Лорд Альфред Дуглас. Продолжение.

Dec 03, 2006 10:54


IV. 1900 - 1905. Непонятные метаморфозы.

В 90-х годах ХIХ века Бози считал, что быть гомосексуалистом значит быть избранным самим Искусством и принадлежать к эпохе древних греков. По его собственным заключениям 25 % всех мировых героев истории и искусства были гомосексуалистами, более того, он заявлял, что: «самыми умными мужчинами являются гомосексуалисты, другие не сравнятся с ними». К 1901 году все о лорде Альфреде Дугласе говорили с презрением, как о любовнике и музе Оскара Уайльда. А знаменитая фраза стиха «Две любви»: - «…а я любовь, не смеющая назвать своего имени» стала использоваться журналистами и писателями в вопросах касающихся не только отношений Уайльда и Бози, но, и как характеристика однополой любви. Признанные литературные журналы отказывались печатать стихи Бози, в результате чего к 1905 году он перестаёт их регулярно писать, от ныне и вплоть до 1924 г. поэзия становится для него редким увлечением.

С наступлением нового ХХ века, в 1901 году, меняется отношения Бози ко всему, что ранее было самой главной ценностью: к любви. Он начинает сторониться бурных компаний, где можно было легко познакомиться с молодыми людьми, начинает негативно отзываться о гомосексуализме, называя его содомией и извращением. Если бы его отец был жив, он бы гордился своим сыном.

В конце 1901 года он знакомиться с молодой и красивой поэтессой Олив Элеонор Констанс, дочери и наследнице полковника Фредерика Хамболдона Констанса. В следующем году они бежали вмести из Англии от отца Олив, который ненавидел Дугласа и, как и все знал о его прошлом. Олив любила Альфреда (посвятила ему несколько стихотворений, одно из них «Гиацинт» словно повторяло любовные письма Уайльда к Бози) и ждала от него ребёнка, чего не скрывала ни от общества, ни от Альфреда, в результате, Дуглас предложил её руку и сердце и они обвенчались 4 марта 1902 года. А 17 ноября у них появился сын Раймонд (полное имя - Раймонд Уилфрид Шолто), очень хрупкий мальчик с самого рождения вызывающий опасения врачей, как потом станет известно не напрасные.

После женитьбы он напрочь отказался от своего прошлого, что более не подписывался своим всемирно известным прозвищем Бози. У Дугласа возникла мысль, что он сможет восстановить доброе имя старинного рода Дугласов, получив место в Парламенте, но первые его шаги не увенчались успехом, пресса и общество подняли его на смех, что подтолкнуло его к антисемитизму и неприятию общественного и политического режима в Великобритании, он словно повторял путь своего отца, образ которого уже казался ему историческим и великим.

В первые годы брака Дуглас был порядочным семьянином, был редактором нескольких журналов таких как «Академия», где выступал против новых течениях в поэзии и прозе, отдавая предпочтение классическому символизму или романтизму. Само творчество Дугласа на протяжении всей его жизни продолжало традиции 60-70 годов Х1Х века, его слог отличался строгостью, а образы даже в стихах 30 годов ХХ века были взяты явно из прошлого, Х1Х века.

К 1905 году Дуглас истратил наследство в 20 000 фунтов стерлингов (по тем временам это огромная сумма, где 250 фунтов хватало на год жизни), большую часть потратив на воссоздание литературных журналов и на лошадиные скачки в которых практически всегда проигрывал. Его брат Перси Дуглас (ставший 10-м маркизом Куинсбери) сумел продать всё семейное имущество: замки в Шотландии, виллу в Италии и дом в Париже, разбогатев до 300 000 фунтов, но уже через год у него не было этой гигантской суммы, ибо, он неудачно их вложил в одну сделку. Таким образом, к 1905 году когда-то одна из самых богатых фамилий Великобритании осталась совсем без денег, земли и другой недвижимости. Альфред перестаёт общаться с братом, и становится экономически зависим от жены и от небольших гонораров за редакторство журналов.

