Leave a comment

florentioslg September 29 2011, 01:36:47 UTC
К сожалению крайне неудачная тема для публикации.
В житии святителя Сигфрида соединены жизнеописания двух разных лиц, подобно как это произошло с житием святителя Николая Мир ликийских.
Существует два епископа именуемых таким именем проповедовавшие в Швеции. Один из них - Йон Сигурд - действительно был отправлен вместе с блаженным просветителем северных стран Олавом сыном Трюггви, и он действительно происходил из западных стран (Гластонбери попадает в эту номинацию), и был дан с согласия короля Этельреда, ни в коем случае не "Неготового", а Анреди, что означает "не прислушивающийся к советам". В Швецию святитель попал после мученической кончины Олава Норвежского, где стал крестителем семьи Олава шведского и это произошло около 1000 года. Самого Олава Шетконунга крестил епископ Бернард, также английского происхождения. Св. Сигурд не имел кафедры, но действительно проповедовал в Векшё, где были убиты несколько клириков, которые называются в житии Сигфрида его племянниками. проповедь его продлилась не долго около около трёх лет и он перебрался в город Вэренд, где и почил. В католических источниках этот епископ упоминается как Скарский, но почитание его не указывается, также как и Олава сына Трюггви
, по причине противостояния датчанам и Гамбургской кафедре, преимущественно.
Но был другой епископ чья кафедра была в Векшё - почивший около 1045 года и именно его память подразумевается в житии св. Сигфрида. не исключено что как и указывает житие он происходил из англо-датчан Йорка, и вероятнее всего имел такое же имя как и его предшественник - Сигурд или Сивард. Он подчинялся и зависел от Гамбурга, поэтому в последствии, почитание придворного епископа блаженного Олава сына Трюггви, было поглощено культом святителя жившего в Векшё. разница между их пребыванием в этом городе едва ли превышает два десятка лет, но это разные лица. о культе второго можно говорить с уверенностью, но поскольку его житие включает подвиги норвежского епископа Сигурда, то вероятно, что существовало и почитание и этого святителя.
Вообще, в таких сложных случаях, когда существуют большие споры между историками и явные противоречия между свидетельствами, не стоит поднимать их не разобравшись серьезно, или сделав какие-то выводы на таком странном основании как Вики. это все таки отношение к святым и к святыне. Житие Сигфрида, не может быть признано достаточным источником, поскольку имеет массу несоответствий и анахронизмов. Есть много святых, чьё почитание не столь запутано и противоречиво, лучше заниматься ими.

Reply

serg_slavorum September 29 2011, 13:55:38 UTC
//В житии святителя Сигфрида соединены жизнеописания двух разных лиц//
А где об этом можно почитать?

Reply

florentioslg September 29 2011, 14:23:14 UTC
? Вы само житие то читали?

Reply

serg_slavorum September 29 2011, 14:54:07 UTC
Только переложения в инете))
Я выше давал ссылку на один из таких текстов:
http://www.katoliknu.se/html/artcl_sankt_sigfrid.htm

Задавая вопрос я имел ввиду какую-нибудь статью, где были бы разобраны нестыковки в его житии.

Reply

florentioslg September 29 2011, 16:00:08 UTC
так найдите житие, и желательно не шведском, ну разве только Вы на нём разумеете.
собственно говоря нестыковки на уровне танковых атак во время отражения Наполеона. начиная от имен и кончая обстоятельствами.
ВОт Вы написали что его послал король Этельред Анреди, а в житии такого нет. В житии его посылает король Милдред, и посылает он не человека из Гластонбери, а ни больше ни меньше как Йоркского архиепископа, по личной просьбе Олава Шетконунга. Это потому что Ваш пост имеет в своем основании заметки основанные на краткой статье в февральском томе "житий Отцов, и мучеников.." Батлера. Но ни в житии ни в статье Батлера нет утверждения, что Сигфрид был из священной земли Гластонбери - в обоих источниках говорится о Йорке, толлько житие говорит о втором лице всей английской церкви, а Батлер скромнее - только о священнике.
Известие о Гластонбери взято из Вилльяма Малмсберийского о гластонберийской церкви упоминающем о епископе Сигфриде, но только не шведском а норвежском, которого действительно просил Олав конунг только не Шведский а Норвежский.
И Батлер отправляет Сигфрида по поручению короля Эдреда, почему ставит дату начала миссии 951 год - это предельный срок когда Эдред кого-то мог послать, поскльку это год его преставления. Но Олав Шетконунг не правил Швецией - он родится только тридцать лет спустя%) С Олавом сыном Трюггви чуть проще - он родится всего дюжину лет спустя%)

