Сегодня - день Победы. В моей семье праздник особый: мой прадед с маминой стороны пропал без вести под Смоленском, в Ярцево, а дед, папин отец, дошёл до Берлина, получил награды и вернулся домой. Он никогда не рассказывал о войне, и о его подвиге я узнала из Интернета)) Поэтому никто из нас никогда не устраивал фарс с георгиевскими ленточками и не писал на машине «На Берлин» или «Спасибо деду за победу». Потому что для тех, кто воевал, война - это не повод для развлекухи.
Так вот, о чём это я... В Дне самоуправления
kler_sk задала хороший вопрос - про лучший военный фильм. Как раз День победы и бывает посвящён просмотру разных военных фильмов. Таких, как "Ржев" ( вот он вызывает у меня большое недоумение своим названием: причём тут Ржев? Герои фильма всю дорогу обороняют-отбивают одну деревню Овсянниково, и Ржев тут имеет отношение к делу, как анекдотический Ленин - к картине "Ленин в Польше":)),или 4-хсерийная драма "Батальоны просят огня" ( что-то мне показалось, что "Ржев" - попытка снять римейк на этот же сюжет), ми-ми-мишный фильм про малыша "Солдатик ( ну это ещё куда ни шло: было по крайней мере забавно посмотреть на приключения такого 5-летнего "сына полка), и - вполне себе неплохой фильм "Т-34", снятый в 2019-м году Алексеем Сидоровым.
Мне этот фильм хвалили мои ученики, а я про себя вздыхала: любой мальчишка обожает войну и танки, чему же тут удивляться-то. Я им даже анекдот рассказала. «Немки! Танцы!, то есть тьфу ты - Немцы! Танки!»
Но - вот я посмотрела фильм, и - впервые мне понравился фильм на военную тематику.
Казалось бы: этот фильм в своё время много ругали, и писали разгромные рецензии. Но рецензии, честно говоря, касались каких-то глупых вещей: мол, не может немец-фашист быть благородным, и "играть в рыцарство". Получилось обратная ситуация: после таких рецензий мне, наоборот, захотелось этот фильм посмотреть:))
И- сюжет зацепил, конечно. Потому что это было непохоже на обычную пропагандистскую лабуду. Потому что немцы были не картонные, которые бегают и кричат «фойяр, фойяр», а вполне себе настоящими, и даже не такими отталкивающими. Обвинители фильма вменяют ему в вину то, что на полях сражений Великой Отечественной происходит по сути, дуэль между двумя танкистами - русским и немецким. Но ведь и начинается противостояние двух героев с такой же "дуэли".По авторской задумке их даже зовут похоже - Коля и Клаус ( Николай и Николаус) Итак, танковый бой. Подразделение немецкого гауптмана Клауса Ягера из 11-й танковой дивизии вермахта сражается с нашими танкистами - Николаем Ивушкиным и его ребятами, среди которых есть механик Степан Василёнок. Стуация немного странна, поскольку, если "гауптман" - то речь идёт о вйсках СС, а не о вермахте, иначе был бы какой-нибудь "капитан" Ягер... 27 ноября происходит бой, во время которого Ивушкин и его экипаж уничтожают всю танковую роту Ягера, причём первым выстрелом из засады - одним снарядом два танка сразу. В конце боя экипаж Клауса Ягера остаётся один на один с экипажем Ивушкина. После нескольких минут боя Ивушкин и Ягер подбивают машины друг друга. Выжить удаётся только Ягеру, а из наших танкистов - Ивушкину и механику-водителю Степану Василёнку, которые, будучи ранеными, попадают в плен.
А дальше происходит самое интересное. . Ивушкина и Василёнка привозят в лагерь военнопленных, в Тюрингию, где по странному стечению судьбы оказывается и Клаус Ягер. Да, его в этот лагерь направляет сам Гиммлер, которому Ягер предлагает свою новую стратегию обучения курсантов на «живых» мишенях - подвижных советских танках, укомплектованных экипажами из числа военнопленных. Ну, и тут он встречает своего бывшего противника - Николая, и решает, что ему не найти человека лучше! Николай на словах соглашается ( и то не сразу: Клаус грозится на его глазах убить девушку-переводчицу Анну, в которую Николай влюбился), но преследует свою собственную цель: получив в руки танк, сбежать из плена. И - благодаря удивительному мастерству танкистам их план удаётся! Ко всему, нашим танкистам ужасно везёт: их призывают очистить советский танк от трупов, а они, залезши в танк, находят там боеприпасы, 6 боевых зарядов!
Ягер ( слева) со своим помощником Гроте
Что в этом фильме действительно сильно - немцев играют настоящие немцы! Например, на снимке выше перед вами красавец Клаус Ягер, его играет немецкий актёр Винценц Кифер.
Клаус Яггер, он же Винценц Кифер
Второго немца, помощника этого Ягера, кстати, тоже играет «чистокровный ариец»- Джошуа Гроте. Поэтому и фильм получился натуральный.
Русский танкист Коля Ивушкин, он же Александр Петров
Главный герой фильма - советский танкист Николай Ивушкин, кстати, тоже не подкачал. Его играет Александр Петров, молодой актёр. И глядя на его хитрый и упрямый взгляд, в такого героя тоже вполне веришь.
