Оригинал взят у
alex_leshy в
Газовая независимость Прибалтики: бредни, шулеры и дети. ЧП, случившееся на борту литовского плавучего СПГ-терминала "Independence" 29 января 2015 года в порту Клайпеды, снова привлекло внимание к вопросу литовской (если шире - общеприбалтийской, а если еще шире - общеевропейской) газовой независимости от поставок из России. К счастью, все обошлось лишь некоторой паникой в прессе. На пульт местного дежурного по ЧС поступил сигнал об угрозе взрыва на борту судна. По тревоге все работы, как на этом корабле, так и в порту, были экстренно остановлены, персонал - эвакуирован. Но приехавшие спасатели облазили терминал, обыскали окрестности, ничего не нашли. С тем и уехали. Органами правопорядка ведется поиск звонившего.
В общем, что угроза оказалась вымышленной, это безусловно хорошо. Ибо взрыв, по сути, вакуумной бомбы мощностью в 100 тыс. т. (примерно столько там сейчас сжиженного природного газа находится в танках) означал бы стирание ластиком всей Клайпеды с географической карты. Однако вся эта история "борьбы Прибалтики за газовую независимость", на мой взгляд, - однозначно плохо. Причем, в первую очередь, для самой же Прибалтики. Да и вообще, какая то она подозрительная и забавная, эта борьба. Впрочем, судите сами.
Взять, к примеру, Литву. В 2012 году ее энергобаланс на 45,5% обеспечивался газом и на 34,8% - нефтепродуктами. Весь газ в республику поступал от "Газпрома". В миллиардах кубов по годам: 2011 г. - 3,4; 2012 г. - 3,3; 2013 г. - 2,7; 2014 г. - 2,9. Основное влияние на объем потребления имеют: сокращение масштабов местного промышленного производства, а значит и промсоставляющей в спросе на газ; климат (последние несколько зим выдались заметно теплее обычного); и активная политика ЕС по развитию "альтернативных возобновляемых источников энергии" (в том числе убыточных, но дотируемых из центральных фондов ЕС). "Последняя цена Газпрома" (на 2015 год) составляет 370 долларов за тыс. м3. Правда, это уже с 20% скидкой. Т.е. без скидки - 462 доллара. Следует признать, что подобное есть нормальная практика. Цена на сам газ считается по сложной формуле, привязанной к цене на нефть и некоторым другим параметрам. Плюс зависимость от объемов потребления. Дальше начинается политический торг за скидки. Тот, кто думает, что большая политика и глобальная экономика чем-то серьезно отличается от обыкновенного базара - просто очень наивный человек.
Именно с этого момента на литовском газовом рынке и начинается шулерство. Президент Литвы, Даля Грибаускайте, на официальной церемонии запуска терминала "Independence" в эксплуатацию 27 октября 2014 года заявила, что Литве российский газ продается на 30% дороже, чем "Газпром" поставляет его Германии. Это при том, что в 2012 году Германия закупила 33,16 млрд. м3, т.е. ровно в 10 раз больше, чем Литва, и заплатила за него по 379 долларов. То ли литовский президент что-то другое имела в виду, то ли ее референты в цифрах запутались, но если считать от базовой контрактной цены для Литвы в 462 доллара, то это дороже всего на 17,9%. А если считать от цены, по которой в конечном счете этот газ действительно покупается, т.е. 370 долларов, то выходит, что помощники госпожу Грибаускайте откровенно подставили. Ибо фактическая цена для Литвы оказывается даже на 9 долларов ниже, чем фактическая цена для Германии. При совершенно несопоставимой разнице в объемах!
Впрочем, этим блеф не исчерпывается. Еще в 2010 году в Литве работала некая "межведомственная комиссия". По некоторым данным, - с участием экспертов из ЕС. Она выпустила объемный 10-страничный доклад, основным выводом которого значилось - иметь единственного поставщика энергоресурсов - плохо. Ну вот просто плохо и все. Надо не менее двух. А вообще, чем больше, тем лучше! Ибо один, тем более, когда это Россия, означает неизбежное политическое давление на независимость государства! Как именно оно выглядит, там не говорилось, но это никого и не интересовало. Главное - вывод. Собственно, идея построить в Литве свой СПГ-терминал тянется корнями именно отсюда. Что хочется отметить, никакой экономической аналитики в том докладе не содержалось. Впрочем, это вообще характерная особенность поведения всех "младоевропейцев". В особенности - из бывших республик СССР. Там всегда любили одновременно обвинять СССР и РФ в нерыночности своего экономического поведения с одновременным собственным игнорированием любых законов экономики. Какая, к черту, экономика, если изначально требуется доказать, что именно наш кролик самый кролик из всех кроликов в мире?!