Нет исторических свидетельств описанного в житии крещении Олава от Сигрифрида напротив есть утверждение летописи о крещение от Бернарда. Не переживайте святая Анна Новгородская все таки была им крещена - Олав Шетконунг приказал крестить жену и детей.
зато Батлер определенно указывает дату примерной кончины Сигфрида - 1002 год, то есть 1000 и примерно три года - это совпадает со свидетельствами о кончине Сигфрида которого Адама Бременский иногда называет Иоанном епископом, и который был отправлен с Олавом Норвежским, которого Адам называет колдуном. Отношение к епископу при колдуне - представляете?

статей видимо хватает - гугл в помощь - а вот в которых бы были разобраны все эти казусы, так что бы паст перфект, таких наверное нет%) Если Вам попадется - я буду первый на очереди%)

Reply

serg_slavorum September 29 2011, 16:24:03 UTC
А какой источник упоминает о епископе Зигфриде из Вёкше, преставившемся в 1045 году, не подскажите?

P. S. Интересно а откуда средневековый летописец взял имя английского короля Милдреда?))

Reply

florentioslg September 29 2011, 18:05:43 UTC
Источник? не знаю - а так - календари. и Ваши ссылки. Есть упоминание о нем Круге земном, и еще в каких-то сагах, но я читал очень давно сейчас не вспомню. То что это не человек почивший в первом десятилетии это однозначно - он впоследствии был при дворе короля Канута Великого, но последний начал править только после смерти своего отца не то 1012, не то 1013 год. О том что он был жив в 30 годы или около 30 года свидетельствует хроника Адама Бременского. Так навскидку не помню.

Не летописец, а житие - летописцы реже делают такие кульбиты, чтобы ваще не существовавший король правил в историческое время.

Reply

serg_slavorum September 30 2011, 16:10:39 UTC
Кстати а король Эдред когда-нибудь почитался как святой?

Reply

florentioslg October 1 2011, 01:03:50 UTC
в каком смысле?

Reply

serg_slavorum October 1 2011, 10:46:18 UTC
Я в одном из современных календарей западных святых, размещённых в инете, западных святых встерчал его имя.

Reply

florentioslg October 1 2011, 17:01:26 UTC
ну я знаю минимум два календаря. Прихода арх. Михаила в Гилфорде и бртств. Иоанна КРонаштадского.
Но, я спросил о другом.
службы ему не служились, это точно. А как его упоминали в текстах я просто не знаю - все летописи не читал. Но и в нашем календаре и свято-иоанновского братства, он отмечен как почитаемый усопший. http://florentioslg.livejournal.com/377583.html

Reply

serg_slavorum October 1 2011, 17:53:03 UTC
А вообще на каком основании тех или иных лиц вносят в церковные календари как "почитаемого усопщего"?
Вот про ярла Леофрика Вы писали, что его некогда в почитали в аббатстве, которому он при жизни благотворил.
А Эдред и Этельред Анреди почему почитаемые усопшие? Потому, что по мнению составителей календаря они вели святую жизнь?

ИМХО Про Этельреда кстати вообще не понятно за что ему такая честь...

Reply

florentioslg October 1 2011, 18:50:33 UTC
вообще то это вопрос не ко мне. А на каком основании есть почитание князя Ростислава казненного по обвинению в клятвопреступлении ? потому что современным чехам охота считать его за святого?
А почему в календарях преп. Беда Досточтимый - его когда канонизировали? неужели в первом тысячелетии? %) И что такое почитание святых с точки зрения англо-сакса 10 столетия? наверноэ это самый радикальный будет для Вас вопрос.
Вы вообще когда то латинское богослужение видели? ну так чтобы определить как у них почитались святые. Те которые не древние, а свои, местные.