В 1905 году Роберт Росс сокращает тюремное письмо Оскара Уайльда, убрав из него всё, что касается Бози, и публикует его. Но, не смотря на эту предосторожность обществу было понятно, кто является тем роковым юношей, что погубил гений Оскара Уайльда. Альфред Дуглас был в недоумении от этого всплывшего «ужасного» письма с прошлого, одно имя Оскара Уайльда стало повергать его в ярость, что он начинает считать Уайльда свои самым страшным врагом, «что преследует меня из тени прошлого».
С этого момента начинается самый тяжёлый этап в жизни Дугласа и самый трудный для его биографов, так как поведение и поступки Альфреда Дугласа за 1905-1925 г. вызывали и продолжают вызывать удивление и непонимание.

V. 1905 - 1925. Отречение от прошлого. Под тенью позора.

Роберт Росс назвал тюремное письмо Уайльда De Profundis (Из Глубин) и опубликовал его, не посовещавшись с Дугласом, реакция которого была незамедлительна: он принялся угрожать Россу и выяснять, почему раньше ничего не знал об этом письме. Действительно, получилась удивительная картина - к 1905 году о большой письме Уайльда к Бози из тюрьмы знало очень много друзей Уайльда и Росса, но сам же Бози Дуглас ничего не знал. Опасения Дугласа оказались ненапрасными, De profundis на десятки лет вперёд изобразила его ужасным монстром уничтожившего робкого гения: Оскара Уайльда.

В последующие годы для Дугласа целью жизни стало спасение своей репутации от вечно преследующего прошлого: от дружбы с Уайльдом, от судебного процесса 1895 года, от Неаполя 1897 г. и т.д. Он напрочь отрекается от прошлого, дойдя до отрицания якобы приписанных ему гомосексуальных актов с Уайльдом и многими юношами. Всё более уходя религию, Дуглас некогда бывший ярым атеистом, в 1911 году принимает католичество. Суеверный, консервативный и фанатичный Дуглас редактирует свой журнал Академия, где начинает ополчаться на политиков, особенно на премьер-министра лорда Розбери, который явно был гомосексуалистом и соблазнял в 1892-1894 годах брата Дугласа Драмплинга, покончившего жизнь самоубийством в 1894г. от разглашения секретности его отношений с Розбери, тогда министром Иностранных дел Великобритании.

В 1913 г. выходит в свет книга Артура Рансома «Оскар Уайльд», где образ Бози предстаёт явно в негативном свете, а также, что самое главное в книге много раз ставится акцент на любовные отношения Бози и Уайльда, а также на гомосексуальность Бози и его страсть к другим юношам. Для Дугласа, удел которого стало отрицание прошлого, пусть даже самого светлого, эта книга стала источником плохого сна, ссор с женой и угроз со стороны её отца. Желая реабилитироваться и доказать семье и обществу, что он не тот, кем выдаёт его книга Рансома, он подаёт в суд на её автора «за клевету». Судебный процесс, как и процесс 1895 г. привлёк внимание прессы, многие журналисты указывали о единой причине иска - клевета.

В суде Дуглас заявил, что никогда не совершал никаких «аморальных действий» с Оскаром Уайльдом либо другими людьми мужского пола, а также произнёс речь, похожую на проповедь об угрозе гомосексуализма для общества. Роберт Росс и другие бывшие друзья Уайльда, теперь уже бывшие друзья и Дугласа, не могли поверить своим ушам. Росс решил поддержать Рансома на суде, привёл полную версию тюремного письма Уайльда к Бози «De profundis», где Уайльд пишет об отношениях с Бози.

Для Дугласа это был удар в самое сердце, он не мог поверить, что вот так все факты повернуться против него. Он слушал, как Уайльд называл его поверхностным человеком, истериком, страдающим эпилептическими приступами ярости, что он - плахой поэт, а его стихи ученические. Не выдержав этого, Альфред Дуглас, поникший и молчаливый - покинул здание суда.

