Есть одна старая интересная история, связанная с матерью декабриста Кондратия Рылеева, Анастасией Матвеевной Эссен-Рылеевой. Она о том, как с её сыном Коней ( как она звала в детстве Кондратия) случилось настоящее чудо... История вполне реальная. В январском издании «Исторического Вестника» за 1895 г. была опубликована статья под заглавием: «Сон Рылеевой».
Я перескажу эту историю, а потом возьмёмся и за «разоблачение» - крайне, надо сказать, странное. Разоблачением служит памятник этой самой Анастасии Матвеевны Эссен-Рылеевой, где указана дата смерти - до казни сына... Но - не будем забегать вперёд.
Кондратий Рылеев и его мать, Анастасия Матвеевна
Итак, давайте рассмотрим публикацию. Автор публикации г-жа Софья Николаевна Савина пересказывает повествование матери декабриста Кондратия Рылеева о том, как она заранее предвидела печальную судьбу своего сына, увидев вещий, знаменательный сон.
Кондратий Фёдорович Рылеев [1795-1826] - русский поэт, общественный деятель, декабрист, главный руководитель Санкт-Петербургского декабрьского восстания 1825 года, ставивший своей целью попытку государственного переворота.
Рылеев стал одним из трёх декабристов, под кем во время приведения приговора в исполнение оборвалась верёвка. Он провалился внутрь эшафота и о палки разбил себе голову. Спустя некоторое время, окровавленный Рылеев был повешен повторно.
Кондратий Рылеев
Сон матери декабриста Рылеева.
Данное повествование было рассказано в тесном кругу друзей, свидетелем которого стала Софья Николаевна Савина, в последствии и опубликовавшая его в журнале «Исторический Вестникъ» 1894 г. с разрешения матери Кондратия Рылеева.
Записанный Савиной, со слов Рылеевой, рассказ о её сыне сообщен редакции «Исторического Вестника».
Наталья Рылеева, в девичестве Тевяшова - жена Кондратия
«Коне (маленькому Кондратию) было всего три года, когда он, дорогой, любимый мой мальчик опасно, безнадежно занемог. Вероятно, то был круп или дифтерит, - доктора не объяснили мне; они, созванные на консилиум, только качали головами, сознавая всю невозможность выздоровления ребенка.
«Он не проживет и до утра», - сказали они няне, плакавшей о Коничке. Мне, видя мое полное отчаяние, они не решались говорить об этом, но разве я не замечала сама всей опасности положения бедняжки. Он, задыхаясь, метался по постельке, сжимая тоненькие исхудавшие бледные ручки, уже не узнавая меня, своей матери.
«Радость, счастье, сокровище мое, неужели ты уйдешь от меня?! Уйдешь!.. Нет, это невозможно, немыслимо!.. Разве могу я пережить тебя! - шептала я, обливая слезами эти дорогие мне Разве нет спасения!.. Есть оно, есть… Спасение - одно милосердие Божие…
Спаситель возвратит мне моего мальчика, возвратит, и снова он, здоровенький, весело улыбнется мне!.. А если нет?.. О, Боже, поддержи меня несчастную!..
И в страшном отчаянии своем упала я пред Спасителем… и жарко, горячо молилась о выздоровлении моего крошки. Молилась так, как никогда потом не могла пламенно сосредоточиться на молитве. Тогда я всю душу свою вложила в слова незаученного обращения к Господу.
Не знаю, сколько времени длился молитвенный экстаз мой…. Помню только, что всем существом моим овладела какая-то непонятная, светлая радость, какое-то тихое чувство покоя… Меня точно что-то убаюкивало, навевая сон. Веки мои отяжелели. Я едва поднялась с колен и, сев у кровати больного, облокотившись на нее, тотчас же забылась легким сном.
До сих пор не могу отдать себе отчёта, был ли то сон или я действительно услыхала... О, как ясно услышала я чей-то незнакомый, но такой сладко-звучный голос, говорящий мне:
«Опомнись, не моли Господа о выздоровлении… Он, Всеведущий, знает, зачем нужна теперь смерть ребенка… Из благости, из милосердия Своего хочет Он избавить его и тебя от будущих страданий… Что если я тебе покажу их?.. Неужели и тогда будешь ты все-таки молить о выздоровлении!..»
