Призрак Мамаева Кургана или О множественности статуизма

Jan 31, 2017 02:40


а, они множатся как грибы. Как, конечно же, вы уже догадались, речь идёт о памятниках, скульптурах и стелах. Давеча, проходя в пургу мимо весёлого Боровицкого леса, узрел я сквозь метель в свете прожекторов грандиозную своими размером и формами фигуру, более всего издали напоминающую знаменитую скульптуру волгоградской Родины-Матери. Подойдя же чуть ближе, убедился я, что это не Мать-Родина, а совсем даже наоборот, Отец Князь Владимир, также известный как Красное Солнышко, но в тёмное время суток этот титул можно не упоминать.




Памятник совершенно неожиданно для всех, как будто с помощью волшебного боба, внезапно и быстро, за одну ночь пророс во всём своём громадье посреди пустыря Боровицкой площади к удивлению и радости всех местных обитателей, роты Почётного Караула Московского кремля и кремлёвских чиновников. Справедливости ради хочу отметить, что памятник получился весьма внушительным, не побоюсь этого слова, даже в чём-то красивым. Всё-таки хорошо, что озорные ручки сумрачного грузинского творца получили мухобойкой по пальцам и более не имеют допуска и паролей к тиглям отечественного памятникостроения.




Причём, по мере приближения к изваянному князюшке, величие его, вопреки ожиданиям, не уменьшается, а становится всё более величественным.




Облачённый в длинную рубаху или даже халат, стоит он, вглядываясь на юг, но не на Киев, а чуть левее - примерно в направлении Волгограда. Я так полагаю, что пытается он разглядеть вдали вышенамекнутый Мамаев курган и фигуру на нём. При этом он упирается на огромный, ещё более высокий, чем он сам, крест (а все мы знаем, что божья благодать и благочестие всякого, как ни от чего другого, напрямую зависит именно от размеров креста). В левой руке князь, как ещё один крест, держит крыжатый русский меч в ножнах, достойный самого Святогора. Эта деталь, как задумка скульптора, между нами говоря, мне не совсем понятна. Потому как меч в ножнах должен либо висеть на поясе, либо висеть на стене. Использовать меч в данном положении ни для чего невозможно, пока правой рукой не взяться за рукоять, а правая рука Владимира занята, т.к. удерживает крест. Ну это я так, цепляюсь к мелочам, а в целом же, памятник мне понравился. В отличие от церетеливского Петра I у фабрики Эйнемъ, он действительно красив.
Особенно удались глаза князя. Пронизывающие, как живые, взирают они с 10-метровой высоты на мелких правнуков, подобно рентгену, насквозь видя каждого из них с их жалкими страстишками и мелочными чаяниями.




Конечно же, нам в нашей мелочности не углядеть снизу всех деталей, но, при приближении там и сям на мантии Владимира мы можем видеть блямбы со славянскими солярными символами, что одновременно примиряет князя с язычниками и в то же время не бросается в глаза не искушённому в пантеизмах обывателю.




Позади князюшки находится стела из византийского гранита с тремя красивыми бронзовыми горельефами, запечатлевшими три эпизода из жизни великого князя.

На одном из них мы видим мощение брёвнами наших отечественных дорог по образцу тех самых брёвен, что найдены были в Зарядье после сноса гостиницы "Россия". Князь Владимир одним из первых отечественных правителей бросил вызов одной из классических и извечных российских бед.




На изображении мы можем видеть князя и его товарищей плывущими на плоту посреди российской грязи и общающимися с увязшими в грязи россиянами. Передав на недолгое время Крест одному из своих заместителей, Князь на равных общается с простыми людьми - беседует с ними об их проблемах, слушает жалобы, протягивает им руку для рукопожатия. Два товарища рядом с Владимиром держат в руках полотенце и кусок мыла, как завещал великий Мойдодыр. Вдали на горизонте мы наблюдаем старинный русский город, реку c плывущим флотом, тёмный лес и озаряющее всю эту красоту восходящее Солнце.