Буквально сразу же после суда его покидает Олив, забрав с собой сына. Раймонду в ту пору было 10 лет, он был настолько потрясён случившимся, ссорами отца и матери, что испытал нервный шок, навсегда изменивший всю его жизнь: физически слабый с детства он стал страдать частым нервными расстройствами, буквально выводившими его из себя. Отец Олив - полковник Хомболдон стал нагнетать на Бози, на что тот стал ссыпать угрозы в адрес отца Олив, едва не загремев под суд за оскорбление.

Но ещё большую ненависть он стал питать к Роберту Россу, некогда другу, ставшему после суда 1913 года главным врагом. Дугласа посетила зловещая идея посадить в тюрьму Росса, для этого он напускает клевету на Росса, как на «бесстыдного гомосексуалиста» в морализаторских журналах и газетах, провоцируя судебный процесс. Роберт Росс, как человек гордый, подаёт в суд на Дугласа, с целью разъяснений. Но Дуглас не пожелал давать разъяснений и доводит дело до суда, где, будучи уже взрослым мужчиной за 40 лет, вёл себя как наивный ребёнок, произнося «бредовые речи». Так он привёл убедительные доказательства о гомосексуальности Роберта Росса, такие, какие мог знать только близкий друг, на вопрос судья, где он их достал, Дуглас ответил: «В одной приятном сне мне явился прекрасный мальчик с крыльями как у ангела и сказал мне, где следует искать улики против омерзительного содомита Росса». Но, не смотря на то, что всем было ясно о гомосексуальности Роберта Росса, (доказательства Дугласа были обоснованы и шокирующие), его оправдали, к ужасу Дугласа. Но для Росса это не прошло бесследно: его здоровье ухудшилось, и он умер в 1918 году, в возрасте 49 лет. Многие винили Дугласа в его преждевременной смерти.

Вторым врагом Дугласа, становится Оскар Уайльд, не смотря на то, что прошло 13 лет с момента его смерти. В 1914 г. Дуглас под воздействием двух судебных процессом над Рансомом и Россом, публикует скандальную книгу «Оскар Уайльд и Я», в которой переписывает заново всю свою прошлую жизнь, искажая заодно и жизнь Уайльда до неузнаваемости. Так, например, он пишет, что Уайльд был только для него другом, причём жадным другом. А Роберт Росс был «полным подонком», пользовавшийся славой Уайльда. Дуглас не боясь быть уличённым в плохом стиле, практически на каждой странице пишет о своей непричастности к личной жизни Уайльда и его «подозрительных» друзей, напрочь отрицая интимную связь с Уайльдом, а также другими юношами. Более того, он пишет, что Принц Парадокс ценил его творчество, сам же отзываясь в книге об искусстве Уайльда весьма холодно.

С начало Первой мировой войны и до момента её завершения (1914-1918) Альфред Дуглас только креп в своих убеждениях. В нём ещё больше возникло желание «вернуть» имя Дугласов в стены Английского Парламента. В 1918 г., когда общественность обсуждала поражения и победы английской армии, и все уже писали о закате войны, где Великобритания выйдет победителем, многие официальные представители английского двора делали заявления касающиеся того, что военную мощь английской армии подрывали «сексуальные извращенцы в самых высоких постах». На этом фоне в том же 1918 г. независимый член английского парламента Пемболдон подаёт иск на английскую актрису/танцовщицу Мауди Алан (Maude Allan) за клевету. Процесс был настолько скандальным, что об этом писала пресса по обе стороны океана. Альфред Дуглас был вызван давать показания, на заседание суда он пришёл с плакатом, на котором было написано, что Оскар Уайльд являлся «самым большим злом, которое было в Европе за последние 350 лет». Судебный процесс был быстро прекращён под давлением влиятельных лиц, Алан проиграла иск, а английская пресса во всеуслышание писала о лесбийских наклонностях первой актрисы, что осмелилась играть Саломею Оскара Уайльда в Англии. Даже будучи рассерженным на тюремное письмо Уайльда, где много горечи и обиды, Дуглас превзошел самого себя этим поступком с плакатом, что вызвал новую волну гнева друзей Уайльда, как: Хаскета Пирсона, Бернарда Шоу (который приходился большим другом самому Дугласу), Андре Жида, Мора Эйди и других.

