Мученичество Св. отрока Пелайо Кордовского.
Оригинал статьи
здесь.
В IX веке столицу
Кордовского эмирата будоражили события, связанные с многочисленными казнями мосарабов, мужественно принимавших смерть за христианскую веру. Кто были эти мученики, которые причинили так много беспокойства эмирам? Отсутствие источников делает ответы на эти вопросы затруднительными. Единственный мученик, оставивший отчет (Memoriale sanctorum), был
Св. Евлогий и, как будет видно в дальнейшем, смерть за веру принимали по разным причинам. Конечно, целиком полагаться на правдивость этих жизнеописаний нельзя. Характеристики многих героев раздуты просто до эпических размеров. Но, по крайней мере, Евлогию можно доверять в идентификации мучеников и описании обстоятельств, приведших к их гибели.
Св. Исаак был первым и вероятно наиболее знатным из казненных за веру христиан. Благородное происхождение и образование, полученное на арабском языке способствовали его продвижению в местных органах власти и занятию им одной из самых высоких должностей, к которой мог стремиться немусульманин - секретарь местного самоуправления (кутыб ад-даймам). Позже он оставил этот пост и удалился в монастырь Табанос, расположенный в горах к северу от Кордовы.
Исаак оставался в Табаносе в течение трех лет, а затем отправился в Кордову. Там он явился к кади, который управлял округом, где Исаак раньше проживал и поинтересовался у мусульманского судьи некоторыми вопросами из жизни пророка Мухаммеда. Как только кади начал отвечать, как Исаак резко оборвал его и стал утверждать, что пророк томится в аду за то, что ввел в заблуждение арабов.
Кади был ошеломлен. Его первым желанием было убить дерзкого христианина на месте, но помощники напомнили ему, что исламское законодательство защищает обвиняемого от физического воздействия до вынесения приговора. Возникло предположение, что Исаак пьян или безумен, но храбрый христианин заявил, что "рвение справедливости" заставило его высказываться против ислама и, что он готов умереть за это.
Исаак был арестован. О происшествии сообщили эмиру Абдеррахману II, и по приговору кади монаха Исаака 3 июня 851 г. обезглавили, и труп повесили вверх ногами на противоположном берегу реки. Затем его тело сожгли и пепел бросили в Гвадалквивир.
Важно отметить, что кади перед вынесением приговора спрашивал разрешение у эмира. Но важно понять, что ни преступление, ни само наказание не были новыми. За пятнадцать месяцев до этого власти осудили священника Перфекта за богохульство.
Св. Перфект, который служил в базилике Сан-Акискиус за городскими стенами, однажды был остановлен по пути на рынок группой мусульман. Они попросили, чтобы священник объяснил им суть католического учения и поделился с ними своим мнением о Христе и Мухаммеде. Перфект пытался уклониться от диспута, но мусульмане поклялись не причинить ему вреда. Спор проходил на арабском языке, и священник заявил, что Мухаммед лжепророк, появление которого было предсказано Христом, и, что мусульманский пророк преступил моральные нормы, совратив жену своего родственника.
Хотя мусульмане и были возмущены выпадами Перфекта, но, соблюдая обещание, позволили священнику идти своей дорогой. А несколько дней спустя Перфект столкнулся с частью той же самой группы арабов, которая больше не чувствовала себя связанной обязательствами. Схватив христианина, они привели его к судье и свидетельствовали, что Перфект унизил пророка. Поскольку шел месяц рамадан, Перфекту пришлось томиться в тюрьме в ожидании приговора. Свою вину он отрицал. Только, поняв, что его судьба решена, Перфект повторил свои заявления против ислама. 18 апреля 850 г., мужественный священник был обезглавлен перед ликующей толпой мусульман.
Таким образом, действия Исаака были необычны тем, что они были преднамеренными и провокационными, полными осознания смертельной опасности. Это преднамеренное неповиновение встревожило арабские власти, побудив их принять решительные меры для предупреждения возможных аналогичных выпадов в будущем.
Указ эмира Абдеррахмана II, угрожавший любым богохульникам смертной казнью, не стал средством устрашения христиан, потрясенных героической смертью Исаака. Всего лишь через два дня после смерти монаха молодой христианский солдат по имени Санктий был казнён посажением на кол за то же самое преступление.
Родившийся в Южной Франции, Св. Санктий (Санчо) был захвачен в плен еще мальчиком мусульманскими пиратами и попал в дворцовую «славянскую» гвардию, учрежденную еще аль-Хакамом в 818 г. Неизвестно, что послужило причиной мученичества Санктия, и вдохновила ли его гибель Исаака.