«Да… да… буду… буду… все… все… отдам… приму сама какие угодно страдания, лишь бы он, счастие моей жизни, остался жив!..» - говорила я, с мольбой обращаясь в ту сторону, откуда слышался голос, тщетно стараясь разглядеть, кому он может принадлежать.
-Ну, тогда следуй за мной….
И я, повинуясь чудному голосу, шла, сама не зная куда. Пред собой видела я только длинный ряд комнат.
Первая из них по всей обстановке своей была та же самая, где теперь лежал мой умирающий ребенок.
Но он уже не умирал…. Неслышно было более свиста или как бы предсмертного хрипа, выходившего из горлышка. Нет, он тихо, сладко спал, с лёгким румянцем на щеках, улыбаясь во сне….
Крошка мой был совсем здоров! Я хотела подойти к кроватке его, но голос звал уж меня в другую комнату.
Там - он был уже крепким, сильным, резвым мальчиком; он начинал уже учиться, кругом на столе лежали книжки, тетради.
Далее, постепенно, видела я его юношей, затем взрослым… и на службе….
Но вот уж предпоследняя комната. В ней сидело много совсем мне незнакомых лиц. Они оживлённо совещались, спорили, шумели. Сын мой с видимым возбуждением говорил им о чем-то. Но тут я снова услышала голос, и в звуках его были, как бы более грозные, резкие ноты:
- Смотри, одумайся, безумная!.. Когда ты увидишь то, что скрывается за этим занавесом, отделяющим последнюю комнату от других, ты уже не сможешь ничего изменить!.. Лучше покорись, не проси жизни своему ребенку, подобно ангелу, не знающему житейского зла….
Но я с криком:
«Нет, нет, хочу, чтоб жил он!» - задыхаясь, спешила к занавесу. Тогда занавес медленно приподнялся - и я увидела виселицу с окровавленным телом моего сына!..
Я громко вскрикнула и очнулась. Первым движением моим было наклониться к ребенку,… но к моему глубокому удивлению… он спокойно, сладко спал, ровное, тихое дыхание сменило болезненный свист в горле; его щёчки розовели, и вскоре, просыпаясь, он протянул ко мне ручки, зовя маму. Я стояла как очарованная и ничего не могла понять и сообразить… Что это такое?.. Все тот же ли сон или это - радостная действительность, подобная той, которую я видела во сне там, в первой комнате!..
Все еще не доверяя глазам своим, я кликнула няню и вместе с нею убедилась в чуде исцеления приговоренного к смерти младенца.
На радостях няня передала мне письменное заключение докторов о невозможности его выздоровления. И надо было видеть изумление одного из этих эскулапов, приехавшего на другой день осведомиться о часе кончины мальчика, когда няня вместо трупа показала ему спокойно сидящего на постельке Коню, здорового и веселого.
- Да ведь это ж чудо, чудо!.. - твердил он.
Время шло, а сон мой исполнялся с буквальною точностью во всех, даже самых мелких подробностях… и юность его и, наконец, те тайные сборища.
Более не могу продолжать!..
Вы понимаете… эта смерть… виселица… О, Боже!..»
******
Скажу сразу: мне эта история кажется настоящей, да и в историках того времени у меня нет основания сомневаться. Вот, а теперь давайте-ка опровергнем опровержения тех, кто уверен, что исторический журнал эту историю выдумал. Экспроприируем, так сказать, экспроприаторов!
Вот что они пишут: Несмотря на всю солидность издательства, опубликовавшего данную историю, мать декабриста Анастасия Матвеевна Эссен умерла 2-го июня 1824-го года в возрасте 66-ти лет, - за два года до казни своего сына Кондратия Рылеева через повешение и, посему, никак не могла говорить о «покойном» своём сыне.
Так ли это? Честно, неизвестно, ведь даже дата смерти и рождения матери Рылеева весьма условна. Есть только старая могила на кладбище в селе Рождествено Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Памятник странный, от него сохранился только постамент - и его якобы поставил сын Анастасии Матвеевны, тот самый Кондратий Рылеев, похоронивший мать до повешения. По виду, на вершине должен стоять ангел с крыльями, или статуя Богородицы, или...ну, в общем, тут недостаёт вершинки.