Будучи посмешищем в глазах высшего света, Дуглас стремился доказать, свою правоту и полноту серьёзности своих высказываний и поступков. Об Оскаре Уайльде, он отзывался самыми плохими словами, что даже его отец не произносил, всем друзьям Уайльда, он открыто желал пекла в аду, а после смерти Роберта Росса, говорил, что он сейчас горит в адском пламени. Часто употребляя имя Бога, Дуглас стал придаваться в религиозные рассуждения о грехопадении и о наказание Божьем. В 1920 г., он перестаёт вести всевозможные переговоры с женой Олив и называет её виновной в болезни их сына, а также называет её инициатором их расставания. С 1917 года всегда с ним был его преданный друг, это - собака по кличке «Winston». А также Бернард Шоу, который, не смотря на все поступки Дугласа, считал его непревзойденным человеком современности и гениальным поэтом.

В 1920-1921 гг., Дуглас возрождает журнал «Академия», что приносит ему небольшой доход, а журналу средний коммерческий успех. На страницах которого, Дуглас разворачивает борьбу с «непонравившимися» ему персонами английского общества. Хаскета Пирсона, автора биографии Оскара Уайльда, Дуглас затравил на столько, что финансовые и издательские дела Пирсона пошли очень плохо, дело едва не дошло до суда. Правда, следует сказать, что повод травли у Дугласа был, в книге об Уайльде, Пирсон умышленно подтасовывал данные изображающие Дугласа в очень плохом свете.

Но наивысшего апогея своей «борьбы» Альфред Дуглас достиг в конце 1922 г., когда опубликовал статью об Уинстоне Черчилле, где утверждал, что Черчилль был в заговоре, финансированном еврейской общиной чтобы убить видного и высокопоставленного политика Великобритании Китченера в 1916г. Дуглас был уличён в клевете; услышав обвинительный приговор в здании суда, как когда-то Оскар Уайльд, он был приговорён на пол года каторжных работ.

За эти шесть месяцев 1923 -1924 гг., Альфред Дуглас, пребывая в тюрьме, переосмыслил все свои прожитые годы. Ему было уже 52, им было написано много стихов, журнальных статей; он познал десятки влюблённостей и ещё большее количество страстей, что встал вопрос другого плана, «кто же был единственным человеком, которого я любил и который любил меня?»,- ответ пришёл не скоро, после долгих дней каторги и бессонных ночей в камере. Этим единственным человеком, которого, можно было так назвать - стал Оскар Уайльд.

Всё вернулось на круги свои. Как и Уайльд 27 лет назад, Дуглас сидел в тюрьме, ел тюремную пищу, носил тюремную одежду, имел свой отличительный номер, - словно сам Бог послал ему эти мучения, чтобы он познал суть Страдания и всю его красоту. Слова Уайльда из тюрьмы стали пророчеством. «Ты пришёл ко мне в поисках смысла жизни и смысла наслаждений, но быть может я был избран научить тебя чему-то более важному: смыслу Страдания и красоте его»,- сколько в этих словах теперь смысла и мудрости, думал Дуглас; и вся жизнь Уайльда предстала в ином, ранее не видимом свете. Он не просто прочувствовал всё, что пережил Уайльд, но и понял, почему им было написано известное тюремное письмо к нему с явным обвинительным содержанием, Дугласу открылась дверь в мир философии Уайльда, о которой ранее и слышать не хотел. В его памяти всплывали дни его юности, дни, проведённые вмести с Уайльдом в Горинге, Париже, Алжире, Неаполе: те чудесные времена любви и беззаботности. Затем, всё по дням: суд 1895, смерть Уайльда в 1900, женитьба в 1902, суд в 1913 и конечно, демонстрация в 1918, словно картины в галерее представали пред ним эпизоды его жизни, заставляя его плакать, стонать, и молиться Богу в надежде на милость. В таком расположении им были написаны самые необычные стихи за всю его жизнь и, пожалуй, одни из самых трогательных и загадочных стихов по своей философии в английской литературе, сборник «In Excelsis».