В результате, идея строительства собственного СПГ-терминала стала доминирующей. Обсуждался лишь вопрос его конечного вида. Строить стационарный наземный или какой-либо иной. Изучив, так сказать, "международный опыт", остановились на плавучем варианте. Корабль построили в Корее. Да и то не сами. Фактически он лишь взят на 10 лет в аренду у норвежской компании Hoegh LNG, с правом его выкупа по истечении указанного срока. Плюс всякая мелочь, вроде строительства специализированного причала и 200-километровой газовой трубы высокого давления от порта в Клайпеде до магистрального газопровода, чтобы обеспечить доставку газа конечным потребителям. Сущие пустяки! Тем более, что Брюссель на это дело выделил около 448 млн. евро.
Понятное дело, экономику толком никто не считал по совершенно очевидной причине. Про независимость это с самого начала были сказки для детей. Люди же серьезные просто нуждались в осязаемом козыре для давления на "Газпром" с целью его еще большего прогибания по цене на трубопроводный газ. Какая, к дьяволу, рыночная экономика? Чистой воды блеф. Или дополнительную скидку или мы вообще от вас к другим поставщикам уйдем. Наш терминал позволяет перекачивать через него до 3 млрд. кубов газа, что перекрывает литовские потребности с излишком. Да и поставщиков СПГ в мире - море. Мы уже подписали договора на поставку с 11-ю трейдерами. О как!
Однако блеф не прокатил. При детальном рассмотрении выяснился ряд любопытных подробностей. Начнем, как водится, с конца. 11 контрактов на поставку? Да, имеют место быть. Правда, не на поставку и не совсем контрактов. Только лишь протоколов о намерениях, не несущих за собой никаких конкретных обязательств. Не удивительно, ибо в мире трейдеров много, но реальных поставщиков есть лишь Катар, США, Норвегия, Россия и все! Нет, если формально, то список включает Великобританию, Италию, Данию, Нидерланды, Германию и даже Польшу. Но беда в том, что там объемы собственной добычи, либо слишком мизерные для серьезного экспорта, либо... чисто бумажные. В смысле громких сланцевых проектов, которые на поверку оказались пшиком. "100500 мульярдов кубов" сланцевого газа должны появиться на рынке "вот-вот", только все никак не появляются, а именитые добывающие концерны эти проекты лишь закрывают один за одним.
В результате, на данный момент у Литвы пока есть единственный поставщик СПГ - норвежская государственная компания Statoil. Да и та, во-первых, на ближайшие три года подписалась отгружать всего 540 млн. кубов (считая в газообразном газе, уж простите за некоторую тафталогию), что покрывает потребности Литвы только на 18 - 22%. Остальное, господа-хорошие, ищите сами. К тому же есть еще и во-вторых. Не смотря на то, что первая партия СПГ на терминал уже поступила, итоговая контрактная цена газа до сих пор официально не озвучена.
Публично обсуждается только предполагаемое значение "где-то примерно между 329 и 366 долларов". Впрочем, для литовского блефа этого достаточно. Верхний предел все равно очевидно ниже "газпромовских" 370 долларов за тысячу кубов. Но и здесь раскопки вскрывают массу всего интересного. Да, 366 действительно называется. Но она не учитывает некоторых других расходов. Аренда самого плавтерминала стоит 68,9 млн. долларов в год (по другим данным - 43 млн. евро в год). Плюс амортизация тех 90 млн. евро, которые Литва вложила в реконструкцию клайпедского порта, связанную с проектом это "независимости". Вряд ли ее срок превышает 10 лет. Следовательно еще "плюс 10 млн. долл." издержек ежегодно. Плюс те 448 млн. евро из бюджета ЕС, ушедшие на строительство трубопровода и прочие сопряженные с ним проекты. Их предоставили, как выяснилось, тоже не даром, а в виде кредитов. Под какой процент и на какой срок - установить не удалось, но даже если теоретически посчитать где-то лет на 20 - 25, то обслуживание кредита тянет еще примерно миллионов на 25 - 30, долларов в год.
