Кинофестиваль "2morrow/Завтра". Часть 2.

Jan 31, 2015 06:12

Оригинал взят у lookaround в Кинофестиваль "2morrow/Завтра". Часть 2.

Продолжаю обзор отсмотренных картин с кинофестиваля "2morrow/Завтра".

"ЧУДЕСА"
[Spoiler (click to open)]
Совершенно понятно, за что этот фильм получил Гран-При в Каннах. Тут тебе и возрождение классической европейской киношколы, и приглашенная Моника Беллуччи в роли самой себя, и стилизация изображения под модный ныне шум, и история, о якобы простой провинциальной жизни, и европейский мультикультурализм, и особенности пчеловодства, и даже верблюд на веревочке. Как и полагается, концовка картины также очччень глубокомысленна.



Я не очень люблю Каннский кинофестиваль. Понял это, ещё когда готовил программу для специальной Каннской рубрики и столкнулся с необходимостью выбора картин ярких и привлекающих внимание. В Каннах прежде всего ценят медленные, заунывные фильмы с большим апломбом и претензией на элитарность. Всего этого хоть отбавляй во второй полнометражной картине Аличе Рорвахер. И хочется воскликнуть: "Аличе! Как же быстро ты постарела, перейдя из дебютантов на сторону старперов-киноклассиков".

Если коротко, я не то чтобы не в восторге от картины, а скорее не в восторге от восторгов по её поводу. На фестивале 2morrow эту картину показывали ажно три раза и при полных аншлагах, но уверен, что это всё сила рекламы. Прекрасный пример того, как бренд крупного кинофестиваля может поменять судьбу фильма и собрать ему публику (а за одно и кассу). Сама же картина безусловно хороша, но гиперожидания могут сыграть с ней плохую шутку. На самом деле, "Чудеса" очень типичное качественное европейское фестивальное кино - милое, доброе, домашнее, семейное, в меру динамичное. Особая заслуга автора фильма скорее в том, чтобы на простом пасторальном сюжете суметь выстроить картину весьма изощренной архитектуры, со множеством персонажей и их особенностями.



Отчасти, "Чудеса" ещё могут напомнить нам старое доброе советское кино в духе соцреализма. Достаточно просто представить в роли главы семейства Евгения Леонова или Анатолия Папанова, а сюжет перенести из Италии в Крым.

"ДЖЕКИ В ЦАРСТВЕ ЖЕНЩИН"
[Spoiler (click to open)]
Комедия, смесь сюжета "Золушки" и антиутопии "1984", перенесенная в мир торжествующего феминизма, снята по серии комиксов одного из авторов прогремевшей на весь мир газеты "Шарли Эбдо". Утрированная донельзя комедия положений со специфическим французским юмором может показаться простоватой, но тем не менее неплохо удерживает зрительский интерес до самого конца. Единственное, чего пожалуй не хватает этому фильму - звучных фразочек, навроде легендарного  "Господин меня назначил любимой женой!" Хотя, что-то подобное вроде в нём было...




"ПЛЕМЯ"
[Spoiler (click to open)]
Это действительно уникальная и монументальная работа. Фильм полностью посвящен жизни глухо-немых и единственный язык в фильме - это язык жестов. Ни речи, ни субтитров нет. Как нет и музыки. Единственные звуки, которые слышны в фильме - это гул моторов, скрип дверей и шум немой драки. Зрелище надо сказать не для слабонервных - настолько непривычно нам, слышащим, видеть агрессию без голосового сопровождения. От этого любая потасовка кажется на порядок более жестокой. Ещё очень непривычно, и это возможно самый интересный опыт фильма, чувствовать себя неполноценным зрителем, иностранцем. На экране что-то происходит, герои друг с другом говорят, но ты понимаешь только общий контекст - ведь язык немых тебе не знаком. И тогда я уже сам начинаю понимать, а каково же, например, ребятам - глухонемой паре, сидящей на соседних местах, и пришедших на этот фильм специально, так как это редкий фильм про них и для них.



Фильм получил огромное количество наград своершенно заслуженно и его безусловно надо смотреть, но знайте, что картина сложная, откровенная и жестокая. Мир "Племени" - это постоянная борьба за выживание и Племя выживает как одна большая семья-банда - с жесткой иерархией, с чёткими функциями, со своими понятиями любви, справедливости и чести. И Племя грубо перемалывает всех новоприбывших под свои стандарты. Так случится и с попавшим в интернат для глухо-немых Сергеем, парнем сильным, угрюмым и молчаливым, если такой термин можно употребить в данном случае. А потом с Сергеем случится любовь и что-то случится со всем Племенем.



После показа фильма случилась опять же удивительная вещь. Спонтанная серия вопросов и ответов, но целиком на языке жестов - между одним из актеров и частью зрителей. Было как-то особенно необычно, и трогательно, и радостно наблюдать как они общаются между собой, как делают селфи с актером, как вместо апплодисментов крутят поднятыми ладошками. Видимо, и организаторы прониклись этой сценой и не решились прервать такое спонтанное, но безусловно важное событие - задержали следующий сеанс аж на 15 минут.