Теперь - немножко о слабых сторонах фильма. Подкачали моменты с военной формой: форма у Ягера армейская ( офицера Вермахта), а фуражка с мёртвой головой, как у офицера СС. Обращение к нему тоже странное: они обращаются к нему как к СС-овцу, а он говорит за столом: "Я не СС-овец, я из Вермахта).
Фуражка Ягера явно не из войск Вермахта
Странновато ( «Богом из машины») выглядит и ситуация с нахождением боеприпасов в захваченном русском танке. Почему немцы, посылая русских на задание, не проверяют этот трофейный советский танк со всех сторон - неясно. Трупы, валяющиеся в танке, стали бы вонять, и уж немцы с их педантичностью не допустили бы ни трупов, ни зарядов. Проще было бы сделать, что боевые заряды для танка русские украли бы со склада.
Влёблённые: Коля и Аня
Любовная линия в фильме ( танкист Коля влюбляется в русскую переводчицу из Пскова, Аню, которую играет Ирина Старшенбаум) тоже оставляет желать. Коля и Аня как раз понятны и логичны ( встретились два одиночества в немецком плену), но в девушку вдруг влюбляется и Клаус, и - делает ей предложение))) Анна справедливо замечает Клаусу, что не нужно ему совершать расовое преступление ( каковым является брак с русской), на что Клаус замечает, что она прекрасно знает немецкий язык, и он выдаст её за фольксдойче)) Причём Клаус, у которого эта переводчица в подчинении, вполне может просто притащить её в свой кабинет и взять силой ( что было бы логично - кто церемонится с лагерными девицами?). Но нет, у него честные намерения ( он даёт Анне неделю на раздумья), что и позволило потом критикам фильма писать, что уж слишком идеальным получился немец со всех точек зрения!
Ивушкин и Аня уже после войны
А смешным моментом в фильме является сцена, где Анна с ключом залезает в кабинет Клауса, чтобы стащить у него карту местности - Николай и ребята хотят прорываться из Тюрингии в Моравию в Чехии. Она уже почти нашла карту, и вдруг услышала шаги. Тут же она скидывает с себя кофту и укладывается к Клаусу в кровать. Входит его помощник, которого играет Гроте - и видит девушку раздетую в кровати:)) «Не может быть, - шепчет помощник, - ну надо же!» - и уходит. И вот тут тоже стрёмный момент: а если бы вошёл сам Клаус и обнаружил полуголую девушку в своей постели? Думаю, он не преминул бы воспользоваться ситуацией)))
Побег с танком по улицам немецких городов отдельно доставляет массу положительных эмоций! Примечательно, что немцы советского танка боятся, и беспрекословно выдают беглецам еду, одежду и даже кое-какую посуду. А Николай, залезши на танк, вдруг начинает читать немцам стихи Гёте - и говорит «Вот где ваша культура, а не всё вот это», показывая на немецкую свастику и имея ввиду нацистов.
И, наконец, финальный поединок, где опять дублируется начало: Николай и сотоварищи расстреливают немецкую засаду - танки «Пантеры»;, попадая в щель под башни танков, и остаётся только один танк, воюющий против них - естественно, опять же Клауса Ягера. Вот тогда Клаус открывает башню, высовывается из танка, и бросает перчатку русским ( критики именно этот момент считают наиболее слабым местом фильма, а мне это нравится больше всего). Клаус и дальше проявляет великодушие: даёт русским забрать своего раненого товарища из соседнего танка ( один из новоявленных танкистов, Волчок, захватывает немецкий танк и терпит ранение) - и далее получается эпический бой на мосту над пропастью: на редкость красивые кадры, просто фильм-фэнтези!
Кстати, очень сильным моментом фильма является показ траектории полёта снарядов замедленными кадрами - сразу становится интересно смотреть, что куда попадает, и как именно идёт танковый бой. И когда русский танк разбивает танк Ягера, и Ягер, сильно раненый, перед падением его танка в реку напоследок пожимает руку Николаю - в этом и впрямь есть то, что можно назвать новым словом в череде скучных агиток по типу «наши- хорошие, фОшизДы- плохие». Давно у нас не было таких фильмов, скажу прямо!
Что-то есть в этом удивительном благородном сопернике, которому сопереживаешь, как и главному герою фильма. Супруг вчера выдал интересную мысль: «Благородство соперника делает и тебя самого в чём-то лучше, потому что не даёт тебе самому опускаться до низости при ведении боя».
Нет, фильм не предлагает переосмысливать войну с другой стороны: немцы были и остаются захватчиками. Нет, фильм не обеляет деяния немцев в лагерях, и не представляет их белыми и пушистыми: там же в фильме показан злобный начальник лагеря, который лупит кнутом русского танкиста и бьёт кулаком девушку. Нет, это - не как «Чёрная книга Арды» по отношению к «Сильмариллиону». Это просто - другой взгляд на вещи, где противник может быть не только исчадием ада, но и благородным, достойным человеком, даже если сражается на другой стороне и за другую идеологию.
За это - низкий поклон создателям фильма, и - даже странно, правда, что российский кинематограф сумел подняться на новую ступень. Поэтому я говорю вам: так держать!