол Андрей, зная, что ему на Русь пешком, на остров Липне под Новгородом, пока там до бани ноги бы дошли) Банан - наверняка у Марка, который в Африку пошел проповедовать будущим коптам (пока забрал у них игрушку)!
Пока сошлись на том, что это все же разные изображения писания - то в книге, то в свитках.

Вот тут кого-то за чуб хватают (это из Бессалу, про который я раньше писала):




А это совершенно замечательное изображение Адама и Евы, уже вкусивших запретного яблока:




Вот такой вот необычный вариант распятия. Из обсуждения -
Dilshat Harman: Одетый распятый Христос - обычное дело для ранних изображений. Хотя по Евангелиям с него сняли хитон, он изображается на кресте в символическом одеянии, чтобы показать: он царь и первосвященник.
Кирилл Якобинец: Рубашечка же пестрая (меня она тоже изумила в свое время) мне кажется атрибутом Иосифа, который считается префигурацией Христа.




А этот мне понравился некоей "азиатчинкой":




А это - чем не иллюстрация из модного журнала 50-х? 12 век, однако:




Обратите внимание на плед на кровати, правда, у вас тоже такой есть?




Агнец, казалось бы, а кусается:




Из обсуждения - Кирилл Якобинец: Куница или собачка, кусающая за палец - на мой взгляд - отсыл к тому месту в тринадцатой главе у Иоанна, где сказано, что в Иуду вошел Сатана (с куском хлеба!), а другие апостолы ничего и не поняли.

Вот такой насыщенный день у нас получился. А назавтра настал последний день, который у меня уже нет сил описывать. Мы побывали в Монсерате с экскурсией, и еще немного погуляли по Барселоне и полетели домой.



Путешествия, Испания

Previous post Next post
Up