Св. мученик отрок Пелагий (Пелайо) Кордовский.
Кроме Флоры и Марии, еще два христианина погибли в Кордове между июлем 851 г. и июлем 852 г. Св. Гусминдо (Gumesindus) прибыл из Толедо со своими родителями, которые определили его в послушники при базилике Святого Януария. 13 января 852 г. Гусминдо явился в шариатский суд, заявил о своем неприятии ислама и был казнен.
В июле 852 г. еще пять христиан были замучены за веру:
Аврелий (Аурелио), Сабигаса (Сабигото), Феликс, Лилиоса и Георгий. Отец Аурелио был мусульманином, женившимся на христианке. Очевидно, осиротевший в раннем возрасте, мальчик был воспитан отцовской тетей, которая пробудила его интерес к арабской литературе. Но Аурелио заинтересовался христианством и начал искать священника для своего обращения. Когда он достиг совершеннолетия, родственники подобрали для Аурелио, как они думали, подходящую пару, не зная, что девушка Сабигаса также являлась тайной христианкой. Ее родители были мусульманами, но овдовевшая мать вступила в повторный брак с тайным христианином, который обратил свою новую жену. Стала христианской и Сабигаса, приняв имя Наталия.
У Аурелио был родственник по имени Феликс, который по мусульманским законам совершил более тяжкое преступление. Христианин по рождению, он принял ислам, но, поняв, что совершил ошибку, вновь крестился. Это было отступничеством, поэтому юноша также исповедовал христианство тайно. Тайно Феликс и обвенчался с девушкой Лилиосой, тоже тайной христианкой.
Две пары скрывали свое христианство в течение нескольких лет, и, возможно, продолжали бы делать это и дальше, если бы Аурелио не стал свидетелем наказания плетью христианского торговца Иоанна, который неосторожно поклялся именем Мухаммеда. Пораженный несправедливостью наказания и силой духа Иоанна, Аурелио решил, что пришло время объявить о своем христианстве, несмотря на последствия. Вместе с Сабигасой они приняли план действий по подготовке к мученичеству. Супруги начали часто посещать кордовскую тюрьму, где они встретили не только Иоанна, но и епископа Евлогия. Сабигаса разговаривала с Флорой и Марией. Как сообщает Евлогий, она "часто посещала их темницу... и оставалась на ночь, как будто сама она была заключена, доверив им ее собственное намерение умереть". Затем супруги продали все свое имущество и провели последние дни в Табаносе, где они не только готовились к крестному пути, но и устроили судьбу своих детей. В это время в Табаносе появился монах из Палестины по имени Георгий.
Уроженец Вифлеема Георгий проживал в большом монастыре Святого Саввы к югу от Иерусалима. Монах знал в совершенстве греческий, латинский и арабский языки, вел аскетический образ жизни. Настоятель монастыря отправил его в Северную Африку для сбора пожертвований в монастырях. Там Георгий нашел церковь "угнетенной вторжением тиранов" и решил посетить Испанию. Снова монах был опечален увиденным. Оставив Кордову, Георгий отправился в Табанос, где аббатиса Елизавета, очевидно, расценив прибытие палестинского монаха как предзнаменование, отправила его к Сабигасе. Сабигаса и Аурелио также увидели в появлении Георгия знак свыше, и впредь монах и супруги решили вместе претерпеть за веру. Скоро Феликс и Лилиоса, продав все свое имущество, присоединились к ним.
Когда назначенный день наступил, Сабигаса и Лилиоса отправились в церковь с открытыми лицами (мусульманки в Кордове носили хиджаб) и были немедленно арестованы. Тем временем Аурелио, сделав последние приготовления относительно детей, ждал дома вместе с Феликсом ареста. Солдаты вскоре пришли за ними и отвели к судье. Сначала арабы не трогали Георгия. Но горячей речи монаха в защиту своих друзей и его нападок на ислам было достаточно, чтобы солдаты забрали его вместе с Аурелио и Феликсом.
Как и в случае с Флорой, разоблаченным отступникам предоставляли возможность обратиться в ислам. Евлогий приводит ответ Георгия кади: "Любой культ, который отрицает богословие Христа, не выражает сущность Святой Троицы, опровергает крещение, порочит христиан и умаляет духовенство, я считаю проклятым". После четырех дней заключения пленники твердо придерживались своих взглядов. Власти дали разрешение Георгию как чужеземцу уехать, но монах ответил новыми обвинениями против ислама. 27 июля 852 г. все пятеро были казнены.
В течение лета 852 г. еще шесть мосарабов были казнены. Монах Св. Христофор, уроженец Кордовы, проживал в монастыре Святого Мартина в Рохане (Rojana) в горах севернее города. Под влиянием предыдущих казней, он явился в шариатский суд, заявил о своей поддержке взглядов мучеников и был немедленно заключен в тюрьму. Там он встретил Св. Леовигильда (Leovigild), монаха из Гранады, который жил в монастыре Святого Юстаса, приблизительно в пятнадцати милях к северу от Кордовы. Он также осудил ислам и 19 августа был казнен вместе с Христофором.
