Плавание в стиле "топор ко дну"

Jul 14, 2006 14:00

Вчера в одной дискуссии на совершенно другую тему разговор мимоходом коснулся домашнего образования - о том, что оно может иметь негативные последствия для ребёнка. (С этим не поспоришь :-) - негативные последствия может иметь всё: и домашнее образование, и школа, и что угодно ещё.)

Был приведён аргумент: детям, которые не ходили в садик, бывает трудно общаться в школе (=у них есть проблемы с общением), потому что они не ходили в садик.

А может, наоборот ;-) - дети, которым трудно общаться, не ходили в садик, потому что им трудно общаться (=потому что у них есть проблемы с общением)?

Почему-то многим кажется, что такие проблемы решаются насильственным принуждением ребёнка к общению. А по-моему, это то же самое, что учить ребёнка плавать, столкнув его с лодки над глубиной. Конечно, отдельные (особо сильные духом и телом) личности после такого "обучения" научатся плавать и вообще бороться с трудностями. Но ведь гораздо больше других - таких, кто чудом не утонет (если успеют вытащить) и на всю жизнь получит паническую боязнь воды и глубины.

Так и с садиками-школами: если ребёнок не любит, не хочет и не умеет общаться с большим количеством посторонних людей, то вовсе не принуждением это "лечится". Даже если кого-то такое принуждение и вылечит, то есть и много других примеров - когда после такого "лечения" человек на всю оставшуюся жизнь приобретает глубокое отвращение к любым коллективам.

бездорожье

Previous post Next post
Up