Таким образом, закончились годы жестокой войны с прошлым, с самим собой, оставившие его в полном одиночестве, на руинах когда - то праздной жизни. И уже не молодой, но по-прежнему сияющий Альфред Дуглас предавался своим ярким и воистину прекрасным безумным воспоминаниям о своей юности, мирясь с настоящим и исправляя ошибки за более чем 20 лет.

VI. 1925-1945. Подведение итогов.

Стены тюрьмы закрылись за Альфредом Дугласом в мае 1924 г. (в мае вышел из тюрьмы и Оскар Уайльд), сразу после освобождения, он отбыл в Бельгию, где начал готовить свой сборник стихотворений «In Excelsis» к публикации. Спустя несколько месяцев, вернувшись в Англию, он привлёк внимание журналистов и даже литературоведов: ему последовало несколько предложений редактировать журналы об Искусстве и литературе в чём он, и пробовал себя некоторое время. Этот интерес, вызванный обществом к Дугласу после его освобождения, был вызван изданием сборника стихов написанных в тюрьме. Даже самые рьяные критики назвали сборник «In Excelsis» достойным английской поэзии. Но, не смотря на успех, в рецензиях, так или иначе, упоминали его дружбу с Уайльдом, тем самым, создавая на века славу Дугласу не как поэта, а как друга и любовника английского эстета.

Но он уже не замечал нападки журналистов и простых прохожих, а начинает вести светскую литературную жизнь по мере своих финансовых возможностей (основными источниками доходов были деньги от его матери и жены): один из первых посещает кафе Эйфелева Башня в Лондоне, ставшее местом встреч многих художников и поэтов с конца 20 годов до начала войны в 1939г. А 1926 г. для Дугласа ознаменовался многими изданиями книг, таких как: «Собрание сатиры лорда Альфреда Дугласа», «Избранные стихотворения Альфреда Дугласа» и «Девять поэм».

Как только ему удалось настроиться на спокойную жизнь, как в 1927 г. сваливается беда - его сыну Раймонду врачи поставили окончательный диагноз: шизофрения; в целях безопасности было решено положить Раймонда в больницу Святого Андрея, ставшей для него от ныне домом. Прейдя в себя от семейных проблем, как с сыном, так и с Олив, Дуглас снимает скромную квартиру в Брайтоне, недалеко от своей жены с которой он не встречался уже несколько лет, при этом они не были разведены.

Судить о характере перемен Дугласа очень тяжело, ибо, много просто не известно, а те факты, что давал сам Альфред о свей жизни постоянно подвергались сомнению исследователями и биографами. Известно лишь то, что любовь Дугласа к молодым людям не умирала в его сердце никогда, есть доказательства, утверждающие, что Дуглас любил общество мальчиков и в 10 годы ХХ века, когда официально, он заявлял о своей неприязни гомосексуализма. Но как говорил Оскар Уайльд: «Патриот после тюрьмы продолжает любить свою Родину, так и Поэт, что до, то и после тюрьмы продолжает любить мальчиков», - в возрасте 56 лет Дуглас испытывал платоническую любовь к некому 18 - летнему Айвору Горингу.