Более явна связь между Исааком и шестью христианами, которые погибли в течение двух суток. Св. Петр, священник из Эсихи, города в тридцати милях к юго-западу от Кордовы и каноник Св. Валабонсас (Walabonsus) из Эльче на юго-восточном побережье Испании прибыли в Кордову, чтобы учиться. Во время казней Исаака и Санктия они находились в монастыре Девы Марии на запад от Кордовы у деревни Хутклара. Туда же прибыли Св.Сабиниан из Фронианас, маленькой деревушки в горах в двенадцати милях к северо-западу от города, и Св. Вистреманд (Wistremundus), другой уроженец Эсихи, каноник монастыря Сан-Сойлас, приблизительно в тридцати милях к северу от Кордобы. Позже к этим четверым присоединились Св. Хабент (Habentius), уроженец Кордовы, каноник монастыря Сан-Кристофер, находящегося вниз по течению от Кордовы, и Св. Иеремия, родственник Исаака. Все шестеро явились в Кордове к кади и заявили: "Мы говорим, кади, что наши святые братья Исаак и Санктий были правы. Теперь вы можете проявить жестокость и отмстить за вашего пророка. Мы верим в Христа, который является нашим Богом". Таким образом, менее чем за неделю за веру в Кордове были казнены восемь христиан.
Месяц спустя еще три христианина встали на путь мученичества. Монах Св. Сисенанд (Sisenandus) из
Бедхи прибыл в Кордову для изучения Евангелия. Вдохновленный примером Петра и Валабонсаса, а также видением, в котором эти два мученика подозвали его, чтобы присоединиться к ним, он умер 16 июля. Примеру Сисенанда через четыре дня последовал каноник Св. Павел (Полас) из церкви Сан-Сойлас (Zoilus). Еще через неделю к списку мучеников присоединился монах Св. Теодемир из Кармоны.
Cв. мученица Флора
После смерти Теодемира 25 июля 851 года прошло три месяца, и следующими жертвами стали
Св.Флора и Св. Мария, первые из девяти женщин, имена которых значатся в списке мучеников Св. Евлогия. Отец Марии, христианский землевладелец, женился на мусульманке, которая впоследствии обратилась в христианство. Обращение в другую веру для мусульманина - преступление, караемое смертью, поэтому супруги оставили
Эльче и вместе с двумя детьми перебрались в деревню Фронианас. Мать Марии умерла, и ее отец решил принять постриг. Сына Валабонсаса он определил в местный монастырь Святого Феликса, а дочь в женский монастырь в Хуткларе (Cuteclara). Брат и сестра после встретились, когда брат Валабонсас был поставлен одним из смотрителей женского монастыря.
Смерть брата в июне 851 г. оказала глубокое воздействие на Марию. К тому же ее аббатиса, Артемия, потеряла двоих своих сыновей, казненных за веру за тридцать лет до этого (обстоятельства смерти сыновей Артемии неизвестны, но, учитывая, что их отец был мусульманином, можно предположить причиной казни отступничество). Эти события, без сомнения, внесли свой вклад в решение Марии последовать за своим братом. Молясь в церкви
Сан-Акискиус, Мария встретила Флору.
Флора также была ребенком от смешанного брака. Ее мать, христианка из деревни Осианос к западу от Кордовы, вышла замуж за севильского мусульманина, который умер, в то время как Флора была еще очень молода. Лишенная отеческого влияния, девочка воспитывалась как христианка. Хорошо зная, что дети смешанных браков не имели другого выбора, кроме как быть мусульманами, мать и дочь старались скрывать христианство Флоры от ее старшего брата-мусульманина. В конечном счете, напряженность отношений вынудила ее бежать из дома в компании сочувствующей ей сестры (в своих письмах Евлогий называет ее Болдегасой). Но ее брат, очевидно влиятельная фигура в Кордове, начал оказывать давление на христианское сообщество, вынуждая Флору возвратиться. Когда ни угрозы, ни обещания не оказали действия на ее решение остаться христианкой, брат передал ее шариатскому суду. Несмотря на объяснения Флоры, что она была христианкой от рождения и, поэтому невинна в обвинениях отступничества, девушку приговорили к наказанию плетью и отправили под надзор брата. Однако едва ее раны зажили, как она сбежала снова, на сей раз, найдя убежище в христианской семье. В конечном счете, она решила вернуться и принять мученичество.
Хотя Флора и Мария пришли к кади и осудили ислам вместе, они были, фактически, «виновны» в двух различных преступлениях. Флора, как дочь мусульманина, была по шариату отступницей. В отличие от ее предшественников, она была в бегах до того, как предстала перед судьей. Судьбы "богохульников" были решены с того момента, как только они сделали свои заявления. Флоре же дали возможность спасти свою жизнь, отказавшись от христианства. Неизвестно, знал ли кади о смешанном происхождении Марии, но обеих девушек казнили по обвинению в богохульстве.