За неделю до смерти Абдеррахмана II, состоялись еще четыре казни. Св. Эмила (Emilas) и Св. Иеремия, друзья детства, монахи монастыря Святого Киприана, обнародовали свое обвинение против ислама на арабском языке, что только умножило расстройство умирающего эмира. В довершение монах Св. Рохелио (Rogellus) из деревни около Гранады и сирийский паломник Св. Христодул (Сервус Деи) из монастыря Святого Духа в Дамаске вошли в мечеть в Кордове и, к ужасу мусульманских прихожан, стали проповедовать Евангелие и отрицание ислама. Спасенные властями от расправы толпой, эти двое мужественных христиан были приговорены к четвертованию за осквернение мечети.
Одним из первых решений нового эмира Мухаммеда I стало воздействие на христианскую верхушку Кордовы. Богатых горожан-христиан и церковных иерархов вызвали во дворец эмира и обязали повлиять на настроение единоверцев. Это собрание принесло свои пользу. Следующие девять месяцев прошли без инцидентов. Но летом 853 г. случаи мученичества возобновились.
Уроженец Гуадикса Св. Фандила (Fandilas) подобно некоторым своим предшественникам прибыл в Кордову для изучения богословия. Проживая в Табаносе при аббате Мартине, Фандила быстро продвинулся в иерархии. В это время и состоялось мученичество Фандилы. Он был казнен 13 июня 853 г.
На следующий день погибли еще три христианина. Это были священник Св. Анастасий, монах Св. Феликс, уроженец Алькала де Энарес и монахиня из Табаноса Св. Дигна. Феликс, по происхождению мусульманин из Нумидии, попал в плен во время набега на Астурию и принял христианство. 15 июня казнили еще христианинку по имени Св. Бенильда (Benildis). Её тело было сожжено, а прах брошен в реку Гвадалквивир.
Двое из первых пяти христиан, казненных при новом эмире, были связаны с монастырем Табанос, что подвигло Мухаммеда I к решению разрушить обитель. Но наследство Табаноса пережило сам монастырь. Св. Колумба, шестая христианка, казненная при Мухаммеде, была сестрой Елизаветы и Мартина, настоятелей Табаноса. Уклонившись от решения матери выдать ее замуж, Колумба ушла в монастырь. Когда мусульмане закрыли Табанос, она перебралась в базилику Святого Киприана, где готовилась к смерти мученицы. 17 сентября Колумба была обезглавлена.
Пример Колумбы в свою очередь побудил монахиню Св. Помпосу (Pomposa) искать мученичество. Ее родители основали монастырь Сан-Сальвадор в Аурикуле Мелларии (Peñamelaria), откуда вышел мученик Фандила. Теперь, три месяца спустя, Помпоса подготовилась последовать его примеру. Несмотря на усилия удерживающих ее монахинь, она бежала в Кордову, где погибла 19 сентября 853 г.
После смерти Помпосы случаи смерти за веру стали реже. Св. Абандо (Abundius), священник из Ананеллоса (Ananelos) в Сьерра-Морене, погиб десять месяцев спустя (11 июля 854 г.) в результате "обмана язычников" (Евлогий). Возможно, подобно Перфекту, он невольно оскорбил пророка Мухаммеда. Тело священномученика было брошено псам на съедение. Еще десять месяцев прошли до следующей казни. Священник Св. Аматор, уроженец города
Мартос , приехал в Кордову и присоединился к монаху Св. Петру из монастыря в Аурикуле Мелларии и Св. Людовику (Луису), брату дьякона Павла (Поласа), который стал одним из самых первых мучеников летом 851 г. Все трое были казнены как богохульники в последний день апреля 855 г. В том же году состоялась казнь Св. Витесинда (Witesindus), который принял ислам, а потом снова обратился в христанство (он был родом из
Кабры в тридцати милях к юго-востоку от Кордовы).
17 апреля 856 г. казнили старого священника из Западной Испании Св. Хелиаса (Elias) и и двух молодых монахов Св. Павла (Поло) и Св. Исидора. Два месяца спустя, Св. Аргимир (Argimir), дворянин из Кабры, который служил цензором у Мухаммеда I, был обвинен в оскорблении пророка. Эмир дал ему редкий шанс спасти жизнь, приняв ислам, но Аргимир отказался и был казнён 28 июня 856 г.
Три недели спустя была казнена монахиня Св. Орея (Aurea, Aura) при весьма уникальных обстоятельствах. Ее отец был мусульманином из Севильи, но в течение больше чем тридцати лет она жила со своей матерью Артемией как монахиня в женском монастыре в Хуткларе втайне от своих мусульманских родственников. В течение этого времени она видела как ее двоих братьев Св. Иоанна и Св. Адульфа (Адольфа) казнили за отступничество в 820-х, как приняли мученичество Петр, Валабонсас и Мария в начале 850-х. Когда кто-то из ее мусульманских родственников приехал из Севильи и признал ее, Ореа была доставлена в шариатский суд для религиозного исправления. За взятку женщине удалось освободиться, но вскоре она снова была обнаружена родственниками, заключена в тюрьму и казнена.
