Оригинал взят у
pyonerka в
Просто о сложном. Эскапизм
Давно собиралась написать серию заметок на тему эскапизма. Понимаю, что большинство даже не слышало, наверное, такого термина. Так ведь никогда не поздно узнать? Тем паче, что под этим термином скрывается вполне себе современное явление. Про которое все наслышаны, все знают - только не подозревают, что оно так называется. У Мольера в пьесе «Мещанин во дворянстве» г-н Журден тоже удивлялся: «…я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой».
Определений эскапизма много. В массе своей они сводятся к констатации нежелания человека справляться с жизненными трудностями и стремления уйти в воображаемый мир иллюзий. Само слово происходит от английского глагола «to escape» - убегать, избегать, спасаться. Главным же в эскапизме является отнюдь не вопрос о том, от чего человек бежит. Маркером эскапистского сознания является то, что человек не просто убегает: он бежит жить в выдуманный мир.
Эскапизм можно условно разделить на 2 вида. Эскапизм внутренний, когда процессы изменения идут в самом человеке (фанаты компьютерных игр, ролевики, наркотики и т.д.) и внешний, когда человек уходит в труднодоступные места обитания, «на природу», «в крестьянство», т.е. бежит от себя в буквальном смысле территориально. Я попробую подробно коснуться этого второго вида, а именно идеологии нового отшельничества, ухода «в леса», ухода «в крестьянство».
Почему не берусь рассматривать оба проявления эскапизма? Считаю, что внутренний эскапизм довольно хорошо описан в литературе. К чему «умножать сущности»? Но главный мой довод состоит не в этом. А в том, что мне интересна именно идеология нового отшельничества. Интересна расплывчатостью темы. Неясно, за какую ниточку нужно дернуть, чтобы вытащить на поверхность суть проблемы, а не детские погремушки и бусы для папуасов. Итак, буду «вещать» про бегство «в леса» .
Стоп! - скажет читатель. - Мало ли почему бегут на природу горожане! Зачем же приплетать всякие эскапизмы к желанию отдохнуть от «шума городского»? Так-то оно так. Но!... Разыскала я
Отчет по экопоселениям в России, где явление эскапизма упоминается как мотив: «Явление исхода городских жителей в поселения на природе во многом можно сравнить с эскапизмом. Здесь действительно сильно выражен мотив «омрачнения» городской действительности и даже всей современной цивилизационной парадигмы и явное желание вырваться за ее пределы». Так что ученые на моей стороне. Хочу сразу предупредить, что в подтверждение своих слов буду ссылаться на авторитеты. Хотите со мной поспорить - цитируйте свои авторитетные источники. Только поблагодарю.
«Эскапизм - это регулярная практика пустого растрачивания своего жизненного времени. Это образ жизни, когда индивид не знает, как ему реализовать себя и чем заняться. <…> Эскапизм - это не зависимость, это более тонкое явление - не сразу заметное для индивида состояние неприятия, разрыва со своей реальностью. Зависимость может быть основана на эскапизме, когда бегство в другой мир становится для человека постоянной потребностью и необходимостью. Но если возникает такая зависимость, то скорее уже не индивид бежит от реальной жизни с помощью каких-то явлений и действий, а они завладевают им и тянут к себе», - читаю я в
диссертации 2008 года А.М.Грекова «Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе». Таким притягивающим миром для российских беглецов-поселенцев, например, стала серия книг Владимира Мегре о вымышленной таежной женщине Анастасии. Мало кто знает, что движение анастасийцев - это всего лишь вульгарные перепевки на тему западных нью-эйджерских коммун.
Поэтому расковыривать тему эко и родовых поселений я начну с другого конца. Не у нас в России это явление зарождалось. Зарождалось оно на Западе. Туда и поспешим.
Продолжение следует…
Иллюстрация: Манилов. Художник В. Андреев. 1900