В общем, если считать все издержки, включая, кстати, стоимость регазификации, т.е. перевода газа из жидкого назад в газообразное состояние, что само по себе в мире в среднем стоит от 65 до 82 долл. за тыс. м3, получается следующее. Собственно сам газ, возьмем его по нижней планке, - 329 долл. Плюс регазификация - 65 долл. Плюс около 100 млн. долл. прочих издержек (аренда судна, амортизация, обслуживание кредитов и т.п.), приходящиеся на 540 млн. кубов. Что дает 185 долларов дополнительных расходов. Складываем 329 + 65 + 185 = 579 долл. за тысячу м3. Это по самому минимуму. Если считать в максимальных цифрах, то выходит вообще 633 бакса!
Понимая, что за такую цену никто в Литве этот "независимый газ" покупать не станет, литовское правительство попробовало решить задачу "чисто демократическими рыночными методами", подав на утверждение местного парламента закон, обязывающий всех крупных потребителей газа не менее 25% своих объемов закупать на этом СПГ-терминале. Естественно, по тем ценам, которые там будут. Четверть от 3 млрд. общего потребления это "где-то примерно те самые 500 млн. кубов" гарантированного сбыта и должны были выйти. Независимость, знаете ли, требует жертв! Потребители, однако, такую демократичность не оценили и в 2013 году через суд добились отмены этого закона.
В общем, если даже где-то найти недостающие 2,5 млрд. кубов для догрузки мощностей этой газовой баржи, то итоговая себестоимость упадет не особо сильно. Максимум до 487 долл. И это вообще без всякой прибыли, что невозможно по определению. Так что этот газ по любому ниже 500 баксов за тысячу кубов не опустится. По сравнению с газпромовскими 379 долларами... В общем, все грустно. Тут самое время говорить не об экономии, а о прямых убытках. Экономика страны подобную "плату за независимость" потянуть не в состоянии в принципе.
Ушлые литовцы попытались найти выход в декларируемом в ЕС добрососедстве и европейском братстве. Суммарная потребность в газе всей Прибалтики составляет около 5 млрд. кубов в год. Причем, у Латвии с Эстонией на счет "Газпрома" примерно аналогичные взгляды. Значит Литва со своим терминалом, может превратиться в газового экспортера! Практически стать вторым Кувейтом. Ну, или, что-то типа того.
Впрочем, соседи эту идею почему-то не поддержали. Заявленная Вильнюсом экспортная цена их совершенно не устроила. Да и потом, дружба дружбой, но захватить на прибалтийском рынке хлебное место посредника между газовым хабом и конечным потребителем и Латвия и Эстония желали персонально для себя. Как в детской песочнице. А чего это мы должны покупать у литовцев, а не они у нас?!
Те же латыши проталкивают свой терминал, на счет строительства которого они активно договариваются с Норвежская компания BW Maritime. Норвежцы готовы выделить в строительство СПГ-терминала в Скулте и соединение объекта газопроводом с хранилищем газа в Инчукалнсе 150 млн евро. Это в четыре раза меньше размера инвестиций, которые потребовались для строительства плавучего терминала по хранению и регазификации сжиженного природного газа "Independence". Но при условии обязательности его подключения к подземному хранилищу в Инчукалнсе. Которое, - барабанная дробь! - конечно управляется латышским монополистом Latvijas Gāze, которого контролируют... российские "Газпром" и "Роснефть". Латвии такой вариант не нравится. Но собственных денег на крошечный суверенный проект, покрывающий только ее собственные потребности, у страны нет, а ЕС согласна обсуждать финансирование только обязательно общего большого регионального хаба, и ни крошкой меньше. Словом, проект буксует. Но надежды его как-то соорудить Рига не теряет и всеми силами блокирует "литовские газовые имперские идеи".
