Этот пост о пророке, который мог бы встать в одном ряду с другими, создавшими свои, по сути говоря, религии.Но ему не повезло.
Читая книгу
Первое изд. Радзивиловского или Кенигсбергского списка "Повести временных лет", осуществленное И.И. Таубертом и И.С. Барковым Санктпетербург : При Имп. Акад. наук, 1767. я обратил внимание вот на какой момент. К Владимиру приходили отнюдь не те, кого мы сейчас считаем мусульманами.По крайней мере себя они так не называли:
Вот тут немного не правильно написано. Не веры а закона Бохмита/Бохмича. Вера была одна в единого бога (или в переводе на арабских Аллаха) А уже у веры были трактовки или законы.Собственно и Христианство и Магометанство и Кальвинизм и Лютеранство это все трактовки одной старой веры, у которой изначально была только одна версия- иудейская.
Но ее подвинули и отобрали у ее последователей все символы и храмы. Вообще человеку не посвященному во всем этом запутаться раз плюнуть.
Тоже самое написано и в
Лаврентьевской летописи. Там тоже Бохмит/Бохмич.
Придоша болъгары в[е]ры Бохъмиче, глаголюще, яко: «Ты князь еси мудръ и смысленъ, не веси закона; но веруй в законъ нашь и поклонися Бохъмиту». И рече Володимеръ: «Како есть вера ваша?» Они же реша: «Веруемъ Богу, а Бохмитъ ны учить, глаголя обрезати уды тайныя, и свинины не ясти, вина не пити. Дасть Бохмить комуждо по семидесятъ женъ .
Кстати с болгарами во всех древнерусских летописях очень большая путаница.Так называют и наших волжских/камских болгар и черноморских болгар. Понять можно только в контексте происходящего.В начале Повести болгары упоминаются все больше черноморские. А вот уже ближе к середине волжские и камские. Надо будет об этом отдельный пост написать.Вот тут князь Всеволод победил "наших" болгар которые в тексте так и называются-бохмиты.
Сейчас все это трактуется так, как будто Бохмит это искаженное имя Магомета/Муххамеда. Но по моему это фоменковщина в чистом виде.
Книга:
Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам : труд И. И. Срезневского. - Санкт-Петербург : издание Отд-ния рус. яз. и словесности Императорской акад. наук, 1893-1902. И в ней есть тоже примеры упоминания пророка Бохмича в различных источниках.
Более того, оказывается есть чуть ли не его полная биография. Книга
:Истрин В.М. 1865-1937.Книги временные и образованые Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Том I: Текст. - Петроград., 1920. И так такой текст:
Обратите внимание рядом упоминаются два имени- Махмет и Бохмич.
Я даже нашел "перевод" этой биографии на одном из сайтов.Правда там она почему то называется так.
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)Царствование 24-е, Константа, сына Константинова, который же царствовал в Константиновом градеО Бохмите еретике :
Некоторый сарацинский начальник злой, пророк Бохмит лживый, из одного колена родом был Измаила, сына Авраамова, родившегося от рабыни. Измайловыми они были детьми, Измаил же отцом им наречен был всем. Сей же родил двух сыновей: Мударя и Равия. Мударь же родил Кусаря, и Канитона, и Афимимиана, и Асадона, и иных некоторых, имена которых неизвестны. Сии Мадианскую пустыню унаследовали, и скотом питались, и в кущах, то есть в шатрах, жили.
Были же и внутренние племена у сих, то есть дальние, были они не от колена сих, но от колена Нектанова, сии назывались омиритяне. Нищим же был прежденазванный Бохмит, и приключилось наняться ему к жене богатой, фоднице его, называемой Дигана, чтобы на верблюдах куплю деять, то есть торговать, со единоплеменниками своими в Египте и в Палестине.
Затем, понемногу осмелев, прельстил жену сей Бохмит, ибо вдовою была она, и взял ее женою себе. Пребывая же в Палестине, Бохмит пожил с иудеями и с христианами, вылавливая из писаний их некоторые учения. Имел же он болезнь - в обмороки падал.
Удручен же был Бохмит, ибо жена его печалилась сего ради, так как из великого рода она была и богата, и с таковым же мужем сочеталась, не только нищим, но и в обмороки падающим. Измыслив же, Бохмит так сказал ей: «Страшное видение вижу - архангела именем Гавриила, и не могу стерпеть его видения, изнемогаю и мучаюсь».
Веру же возымела к нему жена, когда лжесвидетельствовал же о Бохмите Арий некий, монахом лжеименуясь ради лихого притяжания, то есть худой наживы. Сие же совершенно прельстило ее, и так жена Бохмита прельщена была и ко иным женам беседовала, единоплеменницам своим, и проповедовала им, что пророком Бохмит является сущим.
Прельщал же сей Бохмит, и с ложью сей дошел до мужа, князя колена того, именем Вувахара. Жена же умерла, Бохмита же восприятелем и наследником оставила имению и богатству своему, и с того времени же славен Бохмит стал и богат. И распространилась злая прелесть еретичества его в странах Ефривовских.
Сей же ненавистник был и убийца, и беседовал с евреянами и с христианами, то есть с арианами и с несторианами, и от всех тех много приял: от иудеев веру в единоначальствие, от ариан же - в Слово и Дух сотворенный, от Нестория же - в человекослужение, и свою собственную веру сотворил, и развратил весь народ тот, и научил их обрезываться, и мужам и женам, и единому только поклоняться Богу, Христа же чтить как Слово Божие, не как Сына же, но как от Духа Свята рожденна.
После смерти же богоненавистного Бохмита явилась на полудне, то есть на юге, звезда, называемая «докит», то есть «копие», проповедая аравитян сих власть, пребывала же 30 дней, простираясь от полудня даже и до севера копейным образом. В то же лето воевали аравитяне сии, раньше называемые сарацинами, и, Аравию оставив, пришло их в страну Дамаскову множество многое…
Насколько эта биография похожа на биографию Магомета ? По моему не очень. С другой стороны может быть и не было никакого Магомета-Муххамеда а был именно Бохмит/Бохмич, которого потом так отрихтовали историки и его последователи, что он сам на себя не стал похож?
Вот например в книге:
Родословная история о татарах, : Переведенная на францусской язык с рукописныя татарския книги, / Сочинения Абулгачи-Баядур-хана, ; И дополненная великим числом примечаний достоверных и любопытственных о прямом нынешнем состоянии Северныя Азии с потребными географическими ландкартами, ; А с францусскаго на российский в Академии наук [перевел В. К. Тредиаковский]. Т. 1 1768 из собрания Российской государственной библиотеки , о Магомете так пишется:
Прелестно, просто прелестно. Магомет был жидом а веру ему помогали писать христианин и монах несторовский.Кстати это согласуется с биографией Бохмита, что я привел выше, часть своего учения он взял от Нестория же - в человекослужение.
Я чувствую вас немного запутал.Ну так это история, тут ничего и никогда нельзя сказать определенно ни о чем.У всего будут трактовки и свои последователи веры.