Кесария, Израиль. Октябрь 2011 г.
Откровенно говоря, Кесария не показалась чем-то из ряда вон выходящим. Наверное, в любом другом месте подобные исторические развалины вызвали бы массу восхищений, но на фоне всего остального Израиля Кесария поблекла.
Возможно, свою роль сыграло и то, что приехали мы туда довольно поздно. Было темно и страшно и довольно прохладно, отчего прогулки сократились и плавно перетекли в очередные дружеские посиделки.
Как часто бывает, несмотря на внешнюю неказистость, Кесария (даром что названа в честь очередного Цезаря) в своё время привечала и Ирода (это именно он, кстати, переименовал тогдашнее селение в честь императора Августа, дав Кесарии современное (ха, современное... Больше двух тысяч лет назад переименовал-то) название), и апостола Павла (ну куда ж в Израиле без подобных личностей). Не буду оригинальным, но эти тоже были тут.
С Павлом, кстати, вообще как-то нехорошо вышло. Он и упоминается-то в связи с Кесарией только потому, что именно отсюда его отправили в Рим. Ну а чем эта поездка закончилась, вы и так без меня знаете.
Как любой другой город в стародавние времена (а Кесария ещё и портом была, что ещё сильнее увеличивало количество желающих на него понабегать) Кесария старательно защищалась ото всех вокруг. Это, правда, не помешало сначала арабам, потом крестоносцам, а потом и мамелюкам поочерёдно его захватить.
Кесария, Израиль. Октябрь 2011 г.
Не особенно впечатляют эти стены, если честно. Особенно с учётом того, что внутри находилось много всего хорошего: от бань до дворца, театра и ипподрома. Кроме того, будучи единственным портом на этом побережье, Кесария быстро стала важным перевалочным пунктом.
Кесария, Израиль. Октябрь 2011 г.
Когда из-за роста города воды стало не хватать, хитрые древние пристроили к городу акведук. Так называемый верхний. А когда воды снова стало не хватать, пристроили и второй. Капитан Очевидность подсказывает - нижний. Сейчас они оба выглядят довольно неожиданно, стоя посреди пустынного песчаного окружения города. Сам город порядком разрушен, но акведук до сих пор стоит целёхонек.
Кесария, Израиль. Октябрь 2011 г.
Зато в Кесарии мы увидели очередной шатёр. Израиль только начинался, мы многого не знали и друзья рассказали нам что это такое.
Оказывается (нам вообще везёт) мы приехали накануне одного из больших иудейских праздников - Суккота. А шатры - это один из его основных атрибутов. И на иврите סֻכָּה- (сукка) - это как раз шатёр или шалаш. Их стоит огромное количество по всему Израилю. Говорят, даже организуются мобильные сукки, чтобы в самых диких частях страны можно было исполнить заповедь.
Кесария, Израиль. Октябрь 2011 г.
Собственно традиция - это очередная еврейская заповедь, которую с разной степенью вовлечённости исполняют современные израильтяне. Исторически она напоминает об исходе евреев из Египта (ага, том самом, где через море посуху, перед которым все напасти случились и т.п.). Считается, что во время похода тогдашние евреи жили как раз в шалашах. Поэтому строить их надо с одной стороны так, чтобы можно было жить, а с другой стороны не слишком надёжно, ибо это всё-таки не постоянное жильё.
В принципе, по традиции в сукке надо провести неделю, а кульминацией праздника является восьмой день. Но тут, как часто бывает у евреев, есть нюансы. Ибо если нет возможности жить в сукке неделю, то можно в ней хотя бы два раза в день есть. И то дело. Дома спать куда приятнее, я считаю.
Ну а раз в ней можно есть, то можно и развить эту идею. Например, вот так это сделано в Иерусалиме:
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Сами сукки стоят буквально на каждом удобном клочке (и почему-то никому особенно не мешают при этом). Например, во дворе дома, где мы жили в Тель-Авиве тоже стоял шалаш:
Тель-Авив, Израиль. Октябрь 2011 г.
Причём ночью там действительно кто-то живёт:
Тель-Авив, Израиль. Октябрь 2011 г.
Шалаши стоят и в общественных местах. Вот вам набережная в Тель-Авиве:
Тель-Авив, Израиль. Октябрь 2011 г.
Надо признать, что как нам показалось, несмотря на исторически религиозное значение праздника, особой церковной суеты вокруг него нет. По крайней мере в самый разгар Суккота мы были у Стены Плача и, помимо красивых обрядов (множество людей с четырьмя видами растений), ничего особенного не заметили. Народу много, но сравнить мне не с чем, а пройти можно было без проблем. Подозреваю, что в Мекке в момент окончания хаджа или в Храме Гроба Господня в какой-нибудь праздник народу куда как больше. Да и шалаши вполне можно использовать не только как место оправления обрядов. «В крайнем случае - сделают замечание» (С). Нам ни разу не сделали.
Сами сукки вообще очень удачное изобретение. По крайней мере в Израиле (где надо признать весьма жарко) такие домики с крышей, создающие тень - прекрасная идея. Мы ими иногда пользовались для передышек. В частности около Иерусалима, где у нас случился почти часовой перерыв, мы предпочли шатанию по ювелирным магазинам (что поделать, экскурсия) обед в сукке.
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Сукка, кстати, это вам non penis canis. У неё целая технология строительства есть. И если стены разрешено делать из чего угодно (вон, в Иерусалиме каких-то тряпок навешали даже)
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
то крышу обязательно делать из растений. Поэтому, говорят, перед Суккотом все окрестные арабские (а там других и нет) страны массово засевают себя быстрорастущими бамбуками и папоротниками. А уж окрестные пальмы (ими тоже можно крыть крышу) лишаются половины листьев.
Внутри обычно стоят всякие столы и стулья. Нам для обеда было очень удобно.
Стены и потолок украшают кто во что горазд. Ну чем не предновогодние ёлочные гирлянды?
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Главное, чтобы в результате «тени в сукке было больше, чем солнца». Так оно примерно и есть. И укрываются в этой тени не только люди.
Иерусалим, Израиль. Октябрь 2011 г.
Про другие атрибуты Суккота я расскажу ещё попозже, когда дойдёт очередь до Стены Плача, а про шалаши (простите мой французский - всё-таки сукки) на этом всё.