Тихой сапой свой "имперский газовый проект" пытается реализовать Эстония. В союзе с Финляндией. Точнее, с перспективой связки своего хаба прямой трубой с финской системой, а через нее - с норвежской. И тоже чтобы продавать альтернативный газ на всю Прибалтику. А то даже и в Польшу!
Кстати, самыми хитрыми в регионе оказываются как раз поляки. Во-первых, они уже имеют достаточно разветвленную систему подключения к общеевропейской газовой сети. Потому, в общем, могут брать газ как с австрийского или германского хабов, так и дотягиваться до СПГ-терминалов Южной Европы в Италии и Испании. Во-вторых, Варшава строит свой собственный СПГ-терминал в Свиноуйсьце, который, по плану, должен быть закончен во второй половине 2015 года. Мощностью в 5 млрд. кубов в год. И тоже с расчетом сбыта газа в Прибалтику. Под это дело Польша пролоббировала строительство газопровода Amber PolLit, соединяющего ГТС Польши с Литвой. В этих планах литовская баржА "Independence" ну совершенно ни к селу ни к городу!
И не только потому, что этот корабль в Клайпеде "уже есть" и запущен в эксплуатацию. Вопрос, как всегда, упирается в цену. В отличие от Литвы, Польша газ действительно имеет. Она сумела впрыгнуть в уходящий поезд и подписать контракт с Катаром на поставку 1,1 млрд. кубов в год. Это тянет не меньше, чем на подвиг, так как катарские объемы в 62 млрд. кубов годовой добычи жестко законтрактованы на ближайшие 20 лет вперед. Вот тут на сей счет очень любопытная таблица.
Причем, получают его поляки аж по 670 долларов, что, с учетом всех остальных составляющих, подымает итоговую цену до 700. Спрашивается, на что они там рассчитывают? А вы думаете, зачем ЕС так жестко держится за Третий Энергопакет? Если взять, скажем, газ из Катара, за 670 долларов, примешать к нему норвежский - по 350-400, и добавить к этот коктейль российский - по 380, то средневзвешенная цена выйдет около 480 долларов за тысячу кубов! Сколько, вы говорите, стоит "литовский газ"? 500? Так приезжайте к нам в Варшаву, у нас дешевле!
Самое смешное во всей этой истории заключается в том, что минимум на треть, этот "польский альтернативный газ" будет все равно российским. Родом из "Северного" или из "Турецкого" потока. А смешнее всего станет тогда, когда "Газпром" достроит, и в 2018 году запустит в эксплуатацию, свой завод по сжижению природного газа в Усть-Луге (Ленинградская обл.), мощностью до 10 млн. т. СПГ в год. С перспективой расширения до 15 млн. т. в год. Для справки, одна тонна сжиженного газа равна 1,36 тыс. м3 газообразного. Полагаю, не ошибусь, если предположу, что российский СПГ, да еще с расположенного под боком завода, к тому же перерабатывающего собственное, а не покупное, сырье... при любом раскладе ситуаций на мировых рынках, будет иметь цену существенно ниже, чем СПГ из США или Катара.
А если учесть северного пушного зверька, посетившего в этом году все сланцевые проекты, включая американские, а также неуклонное падение добычи в Северном море, то выходит, что на ближайшие 20 - 30 лет, в любой европейской газовой трубе, в любом ее хранилище, не менее 30 - 40% газа будут российскими. Так что, вся разница сведется лишь к тому, купят страны Европы его "по российской цене", у России на прямую, или его же, но у посредников и с соответствующей дополнительной накруткой.
Потому, на мой взгляд, картина с этой восточно-европейской газовой независимостью с самого начала отдает одной большой аферой. А в случае с Прибалтикой - так вообще, с изрядной степенью безумной истерики в стиле "остановите Землю, я сойду!". И то и другое ведет лишь к принуждению прибалтов платить за газ больше. Раза в полтора - как минимум. Ну и еще чтобы некоторые там политики смогли бы ощутить себя новыми вершителями судеб мира.
Самая популярная ныне шутка года: Литва официально заявила, что к 2020 году начнет экспорт своего (!) газа на Украину.
Такая вот "газовая независимость" получается.