На втором барельефе мы можем видеть сцену из личной жизни князя, а именно - купание в ванне.




Ну, тут всё просто. Чистота - залог здоровья, а в здоровом теле пребывает здоровый дух. Именно благодаря мытью и чистоте, как телесной, так и духовной, мы всегда превосходили всякого рода европы и америки.
Под дружное и бодрое пение дружины князь совершает омовение в ванной. На его голове, плечах и самой ванне видна белая пена - на хорошее дело не стоит жалеть ни мыла, ни шампуни, брызги от которой накрыли даже некоторых верных дружинников. Позади ванны стоят наготове несколько добрых людей с большим махровым полотенцем. Самый старый из них, с посохом в левой руке, правой рукой держит душ над головой великого князя.
"Да здравствует мыло пушистое и полотенце душистое! Да будет всегда и везде слава горячей воде!"
На остриях копий некоторых из дружинников наколота свежепойманная дичь - как одно-, так и двуглавая. Сразу же по окончании гигиенического ритуала все дружно пойдут на здоровый ужин. Славные времена и добрые обычаи, как нам всем этого сейчас не достаёт!

Сцена третья, кавалерийская (а куда ж без этого?). Князь и его сотоварищи катаются на лошадях.




Тут тоже всё просто и обыденно. Все вместе наслаждаются весёлой лошадиной прогулкой на просторах где-то между Киевом и Москвой Новгородом. Князь Владимир, кстати, единственный из ездунов на барельефе катается без шлема, что, конечно же, не очень хороший пример, и ГАИ этого одобрить не может. Но ГАИ и даже ГИБДД тогда ещё не было. Зато вновь стоит отметить плюсом то, что княжеская лошадь получилась не в пример удачнее и убедительнее несчастной лошади маршала Жуткого. Всё-таки ведь могут нормальную лошадь изобразить, ежели захотят!!! Это откровенно радует. На поясе князя меч, на плечах - чапаевская бурка, шпоры отсутствуют и креста на нём тоже нет. Крест на этот раз остался дома. Позади князя стоит свежеподковавший лошадь кузнец со своим инструментом, с улыбкой глядя вслед своей удаляющейся работе. Одной ногой он опирается на небольшую наковаленку, а другой - на крупную подкову, скорее всего - для слона. Не совсем понятен по своему назначению старый деревянный сруб, виднеющийся из-за левого бока коня. Возможно, конь опирается на него, чтобы не упасть. Или это такой архаический трап для достойной посадки в седло благородного человека. Скрученный в трубку свиток в правой руке Владимира - это, скорее всего карта. GPS навигаторов ведь тогда ещё не придумали, и все пользовались картами на пергаментах.

В общем, подводя итог, мне данная скульптурная группа понравилась. Хотя со спины открывается тёмная сторона князя Владимира, и выглядит она довольно зловеще.




Пройдя чуть далее в направлении центра города обнаружил я в кущах Александровского сада ещё один свежевыросший памятник, коего тоже ранее ещё никогда не видел. На этот раз - императору Александру I.




Ну, что сказать? Памятник достаточно банальный, заурядный, особенно в сравнении с Владимиром - ну никак не тянет по размерам. Хотя, по своему, тоже интересен.
Плешивый Щёголь здесь попирает ногой атрибуты поверженного Наполеона Буанапартия, вдавливая их в снег Старой Смоленской дороги. Скульптору тут удалось как нигде ещё передать весь ужас и безнадёжность отступления 1812 года. Особенно хорошо смотрится этот памятник зимой, и - особенно - в пургу.




На памятнике Александру также присутствует парочка барельефов. Первый из них изображает "Битву Народов" под Лейпцигом осенью 1813 года. Это была великая битва, продолжавшаяся несколько дней в окрестностях небольшого саксонского городка, вскоре после которой там родился композитор Вагнер.




Духи русских солдат, полегших в той битве, и сейчас навещают своего императора - об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные отпечатки их холодных рук на граните под изображением. А кто-то из них даже залепил снежком в царственную физиономию.

