Чарльз Линдберг. Что такое свобода и демократия

Jun 26, 2009 18:33

Чарльз Линдберг. Что такое свобода и демократия
Заметка, подготовленная для выступления 12 декабря 1941 г. на митинге комитета "Вначале Америка" в Бостоне (Массачусетс). Выступление было отменено в связи со вступлением США во Вторую мировую войну. Публикуется в сокращении.

В лозунгах и пропаганде, которыми наполнено нынешнее военное время, много говориться о Свободе и Демократии. Созданы комитеты для защиты демократии, для помощи демократии, для борьбы за свободу. Президент Рузвельт сказал, что мы должны стать "арсеналом демократии"; что наша миссия - распространять, если понадобиться силой, разные формы свободы по всему миру.

Я тоже верю в свободу и демократию - но не в те их формы, к которым нас сегодня ведёт президент Рузвельт. Демократии нет в стране, народ которой не информирован об основных принципах политики своего правительства. Слово "свобода" звучит насмешкой для людей, которых принуждает к войне президент, избранный ими потому, что он обещал мир.

Если "демократия" хоть что-нибудь означает, оно означает право граждан демократического государства быть информированными о главных принципах политики своего правительства, и право определять эти принципы голосованием. Если "свобода" хоть что-нибудь означает, оно означает право свободных граждан решать, отправятся ли они воевать и умирать в иностранных войнах.

Если мы не знаем, что делает или собирается делать наше правительство, если мы не имеем права голосовать по вопросу участия в иностранной войне, если наши новости цензурируются и смешиваются с пропагандой, как в тоталитарных странах, если наших граждан призывает на военную службу, а нашу экономику дезорганизует президент, который избирался на первый срок под лозунгами восстановления экономики, а на третий срок под лозунгами мира - значит, в нашей стране больше нет ни демократии, ни свободы.

Свобода и демократия не могут долго существовать без третьего качества - честности. Без честности свобода и демократия становятся только пропагандистскими ярлыками для политиканов.

Нам сегодня нужны не "комитеты по защите демократии", а комитет по защите честности. Нам нужны не "комитеты по борьбе за свободу" за рубежом, а комитет по защите свободы американских граждан определять свою судьбу здесь, дома.

Главная опасность, стоящая сегодня перед нами - не вторжение, не интервенция, не Германия, Япония или Россия. Главная опасность для нас сегодня - это бесчестные уловки нашего собственного правительства. Бесчестные уловки отмечают каждый шаг, который правительство Рузвельта делало "для прекращения войны"; отмечают каждый шаг, который оно делает сейчас для установления в нашей стране диктаторской системы.
Нашу страну подвели к войне под обещания мира. Сейчас нас подводят к диктатуре под слова о демократии.

Настало время сбросить маски с лидеров, которые нас ведут. Настало время выяснить, какие подлинные идеи и намерения стоят за лозунгами, начертанными на их знамёнах. Большинство из нас устало слушать обещания, которые делаются "снова, и снова, и снова", и которые потом оказываются "всего лишь предвыборной риторикой".

Задумайтесь над абсурдом: дважды на протяжении поколения нашу страну ввергали в войну президенты, которых избирали потому, что они обещали мир. Задумайтесь над абсурдом: комитеты по защите демократии и свободы в одном предложении требуют от нас "защищать свободу и демократию" за рубежом, а в следующем предложении требуют, чтобы правительство нашей страны объявило войну вопреки желанию подавляющего большинства своих собственных граждан.

Президент Рузвельт упомянул "четыре свободы", которые надлежит распространять по всему миру. Настало время спросить его о других свободах, которых он не упомянул, и которые непосредственно касаются нас здесь, дома.

М-р Рузвельт, верите ли вы в свободу американского народа самому определять свою судьбу? Если вы верите в эту свободу, то почему же вы, трижды пообещав перед выборами американскому народу мир, ведёте нас теперь к войне? Если вы скажете, что условия со времени выборов изменились, но при этом вы всё ещё верите в свободу и демократию - почему же вы не хотите поставить вопрос об участии в иностранной войне на референдум народа? Только, пожалуйста, не считайте нас идиотами, которым можно ответить так: мы вступаем в войну потому, что американские военные суда, находившиеся по своим делам в Исландии, были без всякой причины атакованы германским флотом.

И ещё есть один вопрос к вам, м-р президент, ответ на который мы хотели бы получить, чтобы понять, что вы имеет в виду, когда произносите слова "свобода" и "демократия". М-р Рузвельт, Исландия - это европейский остров, принадлежащий Дании. Он был оккупирован враждующими силами в Европе. Он был объявлен военной зоной вскоре после начала военных действий. Вы сами признали его военной зоной, запретив поездки туда американских кораблей. А затем вы решили сами, по собственной инициативе, как диктатор, даже не запросив Конгресс и не предупредив американский народ, послать военные корабли в эту зону, чтобы оккупировать её. Это вот так вы понимаете свободу и демократию? Таково ваше понимание честности, после всех ваших "снова, и снова, и снова" обещаний не посылать наших парней в иностранную войну?

Все действия рузвельтовской администрации являлись бесчестными уловками под маской "борьбы за свободу". "Плати и вези", "Шаги для прекращения войны", "Помощь демократиям", "Нейтральный патруль", "Ленд лиз" - каждый из этих лозунгов был использован для обмана американского народа; каждый из них позорил имя демократии и свободы.

Вначале на нас была обрушена кампания страха. Нас уверяли, что на Америку нападут, если мы не защитим Англию. Затем в нас начали возбуждать алчность. Нам говорили, что если мы не защитим Англию, то Германия захватит нашу иностранную торговлю. Наконец, в нас начали возбуждать ненависть, требуя вступить в войну, чтобы разгромить Германию. И, между делом, постоянно взывали к нашим идеалам. Нам говорили, что мы должны вступить в войну, чтобы помочь Британской Империи и Советскому Союзу защитить демократию и свободу.

Сегодня Соединённые Штаты на пороге войны. Наши ВМС уже вовлечены в вооружённые столкновения. Мы на пороге войны в Азии, в Европе, в Африке, в Атлантике, на Тихом океане, в Средиземном море, в Индийском океане; войны с Германией, Италией, Японией, возможно с Францией и Испанией. И какова же наша цель в этой войне? Миллионам наших граждан предлагается умереть за свободу и демократию в мире - при том, что они лишены этих прав в своей собственной стране.

До того, как мы выступим в поход за свободу и демократию в других странах и на других континентах, давайте определим, какой смысл мы придаём этим словам здесь, у себя дома, в самой передовой, как мы говорим, демократии мира. Как применяется свобода и демократия к нашему праву голосовать по жизненно важным вопросам, к нашему праву решать свою судьбу, к нашему праву быть в мире или воевать, к нашему праву быть правдиво информированным собственным правительством о его политике.

США

Previous post Next post
Up