Оглядываясь на свои прошлые ошибки, на написанные антиобщественные и антиуайльдовские статьи, он пишет очередной сонет посвящённый Уайльду, где преклоняет колени перед другом в надежде получить прощение. Но апогеем раскаяния стала известная и скандальная «Автобиография Лорда Альфреда Дугласа», вышедшая в свет в 1929г. Во многом уникальная, автобиография даёт новый взгляд на известный ход суда 1895 г., а также полемизирует с автором. Дуглас по - прежнему отрицает какие - либо сексуальные связи с Уайльдом или с каким либо другим человеком мужского пола, тем самым, вызывая улыбку своими неубедительными и религиозными оправданиями. Практически все исследователи жизни Уайльда, называют «Автобиографию» Дугласа смехотворной из-за этого момента, но почему - то никто не учитывает тот факт, что автору в тот момент было уже 58 лет, он сидел в тюрьме, жил в нищете и позоре, переживал страдания сына. Единственным его утешением была престарелая мать и пара друзей. Никто не задумывался над тем, что ему не хотелось, чтобы единственные люди, что остались с ним, покинули его или отнеслись с призрением. Дуглас желал себе спокойной старости, а не оскорбления и улюлюканье на улице. Поэтому пришлось, открыто скрывать свою сущность, к тому же главной целью своей автобиографии, он видел как некое символическое примирение с Уайльдом, как с лучшим другом.

В 1932г. выходит дополнение к американскому изданию автобиографии под заглавием «Моя дружба с Оскаром Уайльдом», где Альфред уже пишет более открыто о подробностях их совместного житья, признаётся в платонической любви к Уайльду, не более, и даже это вызвало лишь насмешку у литературоведов и всех последующих биографов Уайльда. Никто так и не понял, да и не старался понять причины раскаяния Дугласа и публикации своей автобиографии. Здесь необходимо углубиться в религиозные убеждения Дугласа. Будучи католиком, он испытывал постоянное чувство греха, его мучило общественное непонимание его как личности, как поэта. И с каждым годом, он становился свидетелем того, что его имя встречалось в газетах чаще всего как имя друга Уайльда, а не как поэта, чего он так хотел.

Оставшись с одной католической верой и двумя преданными друзьями: с Мэри Штоперс - любительницей поэзии и живописи, и, конечно с Бернардом Шой, о дружбе с которым ходили сплетни и слагались юмористически стишки. В 1932 г. в апреле был выписан Раймонд из больнице, но уже в июне у него случился приступ и его положили обратно, что привело в полное отчаяние Дугласа. В своих воспоминаниях Бернард Шоу писал, что часто видел заплаканные глаза Дугласа и даже слёзы, когда речь заходила о Раймонде, быть может, Альфред считал себя виновным в болезни сына. Но Бернард Шоу писал также и о жизнерадостности и молодости в глазах Дугласа, в нём жил всё ещё тот же Бози, что и тридцать лет назад.

Больше всего он любил говорить об Искусстве, особенно о греческой культуре и Шекспире. Так в 1933 г. он публикует своё небольшое, но интересное исследование под названием «Настоящая история сонетов Шекспира», где продолжает идею Уайльда, высказанного им в повести «Портрет господина У. Г.». А с каждым годом, те, кто видел Дугласа замечали не то, как он стареет, нет, он по-прежнему оставался бодр в 65 лет, а то, как он восхищённо говорил о своей молодости, о годах проведённых с Уайльдом.

Итог своему поэтическому творчеству Дуглас подвёл в 1935 года, когда, издаёт собрание своих стихотворений двумя книгами: «Лирика» и «Сонеты» - издания имели небольшой коммерческий успех, и по большому счёту не были замечены обществом, их значимость была оценена лишь после смерти Дугласа, когда его стихи были включены в Оксфордскую Книгу английского стиха. И как говорят искусствоведы поэзия Дугласа «имеет известное будущее».

