Годар, Блие, Ромер и остальные - вспоминаем лучшие ромкомы из Франции, с которыми стоит провести выходные обнявшись или в полном одиночестве.
«ЖЕНЩИНА ЕСТЬ ЖЕНЩИНА»
РЕЖ. ЖАН-ЛЮК ГОДАР, 1961
Два Жан-Клода (Бельмондо и Бриали) и одна Анна Карина разыгрывают историю дурацкого любовного треугольника, где есть ревность, намеки на распутство, танцевальные номера, переодевания, красные колготки и стрелки на глазах. А главное - двое ничего не понимающих мужчин, которые всего лишь являются пешками в женской игре. Годаровская «Женщина» - издевательство над мишурой ромкома, идущее рука об руку с борзым монтажом, освобожденной камерой, которая не боится нестандартных ракурсов, и актерами с недоумевающими лицами симпатичных парижан. Ритмичный, наполненный иронией и точный фильм о манипуляциях, недосказанностях и рычаге контроля, который часто оказывается в руках самой невинности с огромными распахнутыми глазами.
«УКРАДЕННЫЕ ПОЦЕЛУИ»
РЕЖ. ФРАНСУА ТРЮФФО, 1968
Один из фильмов знаменитого цикла Трюффо о взрослении Антуана Дуанеля с Жан-Пьером Лео в главной роли. Дуанель уходит в увольнительную из армии и пытается найти свое место в жизни: он - любопытный, юркий и одержимый - устраивается в детективное агентство, где ему поручают следить за неверными женами, неосмотрительными любовниками и украденными поцелуями. После череды неудачных дел он становится упаковщиком в обувном магазине, где сам залезает в чужую жизнь. Трюффо снимает кино о культуре адюльтера, светских правилах приличия и растерянном юноше, который готов принять любые правила игры - лишь бы вписаться в непредсказуемый узор взрослой жизни. «Украденные поцелуи», несмотря на показное легкомыслие и невозможно нелепого главного героя, из тех великих фильмов об отношениях, что находят храбрость притвориться глупостью.
«ДРУГ МОЕЙ ПОДРУГИ»
РЕЖ. ЭРИК РОМЕР, 1987
Все фильмы Ромера о любви - выстрел в вечность, и советовать можно практически любой - от «Ночи у Мод» до «Свидания в Париже». «Друг моей подруги» - один из относительно поздних фильмов Эрика Ромера, где всё привычно и на своих местах. Современная городская жизнь для молодых людей - пространство освоения, случайных знакомств и легкого флирта, ритуальная цепочка заигрываний и любовных полутонов. Пятеро друзей - двое парней и три девушки - барахтаются в крошечном бассейне непроговоренных отношений: от симпатии до разрыва один шаг и все движутся на ощупь. Неуместное слово, неподходящий момент, неправильно выбранная интонация - Ромер с тщательностью доктора собирает ошибки и мелочи, на которых никто не учится и никто не обращает внимание.
«СЛИШКОМ КРАСИВА ДЛЯ ТЕБЯ»
РЕЖ. БЕРТРАН БЛИЕ, 1989
Очевидный романтический Блие - «Вальсирующие» и «Достаньте ваши носовые платки», но этот фильм такой же смешной, абсурдный и несправедливо менее известный. Главный герой - Жерар Депардье в величественном сорокалетии - имеет все, что душа пожелает, а его гордость - красивая и богатая трофейная жена (Кароль Буке) с точеным профилем и фантастической талией. Тем страннее, что предмет его одержимости - любовница, похожая на пончик, трепетная простушка-секретарша старше него. Блие переворачивает банальный любовный треугольник, в котором мужчина с кризисом среднего возраста ныряет в комбинацию юной бимбо или покупает спортивный автомобиль. «Слишком красива для тебя» пытается разобраться, что на самом деле стоит за любовью к неидеальной земной женщине в мешковатом пуховике с пролетарской стрижкой. Это будет честно, грустно, нежно и очень смешно.
«ПЕНА ДНЕЙ»
РЕЖ. МИШЕЛЬ ГОНДРИ, 2013
Борис Виан и Мишель Гондри - это случайная встреча зонтика и пишущей машинки на анатомическом столе, красота в ее неидеальном воплощении, в фирменных картонных декорациях. Одному из самых изобретательных, ироничных и сложных режиссеров нашего времени сильно пеняли за этот фильм, который будто бы скачет по верхам текста «Пены дней» и слишком пытается понравиться. Половина фильма смотрится как идеальный ромком с безумной открытки с молочными реками и кисельными берегами, вторая половина - как кошмар с картин Магритта. Ромен Дюрис и Одри Тоту разыгрывают историю любви, которая начинается за здравие, а кончиться может как угодно, и играют ее, ни разу не лукавя. Щедрый в каждой мелочи, торжественный и огромный фильм о вечном сиянии страсти, в котором мечтает очутиться любой.
«МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ»
РЕЖ. ГИЙОМ КАНЕ, 2013
«Little white lies», «маленькая ложь во спасение» - устойчивое выражение для глупых, гадких и крошечных секретов, которыми люди окружают себя для собственного комфорта. Мелодрама Гийома Кане, в которой много смешного, но много и трагичного, и оно вшито в ежедневную канву так незаметно, что не опознается на раз, - один из лучших и самых успешных французских фильмов для всех за последнее время. Мы знакомимся с компанией друзей от 30 до 40, которые каждый год приезжают к морю, чтобы отдохнуть и пообщаться. В очередной приезд их общий друг остается в больнице после аварии, и его отсутствие побуждает привычную компанию к новым откровениям и трудным разговорам. Кане с неподдельной искренностью и интересом наблюдает за десятком взрослых, которые ведут себя как дети, когда не могут примириться с действительностью и отношениями, в которых все сложно.
«КАК Я ОБСУЖДАЛ… (МОЮ СЕКСУАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ)»
РЕЖ. АРНО ДЕПЛЕШЕН, 1996
Три часа в компании Поля, который совершенно не знает, как обсуждать свою сексуальную, да и, очевидно, любую другую жизнь, проходят незаметно. Возможно, потому что Поля играет свежий и молодой Матьё Амальрик с глазами-бусинками, возможно, потому что режиссер Арно Деплешен выстраивает историю вокруг сиюминутных тонкостей и непроясненных отношений с самим собой и с другими, из которых состоит компромисс современного взрослого. Душная подружка многолетней давности или интересная хотя бы несколько дней связь на стороне? Научная карьера или конкуренция с коллегой, от которого не приходится ждать ничего хорошего? Внезапный ребенок от утомительных отношений или жить только для себя? Поль барахтается и захлебывается среди нервных и ненужных связей, которые поддерживает, пытаясь честно ответить, кто он и кого ему нужно любить.