Сегодня память свт. Григория Великого, в наших книгах обычно именуемого Григорием Двоесловом, папой Римским. В связи с этим предлагаю еще раз расставить все точки над i, по вопросу об авторстве Литургии Преждеосвященных Даров. Тем более что я не так давно видел эту тему в жж у
sergeylarin -
http://sergeylarin.livejournal.com/225188.html, где он задал соответствующий вопрос, и получил серию некомпетентных ответов. Давайте еще раз четко обозначим: наша византийская Литургия Преждеосвященных Даров не имеет никакого отношения к свт. Григорию. По следующим причинам:
1. Во-первых, это очевидно любому, кто знаком с литургическими памятниками и устройством латинского евхаристического богослужения. Чин ЛПД и ее содержание ясно указывают, что это византийская литургия. Она полностью соответствует византийскому церковному обряду и не вписывается в западные обряды.
2. Далее, ни среди сочинений, ни в жизнеописании свт. Григория Великого нет указаний на составление им этой литургии. В так. наз. Сакраментарии Григория этой литургии нет. На латинском Западе ее никогда не использовали и не используют, и никогда не связывали с именем свт. Григория.
3. И, наконец, последнее. В византийских рукописях она тоже не надписывалась именем Григория Великого. Она была либо безымянной, либо могла атрибутироваться Василию Великому или Герману Константинопольскому, но не Григорию. И только после XV в. в книгах появляется мнение, которое и поныне остается общераспространенным.
Для полноты картины предлагаю обратиться к разделу "Сочинения богослужебные" в статье "Григорий I Великий" в 12-м томе ПЭ:
http://www.toletanus.ru/?id=bibliotheca.nread.15.153 Также даю ссылку на компилятивную статью:
Из истории формирования чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров
http://www.liturgica.ru/bibliot/lpd.html