Два Санта Клауса

Apr 04, 2010 22:39


Среди американских республиканцев вера во всемогущество рыночного фундаментализма сродни религии: она абсолютна, неприкасаема и выполняет роль царствия небесного. Вот уберем это раздутое правительство, отдадим все рынку (в лице избранных представителей Уолл Стрита: только они в состоянии правильно управлять всеми остальными - сирыми и убогими, чей удел - повиноваться) и наступит всеобщее благоденствие - вот увидите!


Все бы ничего, но незамысловатая мантра "Снизим налоги и влияние правительства на бизнес" никого особо не прикалывала, стабильно обеспечивая республиканцам провал на выборах. И не только потому, что реализация именно этого плана привела к Великой Республиканской Депрессии 1928 года - ну, кто помнит детали? Просто основной массе американских избирателей было понятно, что все по сути сводится к урезанию социальных программ и ухудшению лично их положения. Кризис республиканской идеологии стал особенно очевиден, когда руспубликанец Бэрри Голдуотер был разгромлен, сметен, раздавлен на президентских выборах 1964 года (даже при том, что, если приглядеться, их предвыборная программа была куда более либеральной, чем у нынешних американских демократов).

Настроения тогдашней республиканской верхушки довольно точно передают слова: "Все, все пропало, шеф! Гипс снимают, клиент уезжает!"

Спас Республиканскую Партию США человек по имени Иуда Уанниски (Jude Wanniski) - журналист, экономист-последователь Фридмэна. Он рассуждал так: Демократическая Партия, приходя к власти, улучшает положение среднего класса, развивая социальные программы и создавая рабочие места. Одновременно демократы увеличивают налоги для богачей, повышая и свои рейтинги: в глазах рабочих они выглядят практически Робин Гудами. Ну, ладно, если не Робин Гудами, то во всяком случае Санта-Клаусами. А кто будет голосовать за республиканцев, агитирующих против Санта-Клауса?

И он нашел решение.

Почему бы республиканцам не стать двумя Санта-Клаусами одновременно? Одной рукой можно снижать налоги, а другой - увеличивать расходы государства! Идея была простой и гениальной: с одной стороны, кто не любит снижения налогов? Все будут голосовать за республиканцев! А с другой стороны, по позиции демократов наносился сокрушительный удар: ну, допустим, после правления республиканцев они выиграют выборы. Ну и что? - Им достанется разрушенная экономика, огромный дефицит бюджета, безработица, и они будут вынуждены увеличивать налоги, уменьшать собственный бюджет (снижая влияние государства, чего и надо республиканцам), урезать социальные программы и делать другие непопулярные шаги. И на следующих выборах республиканцам обеспечена победа и приведенная в порядок экономика. Так сказать, what’s not to like?

Под это дело Артур Лаффер (Arthur Laffer) подвел идеологическую и экономическую базу, Иуда Уанниски придумал термин Экономика Предложения ("supply side economics") и дальше дело пошло как по маслу. После победы Рейгана на выборах Иуда был назначен политическим советником в его правительстве, которое - как доктор прописал - снизило налоги, одновременно потратив на военные программы рекордную сумму, превышающую все бюджеты предыдущих правительств США вместе взятых. Следующему республиканцу (Бушу-старшему) удалось выиграть выборы, но страна провалилась в кризис и власть перешла к демократу-саксофонисту Биллу Клинтону. В нагрузку ему достался чудовищный дефицит бюджета. И - таки да - Клинтону пришлось по совету Гринспена увеличивать налоги, урезать бюджет, но к концу его правления Штаты снова стали экономически сильной страной, а растущая популярность демократов вызвала панику у неоконов. Даже история с Моникой Левински не помогла...

Уанниски в панике пишет: надо пообещать снизить налоги, а то пропадем!

"We of course should be indebted to Art Laffer for all time for his Curve... But as the primary political theoretician of the supply-side camp, I began arguing for the 'Two Santa Claus Theory' in 1974. If the Democrats are going to play Santa Claus by promoting more spending, the Republicans can never beat them by promoting less spending. They have to promise tax cuts...”

И Буш отработал это прямо по учебнику: обещания массовых ништяков, победа на выборах 2000 года, грандиозное снижение налогов для людей со сверхвысокими доходами, растранжиривание бюджета, две войны и как результат - Вторая Республиканская Великая Депрессия. В скорости уничтожения госбюджета Буш превзошел даже Рейгана, хотя казалось, что это невозможно.

Иуда Уанниски до разразившегося кризиса не дожил - умер от сердечного приступа за рабочим столом в 2005 году. По иронии его последним творением стало эссе в антивоенном сборнике “Neo-Conned!”, созданном в соавторстве с ультраправым консерватором Патом Бьюкенаном. Созданный ими агрессивный гомункул по имени Буш-младший достал даже их - двух старых неоконсервативных Санта-Клаусов.
Previous post Next post
Up