О наших медных всадниках

Nov 28, 2011 22:00




Не секрет, что все мы любим лошадей. Кто-то больше, кто-то меньше, а кто-то и вовсе врёт, что видел и даже трогал когда-то живую лошадь.
Посему не удивительно, что и памятников лошадям возводилось и возводится преизобильно во всех частях планеты - от Гималайских пустынь до гор Северного полюса. И это правильно. Пожалуй, нет в сельском хозяйстве животного полезней, чем лошадь. Да, не спорю - коровы дают молоко, коты ловят мышей, собаки не дают спуску котам. Всё это так. Но польза их не сравнима с лошадью, на которой можно кататься, брать призы на ипподромах и фотографироваться на их фоне. А ещё лошади ржут и лягаются. Всё это выгодно отличает лошадь от прочих представителей среднестатического сельского скотного двора. По полезности более всего к лошади может приблизиться, разве что, слон, но и он сильно уступает, ежели вспомнить, сколь много ежедневно употребляет пищи сие животное, и -особенно-, сколь много отработанной еды оно ежедневно наваливает. Правда, слонов нет необходимости подковывать.
Но мы отвлеклись. Речь в нашем рассказе пойдёт именно о памятниках лошадям.
Конечно же, все знают знаменитые памятники Медному Всаднику в Петербурге, Юрию Долгорукому в Москве и Богдану Хмельницкому в Киеве. Все знают и то, что это - именно памятники лошадям. Лошадям, которые возили Петра I, Мосоха Замоскворецкого, и Зиновия Киевского. В общем-то, по большому счёту, эти памятники вообще можно было возвести вовсе без всадников, как в советское время делалось это на ВДНХ - кузнице лошадиных статуй, но, к сожалению, дефицит лошадей и изобилие пеших статуй не позволяет скульпторам и властям такую роскошь, как оставлять пастись по городам и весям неосёдланные лошадиные изваяния в наше трудное время, когда тысячи пеших статуёв десятилетиями ждут своей очереди.
Всё дело в том, что лошадей ваять значительно трудней, чем человеческие скульптуры, а народного внимания лошадиный памятник всегда привлекает к себе больше, чем какой-то там Лев Толстой, Пушкин, Ленин или Маяковский. Оно и понятно - верхом на коне все эти памятники смотрелись бы куда внушительнее и действительно внушали бы к себе трепет и любовь. Опять же, изготовление лошади требует втрое-вчетверо больше дорогих и дефицитных материалов, а где их взять, когда основной их и без того скудный поток сразу же по прибытии из рудников и каменоломен тотчас же идёт в горнила подземных кузниц Церетели?
Вот и идут ваятели на хитрость: один ограничится тем, что с целью экономии возведёт одни лишь головы конские, из недр земли торчащие, как это сделали с памятником Деду Мазаю на Гоголь-Моголевском бульваре,



другой вылепит коня, троянскому подобного: снаружи - чугун и грива, а внутри - пустышка-пустышкой. Не удивительно, что сильные порывы кремлёвских ветров то и дело опрокидывают горе-полководца на головы беспечных интуристов:



Трудное, нелёгкое это занятие - ваяние лошадей. Это вам - не человеков двуногих лепить. Очень трудно ваять то, что никогда в жизни не видел: откуда лошади взяться в изостудии? Клодт бы ещё мог помочь в ваянии - в его время лошади ещё водились -, так он умер давно. Приходится ваять, как получится.
Вот и получается лошадь у автора так, словно на протезах бежит.Обратите внимание на передние ноги лошади Жуткого:



Только роликов на задних лапах недостаёт.
Но повторюсь: автор - не виноват. Не видел он никогда лошадей просто, вот и лепил с помощью фантазии. У иных бы ещё хуже вышло, а эта ещё - более менее ничего. Хоть ног у памятника всего шесть (считая с Жутким), а не семь и не восемь. Не удивительно, что всадники комплексуют, всячески закрываются и фотографироваться не хотят.




Второй, кстати, это - памятник Юрию Лужкову Юрию Долгорукому, первому столичному гастарбайтеру и, по совместительству, князю. Вернее, памятник-то - лошади, а князь - так, дополнительно добавлен, по причинам, упоминавшимся выше. Очень солидный и внушительный памятник. Изначально он тоже был пешим и выглядел вот так:



Это уже потом, когда чья-то лошадь освободилась, он стал памятником и начал радовать нас по-настоящему. Вот как он выглядит в наши дни (фото 1985 года):



Согласитесь, разница заметная?
Кавалерист, не то что пешкодральщик какой-то. На такой памятник и взобраться не грех. Во так он, кстати, выглядит по сравнению со мной.



А это - он же по сравнению с обычным человеком (очень редкое фото из долошадиного периода):



В столичном лошадестроительстве отмечена ещё одна весьма интересная деталь: практически все всадники восседают на самцах, причём половую принадлежность коней-носителей скульпторы всегда подчёркивают особенно старательно и даже преувеличенно, не считаясь ни с исторической реальностью, ни с лишним расходом бронзы - вероятно, в этом заложен некий глубинный смысл. Что это за полководец такой, ежели он сидит на кобыле? И можно ли доверить серьёзное дело такому человеку?
Половые признаки вышеупомянутых жеребцов - все как один выполнены старательно и не похожи одни на другой. Сразу видно, что лепились с натуры, и натура у авторов в изостудиях была. Все эти фрагменты, зачастую - в отличие от остальных частей памятников, - истинные произведения искусства, более того - они несут в себе печать труда и заботы скульпторов, а также отражают ситуацию в стране на момент ваяния. наглядный тому пример - причиндалы коней Долгорукова и Жуткого:




Яйца княжеской лошади свисают спокойно и направлены к земному шару, согласно закону Ньютона о всемирном тяготении - верный признак того, что конь ваялся в годы стабильности и уверенности в светлое Завтра.
Другое дело - конь Жуткого. У него не только передние ноги разъезжаются, но и яйца его раскачиваются, как маятник в настенных домовых часах. Причём явный уклон оных яиц вправо как бы намекает нам, что автор памятника, как и его всадник - согласны с линией правительства и имеют правые взгляды. (Впрочем, учитывая то, что у памятника Жуткому в ту же сторону повёрнут и хвост, то, возможно, что автор ни на что и не намекает вовсе, а памятник просто возводили в ветреную погоду). Тем не менее, княжеские шары - чистые, а маршальские - имеют подтёки, что опять же свидетельствует о трудностях, напряжениях, переживаниях и, возможно, даже страхах, что опять же - типичные признаки беспокойного и смутного времени.

Кавалерийскую тему в скульптуроваятельстве можно продолжать бесконечно - столь обильна она и полна неоткрытых ещё открытий для будущих исследователей. Говоря каламбуром, можно сказать, что "в коневаянии ещё конь не валялся". Просто, проходя мимо очередного "медного всадника", задержитесь на минуту и уделите ему толику внимания, которую он заслуживает. (Ежели вдруг этот текст читает какой-нибудь Толик, то пусть он не обижается - всякие совпадения с толиками в данном тексте случайны и не несут в себе связи с конкретными физическими и юридическими персонами).

А пока на улицах наших городов в любую погоду продолжают нести свою бессменную вахту медные, чугунные, гранитные и иные всадники - неся в наши души свет душ, давая приют птицам, украшая площади и даже могущие служить не только громоотводами, но и - солнечными часами, ежели вокруг них правильно мелом нарисовать циферблат.


парк Музеон, история, художество, голубь, фото, царь, Манеж, статуизм, анализы, вожди, Шолохов, Белый город, кавалерия, яйца

Previous post Next post
Up