Лорд Гауэн Дуглас, племянник Альфреда Дугласа, в интервью одной газете высказал своё отношения к своему известному дяде и к его поэзии: «Когда я был маленьким, у меня была только фотография моего дяди - лорда Альфреда Дугласа: красивого молодого человека, она лежала в старой пыльной книге его поэзии. Я любил и люблю до сих пор музыкальную вычурность его стихов сравнимую лишь с Шекспиром; они просятся читаться в слух… Его твёрдая приверженность старинному стилю сонета, делает его исключительной фигурой 20 - ого столетия. Его лирика и сонеты, со своей суровостью и подобной алмазу силой очаровывают нас сегодня». В собрание входили такие скандальные и известные всем стихи, как: «Две любви», «Хвала стыду», «Мёртвый поэт» и другие, что явно означало примирение Дугласа со своим прошлым.

В том же 1935 г. 31 октября умирает на девяносто первом году жизни мать Дугласа Сибил Куинсбери, что было большим ударом для Дугласа, всегда любившего свою мать.

В 1938 г. выходит в свет маленькая книга воспоминаний Альфреда о своей жизни «Без извинений», в которой он гордо восхищается своей молодостью и разумно оценивает свои поступки двадцати летней давности, не допуская где либо сожалений о содеянном. Книга осталась незамеченной ни в 1938, ни после смерти Дугласа, из-за чрезмерной эмоциональности автора и большой схожестью с автобиографией 1929г., что биографы редко ссылались на неё.

Но данная работа была разминкой перед, может, самой значимой книгой Альфреда Дугласа, которая проливает свет на то, что ранее было под тенью позора. Книга вышла в 1940 г. и называлась «Оскар Уайльд: Подведение итогов» (Oscar Wilde: A Summing Up). Как и все книги Дугласа, данная книга не была переведена на русский язык, поэтому о ней можно судить лишь по рецензиям и мнениям искусствоведов в сети Интернет, из чего становится очевидным, что «Оскар Уайльд. Подведение итогов» стала самой личной книгой Дугласа, где он, уже без опасений признаётся в своей любви к Оскару Уайльду, называет его любовью всей своей жизни. Вспоминая каждый день проведённый вмести с Уайльдом на страницах своей книги, пожилой Дуглас, переживает прожитое со счастье и миром в сердце и душе, к чему он так долго шёл. Появление этой книги, было отражением духовного состояния Дугласа: одинокого человека, чья единственная удаль жить воспоминаниями прошлого.

Открыв свою душу на обозрение грубой публике, семидесяти летний Дуглас не мог, в силу своего заурядного характера, не откликнуться на войну, что в 1940 г. меняла карту Европы, выходит в свет написанная им книга «Война против Гитлера». Сей памфлет, имел известность среди общества и даже в военных кругах, так как его целью было разжигание патриотизма.

А тремя годами позже он издаёт большой творческий труд, над которым работал много лет - «Принципы Поэзии», что был высоко оценен Королевским Литературным обществом. Книга вышла тиражом в 1000 экземпляров, помимо этого, вырос спрос на книги стихов Дугласа, он издаёт новое собрание своих сонетов, а его даже самые старые стихи, стали печатать в журналах. Получив литературное признание от Королевского Литературного общества, Дуглас уже больше ничего не написал в своей жизни.

В 1942 году сэр Генри Шэннон, депутат и любитель светских салонов встретился с Дугласом в его квартире в Брайтоне на Сент-Аннс-корт, вот что он рассказывает о Дугласе: «Ему было семьдесят два года, но выглядел он гораздо моложе, был строен, элегантен, с улыбающимися восхитительными глазами. Но он совершенно не слушал то, о чём мы ему говорили, и вообще не принимал в беседе никакого участия (…) Он много рассказывал нам об Уайльде, а после бокала хереса заявил, что, не смотря на то, что дело Уайльда сломало его жизнь, он ни о чём не жалеет, что он только и делал, что ждал его возвращения из тюрьмы, а потом поселил его у себя на вилле в Сорренто, где они жили вмести, пока его семья не приказала ему расстаться с Уайльдом под угрозой лишения ренты (…) Он не скрывал того, что был содержанкой Уайльда, и показал нам репродукцию одного своего портрета, написанного в ту пору. Это был самый настоящий Дориан Грей - молодой человек почти невероятной красоты».