Reply

serg_slavorum October 1 2011, 19:06:22 UTC
//А почему в календарях преп. Беда Досточтимый - его когда канонизировали?//
Ну насчёт Беды ещё Алькуин (8 век) писал о чудесах, совершавшихся у его могилы (по моему если не ошибаюсь в трактате о святых Йоркской церкви). Так что почитание как местночтимого святого шло из глубины веков. Его даже во времена протестантизма почитали (если вспомнить про "колодец Беды").

//И что такое почитание святых с точки зрения англо-сакса 10 столетия?//
рискну предположить, что до того как римские папы разработали порядок канонизации (первым официально канонизированным был святитель Ульрих), решение о почитании того или иного святого видимо принималось местным епископом ну или аббатом какого-нибудь монастыря.

Reply

florentioslg October 1 2011, 21:36:16 UTC
Почитание Беды было, только я спросил в чем же оно заключалось? В чем вообще выражалось почитание святых в англосаксонской церкви православного периода? я не задавал Вам вопроса про канонизацию или другого способа придания авторитетности почитанию святого. Канонизация в латинской церкви в 10 столетии имеет обозначает несколько не то что обозначают этим словом в России сейчас%)

Так на каком основании почитается князь Ростислав? какие свидетельства его почитание в древности возможно привести?
Ладно Ростислав, лицо пререкаемое, но какие чудеса же стали причиной почитания св. князя Владимира? и почему его вдруг стали почитать? почему почитают, св. Анну Новгородскую, ведь её не почитали в древности - есть служебник новгородский, но там ей службы не указанно.

Где у Алкуина свидетельство о почитании прп Беды в современном смысле подобного выражения? Это опять таки о том что подразумевается Вами под словом почитание?
И за одно почему тогда Вы, если уж Вас смущает почитание девственника и духовного чада свт. Дунстана, ничтоже смутяся написали святой король Олав?

И почему Вы решили что упоминание о чудесах являются обязательно свидетельством о почитании человека как "местночтимого" святого? что вообще Вы подразумеваете под выражением "местночтимый"?

А теперь, еще раз насчет блгв. Эдреда - я не специалист по летописям саксонского периода - но это ровным счетом не означает что никаких свидетельств об историческом почитании блгв. Эдреда не существует - обратитесь к авторам календарей, а не ко мне. Меня их свидетельство устроило, при чем я не вижу причины для смущений в почитании усопшего человека, тем более помазанника Божия умершего в мире с церковью в правом исповедании, с причастием святых Тайн на которого при жизни не осталось никаких нареканий с точки зрения веры или нравственности, а исключительно наоборот. Что может препятствовать служению заупокойной службы в дни его памяти или обращаться к нему в молитвах и отметить этот факт в богослужебном календаре энории?
и как по вашему вообще составлялись календари%)

Reply

serg_slavorum October 2 2011, 05:11:06 UTC
//Канонизация в латинской церкви в 10 столетии имеет обозначает несколько не то что обозначают этим словом в России сейчас//
А в чём отличия просветите пожалуйста?

//но какие чудеса же стали причиной почитания св. князя Владимира? и почему его вдруг стали почитать?//
А вот насчёт Владимира - насколько я помню его молитвенному заступничеству Св. Александр Невский приписал свою победу на Неве, после чего Владимир Святославич и стал почитаться как святой. )) Точно такая же история была кстати и с самим Св. Александром - его начали почитать после видения клирикам у гроба благоверного князя в 14 веке (накануне Куликовской битвы).

//И за одно почему тогда Вы, если уж Вас смущает почитание девственника и духовного чада свт. Дунстана//
Вы меня не поняли. Я ничего не имею ни против Эдреда, ни тем более против Олава. Меня смущает почитание короля Этельреда Анреди. Ну примерно также как и почитание Юстиниана II Безносого))

//что вообще Вы подразумеваете под выражением "местночтимый"?//
Видимо тоже самое, что Вы под выражением "почитаемый усопший"))

Reply


Leave a comment

Up