Второй барельеф изображает торжественный въезд российского императора в Париж. Беспечные парижские буржуа и Эйфелёва Арка приветствуют Александра, освободившего их от тирании узурпатора.



К сожалению, на памятнике отсутствует знаменитая фраза "При мне будет всё, как при бабушке", что является существенным упущением создателей.

По причине недостаточного размера памятника, чей радиус не позволяет разместить другие картины из жизни царя, неподалеку от памятника возведена пристройка, являющаяся приложением к монументу.




Посередине пристройки установлена бронзовая доска, судя по всему, являющаяся справкой и разрешением на возведение оного строения от неких Сената и Синода, видимо, важных чиновников.




Справа и слева размещены ещё две рельефных картины из жития императора. На первой он благословляет декабристов на их будущий подвиг, а на второй беседует с патриархом Филаретом о судьбе династии Романовых.







На реверсе строения размещены уравновешивающие его дополнительные доски с византийской, масонской и императорской символикой, двуглавым орлом и знамёнами с тем же двуглавым орлом и хитроумной надписью, повторяющейся дважды - в нормальном виде и перевёрнутом.







Причём, если в нормальном виде она читается "С НАМИ БОГ", то в перевёрнутом - "СНА БОГ". В этом - глубокий смысл и символизм, резко поднимающий духовную и историческую ценность данного произведения. Смысл, заложенный автором и доступный лишь немногим остальным, видящим сердцем. :) Отрадно видеть, что не перевелись мастера творческого иносказания, неважно - будь то твёрдый камень или мягкая бумага.

Словом, как там это было сказано во глубине сибирских руд: "Россия вспрянет от сна!"

И напоследок - о грустном, ибо нельзя иначе говорить о варварстве или, говоря точнее, тупом вандализме. А именно речь я поведу о т.н. Романовском Обелиске. Возведённый в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых, в своём первоначальном виде он не простоял и пяти лет - после Великой Октябрьской Социалистической революции список царей и императоров начисто и до основания был сметён с него и на обелиск был нанесён новый список имён. Это были передовые люди, оказавшие большое влияние на развитие прогрессивного человечества (по понятиям большевиков, конечно) - Маркс, Энгельс, Либкнехт, Бакунин, даже - Плеханов. Совершила ли тем самым новая власть какой-то вандализм? Думаю, что нет. Потому как на 1918 год данному обелиску было всего пять лет, как он был возведён; он не нёс в себе ни историческую, ни какую-либо особую художественную ценность. От него ещё буквально цементом пахло. Это как если бы сейчас переделали или даже вовсе снесли какое-либо неблаговидное сооружение 2012 года.







После этого уже в своём новом виде данный обелиск благополучно простоял лет 90, действительно успев сделаться памятником истории. Может быть, не ахти каким важным, но - тем не менее. И вот, несколько лет назад, попалась мне газетная заметка, где журналист с восторгом и пафосом рассказал, что, в рамках возвращения памятникам истории их исторического облика, обелиску в Александровском саду был возвращён его первоначальный облик - имеющиеся имена стёрты, а те, что были изначально, написаны. Мол, "вот какие молодцы"! Ну это же реальная тупость и варварство, господа!. Нынешние демократы сделали то, что не сделали большевики, как раз-таки уничтожив именно памятник истории. Сейчас это выглядит вот так:




Ну и фигли? На мой взгляд, нет тут ни красоты, ни уже и истории.Обычный новодел. И, опять же, о зловещем символизме. Обратите внимание - на памятнике указаны все цари и императоры из дома Романовых - от Михаила Фёдоровича до Александра Третьего. Все, кроме Николая II. Точнее, он там тоже есть, в самом основании обелиска, но чёрная тень от ламп подсветки начисто убирает его из списка "хозяев земли русской", словно сама история отвергает этого человека.

Манеж, история, победивший класс, статуизм, вожди, анализы, царь

Previous post Next post
Up