Описывая этот памятник, историк-краевед А.В. Бурлаков утверждал, что «надпись на мраморном надгробии гласит : «Мир праху твоему, женщина добродетельная. Анастасия Матвеевна Рылеева. Родилась декабря 11 дня 1758, скончалась 2 июня 1824». Однако при осмотре памятника выяснилось, что Бурлаков неточен в описании. В частности, год рождения Анастасии Рылеевой обозначен не полностью, а как 175. ( последней цифры нет) И автор делает вывод - «Очевидно, что возраст матери так и остался для сына загадкой». -
Рылеева (Эссен) Анастасия Матвеевна.
форум посвящен первым русским революционерам - декабристам, формированию мировоззрения декабристов, создания первых тайных организаций и деятельности Северного и Южного обществ, судьбе участников движения, их вкладе в русскую культуру, просветительскую и научную деятельность Сибири.
dekabrist.mybb.ru
Вы в это верите вообще? Вот...я - тоже нет. В крестьянской семье такое, может и могло бы быть, но Рылеевы - потомственные дворяне. В XIX веке в дворянских семьях прекрасно знали и дату рождения матери семейства, и уж конечно, и год рождения. Хранили дома все документы, все записи из церковных архивов, метрические свидетельства. То, что на памятнике нет даты её рождения, со всей очевидностью означает одно: ставил его не сын женщины, а кто-то гораздо позже его. Стало быть, и дата смерти могла быть набита весьма условная. Лично мне видится такой вариант: кто-то взял старую могилу, от которой по виду утрачена верхняя часть, и написал на ней имя матери Кондратия Рылеева. Зачем? Не затем ли, чтобы выдать эту громкую историю за выдумку?
Второй аргумент тех, кто доказывает «историческую утку», ещё более странный: мол, автор публикации Софья Николаевна Савина опубликовала эту историю в 1895 году, к тому времени она никак не могла говорить с матерью Рылеева, которого казнили в 1826-м, после восстания декабристов.
Вы реально думаете, что люди в редакции исторического журнала настолько тупые, что не были способны сопоставить даты, между которыми 69 лет разницы? И они бы не спросили эту самую Софью Савину, что, дескать, когда и как ты, матушка, могла видеть Анастасию Эссен живой и слышать её историю? Если даже на тот момент тебе было 20 лет, то на момент публикации -тебе уже 89? Так сколько лет было самой этой Софье? Нет, логичнее предположить, что мемуары Софьи Савиной принёс в исторический вестник какой-то её потомок и просто издал под её именем.
Ещё один косвенный факт - портрет матери Рылеева из усадьбы Батово. Известно, что Батово принадлежало матери Рылеева Анастасии Матвеевне. Вот на стенде рождественского музея есть фотография ее портрета, к сожалению, без информации, откуда он взялся: исследования -
lubelia https://lubelia.livejournal.com/1551173.html Итак, если исследователь Бурлаков прав, то родилась Анастасия Эссен в 1758 году: примем это за рабочую гипотезу, поскольку другой у нас нет. Тогда Кондратия она родила в 37 лет ( его дата рождения известна- это 1795 г - исправлено, от авт.): так вполне могло быть, если Коня был не первым ребёнком, и у них умирали дети во младенчестве. И прожила она всего 66 лет.
Так вот...женщине на портрете, по моим наблюдениям - уже хорошо так за 70. Не забываем, портреты того времени - конца XVIII - начала XIX века склонны были приукрашивать внешность своих владельцев, молодить их, а тут перед нами глубоко пожилая женщина со всеми следами возрастных изменений вплоть до опустившегося носа и складок на щеках, кутающаяся в тёплую шаль или ватный шлафрок ( уже мёрзнет), в старушечьем чепце - может, и с волосами там проблемы. Это, конечно, не аргумент: мало ли кто как выглядит - может, Анастасия состарилась раньше времени, учитывая характер её мужа Фёдора, по мнению историков запиравшего её в холодный погреб в наказание. Так может быть, всё же она пережила своего сына, раз уж на памятнике не выбита даже дата её рождения? И всё же - почему такая путаница именно с её датами смерти и рождения?
Так что сдаётся мне, что прав был «Исторический вестник» 1895 года ( статья, видимо, выходила к 100-летию Кондратия Рылеева), и история имела место - во всяком случае вполне реальный источник ( откровения Анастасии Рылеевой-Эссен). А вот по поводу самой истории у меня тяжёлые раздумья и вопросы: Высшие Силы показали Рылеевой, какая судьба ждёт её сына - и она всё же выпросила ему жизнь, чтобы повторить страдания Девы Марии, видя казнь единственного ребёнка. Так нужно или не нужно было просить?