Книгу автор определяет как роман, на деле состоящий из восьми частей, которые представляют собой почти самостоятельные тексты величиной от небольшого рассказа до повести. Роман - ужастик про "темные и древние силы, хранящиеся в земле нашей древней страны, которые не дай бог разбудить" и т.п., как говорится в аннотации.
Первый текст - сюжет гоголевского "Вия" перенесен в советскую деревню перед коллективизацией, то есть в село попадает не студент бурсы, а приехавший на практику комсомолец, умирает не дочка местного сотника, а дочь - главы сельсовета, у ее гроба в бывшей разоренной церкви несут вахту местные комсомольцы и т.д. Первая мысль при чтении - "а что так можно было?" В смысле, передрать сюжет. Ладно. Второй текст - чекисты и красноармейцы приезжают спустя несколько лет в то же село, чтобы арестовать местного попа и взорвать церковь. Попутно читателю сообщается, что многочисленное население села за прошедшие годы куда-то загадочно исчезло. Дальше на красноармейцев ночью нападают обычные … зомби из кино про зомби. Всё. Не густо. Правда, в первых новеллах автор усиленно налегает на "приметы времени" - комсомольцы, активисты, кулаки - они же "справные хозяева", разводящие под Воронежем даже виноград и т.п. Но, как мне кажется, в хорроре ценно все-таки не это.
В следующих новеллах действие переносится уже в наши дни, и дальше всё пошло не так грустно. Хотя сюжеты и дальше не очень радуют оригинальностью. Например, кто-то потрошит отдыхающих, выясняется, что это оборотень, и опять же каких-то подробностей очень мало, разве что ко всему этому привязан детективный сюжет, что две засекреченные государственные конторы, которые исследуют пара-нормальные явления, не могут поделить некое спрятанное сокровище. Этим кое-как прикрывается не особенно оригинальный сюжет.
Пожалуй, самая удачная часть романа - предпоследняя, которая называется "Одиночка", она же самая большая по объему, около 100 страниц. Она довольно оригинальная, замысловатая и загадочная.
В целом же, получилось, на мой взгляд, средненько, на троечку. Видно, что автора интересуют социальные аспекты, и его всё время сносит от мистики именно в этом направлении. Какие-то параллели можно провести с недавним сериалом "Топи". Кроме того, во всех частях "романа" в концовках присутствует некая недосказанность. Не отнесу это однозначно к минусам, так как в хорроре уместно оставлять что-то в тени и недосказывать. К минусам отнесу, что загадочные явления и части романа не получают в итоге какой-то связи.