"ВСТРЕЧА ВЫПУСКНИКОВ"
[Spoiler (click to open)]
Прямо-таки находка! Кино не то чтобы особенно гениальное и прекрасное, но уникальное как по форме, так и по задумке. Опять же, близкое и понятное любому - ведь все мы родом из детства, все учились в школе, все порою вспоминаем и школьную любовь, и школьные обиды. Практически все, хоть раз в жизни, приходим на встречу выпускников или хотя бы получаем приглашение. А вот что может случиться, если кто-то такое приглашение не получит... Об том и картина.



Фильм состоит из двух частей. Первая - художественная, вторая - документальная (хотя в 100%-ти этого заявления я сильно не уверен). Первая - лихо разворачивающийся сюжет сложной психологической драмы, вторая - арт-исследование природы школьных воспоминаний, детских и взрослых отношений и, конечно, (куда ж без этого в современном искусстве?) взаимодействия художника и общества. Ярко, необычно, и очень про нас... про людей )


[Отдельно хочу рассказать о том, что не посмотрел.]
Безусловно, кусаю локти по поводу ирано-американской ленты "Девушка ночью гуляет одна". Задержавшись на "Чудесах" и опоздав таким образом на каких-то семь минут к началу сеанса, я не смог найти свободного места даже на ступеньках. Такой вот аншлаг. Черно-белую картину про вампиров сравнивают с Джармушом и Линчем, а особенно отмечают её великолепный саундтрек. И я очень-очень надеюсь, что какая-нибудь кинопрокатная компания возьмётся за показ ленты в России.



Будучи ярым любителем скандинавских комедий и пропустив единственный показ премьеры Роя Андерссона "Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни", тем не менее отнюдь не печалюсь. Картина выходит в прокат, причем насколько понимаю, довольно скоро.

Ещё одна гала-премьера, "Песнь слона" с участием Ксавье Долана в главной роли, прошла с аншлагом и, по словам зрителей, была очень даже хороша.Так что, видимо, зря я её пропустил - имел все шансы посмотреть, но не вдохновился анонсом, что часто бывает.

В силу накладок не попал на показы, но надеюсь когда-нибудь увидеть мистическую "Хауху", гаджет-драму "10.000 км", и антифашистскую сатиру "Мистер Каплан".


И ещё немного про итоги конкурса. Конкурс был сильный и интересный, из 8 картин я посмотрел 4, которые в итоге и поделили 5 призовых мест. Гран-при отдали "Чудесам", приз за лучший актерский ансамбль дали "Party Girl", аж два приза - за лучший сценарий и лучшее изображение - достались "Суду", а приз за лучший звук - "Песчаным долларам".

[Увы и ах!]Увы и ах, печалюсь, что достаточно молодое жюри (актрисы Дарья Екамасова и Юлия Ауг, сценарист, драматург Любовь Мульменко, режиссер, сценарист Бакур Бакурадзе и Рональд Руст, немецкий кинокритик, основатель кинофестиваля в Коттбусе) присудило, причем единогласно(!), Гран-При фестиваля "Завтра" фильму, который более чем заслуживает Гран-При фестиваля "Вчера". То ли тут замешана большая фестивальная политика, то ли, по молодости лет, жюри не смогло противостоять давлеющему авторитету "самих Канн"... Если судить по энергетике и актуальности, то я бы, безусловно, отдал главный приз индийскому "Суду". Он действительно того достоин. Впрочем, если помнить о том, что фестиваль называется "Завтра" и является своеобразным окном в будущее кинематографа, другой явный претендент - несравненная "Party Girl", стирающая границы не только между игровым и документальным кино, но и между кино и реальностью.

Эти же фильмы, "Суд" и "Party Girl", также могли бы тягаться с "Песчаными долларами" за звуковой приз. Саундтреки во всех трех - шикарнейшие. К чести призера, и это то, что я не написал в своей рецензии, но отметил ещё на показе - шум моря в одной из сцен был передан настолько реально, что казалось, вот-вот повеет легким морским ветерком. Ну и песни там пожалуй наиболее душевные. А вот приз за лучший сценарий я как раз бы вручил "Чудесам". История там действительно очень сложная и необычная, при кажущейся простоте. Хотя и "Суд", конечно, по масштабности, не уступает.
В общем, моё мнение, что жюри конкурса не смогло отразить или отстоять интересы основной аудитории фестиваля, продвинутой культурной молодежи, в присуждении главного приза. Но в целом, призы попали более чем в достойные руки. Все фильмы-призеры рекомендованы к просмотру и, надеюсь, ещё появятся хоть в каком-нибудь виде на экранах страны.


В заключение, ещё раз выражаю преогромнейшую благодарность всей команде фестиваля, за потрясающую подборку фильмов, за, чтобы там ни говорили, уютное и дружелюбное кинопространство. А ещё за стойкость и упорство, благодаря которым фестиваль всё-таки состоялся. Fest must go on!

Кино, Россия, 2015

Previous post Next post
Up