Св. Агильберт и ангел. Барельеф в крипте церкви аббатства Нотр-Дам де Жуарре.
Агильберт Дорчестерский, Парижский (625 - 690) - святитель, епископ города Дорчестер - на - Темзе в королевстве Уэссекс, затем епископ Парижский. Происхидил из франкской аристократической семьи, жившей возле Суассона. Двоюродный брат Св. Агильберта Аудо был другом великого ирландского миссионера Св. Колумбана и основателем монастыря во имя Пресвятой Девы в Жуарре (
Jouarre), который возглавила сестра Агильберта Теохильда. О Св. Агильберте упоминает Св. Беда Достопочтенный в своей «Церковной истории народа англов» (книга III, глава VII, глава XXV, XXVIII; книга IV, глава I, глава XII; книга V, глава XIX). Св. Агильберт был вторым по счёту епископом в Уэссексе после того, как эта страна приняла крещение трудами Св. Бирина, бывшего первым епископом Дорчестера.
У себя на родине святой принял посвящение в епископский сан, но долгое время оставался епископом без диоцеза. Он долгое время жил и учился на «острове святых» - в Ирландии, которая в раннее Средневековье являлась центром христианской культуры и просвещения. В 650 году Агильберт прибыл в Уэссекс для проповеди Евангелия, ибо в то время христианство среди западных саксов ещё недостаточно укоренилось. Король
Кенвалк (правил в 643 - 672 годах) радушно принял святителя и, по выражению Беды «увидев его мудрость и рвение» [1, стр. 80], предложил ему стать епископом в его королевстве. Но вскоре Агильберт впал в немилость к королю, ибо не владел саксонским языком, а его родной франкский западные саксы и их правитель понимали с трудом. Кенвалк разделил Уэссекс в церковном отношении на две епархии, создав новое епископство в Винтакастире (Винчестере), которое предложил занять своему земляку Вине. Агильберт оскорбившись тем, что король сделал это без совета с ним, покинул страну западных саксов и направился в Нортумбрию. Здесь его учеником стал Св. Вильфрид Великий, впоследствии просветитель Фрисландии и архиепископ Йоркский, которого святитель рукоположил в священники. Св. Агильберт участвовал в знаменитом
церковном соборе в монастыре Стренескальк (Уитби) в 660 году, на котором решался давний спор между Римской и Ирландской (Кельтской) Церквами по поводу празднования Пасхи. Св. Агильберт возглавлял церковную делегацию, представлявшую позицию Рима, и, как сообщает Беда Достопочтенный (книга III, глава XXV, [1, стр. 101 - 104]), после выступления Св. Колмана, излагавшего точку зрения ирландцев, было дано слово Агильберту, он, ссылаясь на своё незнание языка англосаксов, двоверил говорить Св. Вильфриду, который и произнёс вдохновенную речь (текст которой приводит Беда), побудившую нортумбрийского короля Освиу, а вслед за ним и большинство участников собора, встать на сторону Римской Церкви в этом споре. Вскоре после Уитбийского собора Св. Агильберта избрали епископом Парижа, где он и пробыл до самой своей смерти и там же был погребён. Когда король Уэссекса Кенвалк раскаялся в своём непочтительном отношении к святителю и отправил в Париж послов, прося Агильберта вернуться, тот не захотел оставить своё новое место служения, но отправил к западным саксам своего племянника Леутера, который приняв посвящение в епископский сан от Св. Теодора Грека, архиепископа Кентерберийского, управлял епископством западных саксов в 670 - 676 годах.
Саркофаг Св. Агильберта в крипте церкви аббатства Нотр-Дам де Жуарре.
После своей смерти Св. Агильберт погребён в аббатстве Нотр-Дам де Жуарре (
Notre-Dame de Jouarre) вместе со своей семьёй. Его саркофаг VII века до сих пор находится в крипте местной церкви.
Память Св. Агильберта празднуется 14 апреля нового стиля / 1 апреля старого стиля.
Литература:
1. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов/ Перевод с латинского, вступит. статья, комментарии В. В. Эрлихмана. - СПб.: Алетейя, 2001. - 363 с. - (Pax Britannica)
Дополнительно литературу можно посмотреть
здесь.