Священномученик Родриго (Родерик) Кордовский
Последними двумя мучениками, смерть которых была зарегистрирована Св. Евлогием, были Св. Родерик (Родриго) и Св. Соломон. Родерик, священник из Кабры, был братом ренегата (отступника от христианской веры). Однажды, брат схватил его на улице за руку и стал созывать прохожих, утверждая, что Родерик решил принять ислам. Священнику удалось вырваться, и он решил покинуть Кабру, справедливо опасаясь за свою безопасность. Он нашел убежище в горах севернее Кордовы, но однажды столкнулся там со своим мусульманским братом. Представ перед местным кади по обвинению в отступничестве, Родерик пытался оправдаться на том основании, что никогда не был мусульманином. Но судья предложил ему стандартный выбор шариатского суда: принять ислам или умереть. В тюрьме Родерик встретил Соломона, христианина из Египта, который, как Феликс и Витесинд, принял ислам, а затем повторно крестился. После трех попыток одуматься оба были казнены 13 марта 857 г.
Здесь мартиролог Евлогия прерывается.
Мученичество святителя Евлогия Кордовского.
Все же мы знаем, что казни не прекратились после смертей Родерика и Соломона в 857 г. летописец Альваро Пауло сообщает нам, что два года спустя власти арестовали девушку Леокритию (Лукрецию) за отступничество. Св. Леокрития была ребенком от смешанного брака, и стала посещать свою родственницу-христианку по имени Литиоса. Сначала никто не подозревал, что частые посещения Леокритией дома Литиосы были чем-то большим, чем простыми родственными визитами. Даже после того, как ее родители обнаружили правду и пробовали отговорить ее, Леокрития отказалась подчиниться. Как и Флора, Леокрития тайно начала исповедовать христианство. Используя посыльных, она искала совет у Евлогия и его сестры Анало, которая, как Литиоса, также была "девственницей, посвященной Богу". Оба советовали ей покинуть дом. Под видом посещения свадьбы Леокрития ушла из дома и поспешила к Евлогию и Анало. Родители Леокритии оказали давление на христианскую общину с требованием выдать девушку. Но их усилиям по поиску препятствовал Евлогию, который следил, чтобы девушка никогда не оставалась ни в одном потайном месте слишком долго. Евлогий продолжал встречаться с Леокритией, чтобы наставлять ее в вопросах веры. Но после одной из этих встреч, Евлогий и Леокрития были арестованы и заключены в тюрьму. 11 марта 859 г. Евлогий был обезглавлен. Три дня спустя Леокрития встретила ту же судьбу.
В течение следующего года, были казнены еще два христианина. Посланник короля франков Карла Лысого, отправленный в Кордову, чтобы перевести в Париж мощи святых мучеников Аурелио и Георгия после возвращения засвидетельствовал казнь за веру двух сестер (возможно, это были дочери Аурелио).
Хотя не осталось никаких свидетельств мученичества в конце девятого столетия, разнообразие источников, даже арабских, подтверждает такие случаи в первой половине десятого века. Так есть запись о том, как в последние годы правления эмира Абдаллы (888-912), христианская женщина по имени Св. Дабба предстала перед кордовским кади, утверждая, что Иисус был истинным Богом и, что Мухаммед лгал своим последователям. Спустя несколько лет после ее казни, кади Аслама ибн Абд ал-Азиз (913-920) столкнулся с требованием одного христианина казнить его. Биограф судьи написал, что «невежество христианина принудило его к такому самоубийственному решению». Надпись на мраморной плите, обнаруженной в шестнадцатом веке в Кордове, позволяет нам идентифицировать еще одну мученицу, Св.Евгению, которая погибла 26 марта 923 г., но обстоятельства ее смерти неизвестны.
Святые Пелайо и Архентия были казнены в 925 и 931 гг. соответственно. Пелайо было десять лет, когда его отец, галисийский феодал, отправил сына в Кордову заложником вместо дяди мальчика епископа Эрмохио, захваченного в плен всражении в Вальдехункера в 920 г.. Пелайо пробыл в плену три с половиной года, затем его вызвал к себе эмир, предлагая ему жизнь во дворце в роскоши в обмен на его обращение в ислам и удовлетворение сексуальных прихотей кордовского властелина. Юноша отказался, был подвергнут пыткам и зверски убит(четвертован) 26 июня 925 г.
Архентия, дочь известного андалусского мятежника
Умара ибн Хафсуна, приняла христианство и находилась в монастыре около Кордовы. Там она встретила француза Св. Вальфера, который, согласно анонимной хронике, прибыл в Кордову из Лангедока в ответ на видение, в котором он принимает мученическую смерть за веру. Власти заключили его в тюрьму после того, как он публично проповедовал Евангелие, и позже арестовали Архентию, когда она при посещении тюрьмы была опознана как дочь Умара ибн Хафсуна. После отказа принять ислам, Архентия и Вальфер были казнены 13 мая 931 г.
Нет никакой причины полагать, что мученичества прекратились в 931 г. Однако после Св. Евлогия не нашлось никого, кто бы продолжил мартиролог, или же он не дошел до наших дней.