В июле 1943 Чипс и Шэннон пригласили его на обед, где увидели уже постаревшего человека, но по - прежнему весёлого и живого. На этот раз, Дуглас уже хвастался своими отношениями с Уайльдом и, когда начинал говорить, весь загорался страстью. Чипс писал: «Тот факт, что он был великим поэтом неоспорим, но из-за любовной связи с Уайльдом его гению не суждено было раскрыться в полной мере. Даже сейчас, спустя пятьдесят лет, его имя навсегда связано с именем Уайльда».

В феврале 1944 г. умерла на шестьдесят седьмом году жизни Олив, их сын Раймонд принял участие в похоронах, но уже летом у него случился новый приступ и он был снова положен в больницу Святого Андрея, которую он уже больше никогда не выходил, там он и умер в октябре 1964 г.

В январе 1945 г. Альфреда Дугласа, совсем больного приняли друзья, он сильно постарел, но стойко сохранял жизнерадостность. А уже 20 марта его не стало, он умер от сердечного приступа. В день своей смерти он успел сделать две ставки на лошадиные бега и в обоих случаях проиграл. На следующий день газеты писали, что умер лорд Альфред Дуглас поэт и любимчик Оскара Уайльда.

Вмести с ним ушла целая эпоха мировой истории, эпоха Искусства ХIХ века: Викторианская Англия со своими устоями, блеск светских салонов, величие английской поэзии.

Его похоронили в пятницу 23 марта в Крауле, Восточный Саксесс (Worth Abbey, the Franciscan Montastery located in Turners Hill, Crawley, West Sussex), где под скромной каменной плитой лежит лорд Альфред Брюс Дуглас и его мать.

Взято отсюда.

Эпилог.
Под светом позора.



Жизнь лорда Альфреда Дугласа, или больше известного как Бози, была насыщена всевозможными событиями: как моментами радости и неописуемого счастья, так и временами невыносимого страдания и боли,- всё, что только может дать жизнь - было дано и ему. Он вкусил сполна все яства земные: сладкие плоды с расписного драгоценными камнями золотого подноса. И горькие с жестяной миски, и когда настал момент взвесить пережитое, он проделал это, не опасаясь общественного мнения и завтрашнего дня.

Альфред Дуглас своей поразительной и уникальной жизнью показал эволюцию человеческой души, когда прошёл полный круг от почитания Оскара Уайльда к его неприязни, чтобы опять вернуться к любви и пониманию своего друга.

При жизни Уайльда все говорили о Дугласе как о страшной тени Принца Парадокса, оказывающей растлевающее влияние на него. После смерти Уайльда в 1900 г. всё стало с точностью наоборот. Теперь, уже тень Уайльда преследовала его до конца жизни, не давая спокойного бытия, как в семье, так и в обществе. И только тюрьма расставила все точки над «и». Мистический фатализм - так можно назвать жизнь Дугласа.

И сейчас, спустя почти шестьдесят лет со дня его смерти о нём продолжаю говорить как о Бози, фатальном возлюбленном Уайльда, но не как о поэте. Он знал при жизни, что вошёл в историю именно как тень Оскара Уайльда, судебный процесс над которым в 1895 году сломал жизнь не только писателю, но и молодому английскому лорду. Этот позор был с ним всю его жизнь и пережил его на десятилетия, но есть надежда, что со временем, быть может, и через века, будущие поколения, услышав имя Дугласа заговорят о нём как о прекрасном и гениальном поэте. А пока мы можем успокаивать себя тем, что лишь из всех страстей лишь стыд наилюбимей лорду Альфреду Дугласу.

Оскар Уайльд, Лорд Альфред Дуглас

Previous post Next post
Up