Поездка в Кайпин

Jan 28, 2015 16:23

Честно говоря, Гуанчжоу - не самый интересный с культурной точки зрения город. Жить и, тем более, вести коммерческую деятельность здесь комфортно и нескучно, несметное количество торговых центров, рынков и выставочных комплексов, а также небоскребов, баров и прочих дискотэк в вашем распоряжении 7 дней в неделю. Но иногда хочется, знаете ли, чего-то такого аутентичного и экзотического, душа прямо-таки рвется к рисовым полям, загнутым крышам и треугольным шапкам, но чтобы при этом можно было попасть домой к ужину. Поэтому на прошлой неделе мы встали по будильнику и отправились в тяжелый и полный приключений и опасностей 2-х часовой путь на автобусе в город-герой Кайпин.


Кайпин известен тем, что в его окрестностях в начале 20-го века внезапно понастроили ни на что не похожих крестьянских домов-крепостей, которые по своей архитектуре - «ни то сын ни то дочь» традиционно китайского и западного стилей. Откуда они взялись?

Как известно, жизнь в Поднебесной Империи 19-го века была не сахар: правящая династия Цин постепенно загибалась, агрессия Западных стран усиливалась, голод, нищета, опиумная наркомания и прочие радости жизни гнали китайских крестьян прочь из родных краев в нежные объятия отчаянно нуждавшихся в дешевой рабочей силе США, Австралии, Канады и других империалистических гигантов. В Россию, кстати, тоже гнали, нам как-то в университете на паре рассказывали, как нанимали китайцев для строительных работ в Мурманске летом: оплата хорошая, жилье предоставляем, рабочее время - световой день… В целом, отбывающие на заработки китайцы, наверное, не строили иллюзий насчет того, что на Западе все поголовно - в белых штанах, но рассчитывали, что, по крайней мере, там их накормят и что-нибудь, да заплатят. До поры до времени так оно и было: с 1850-х гг китайские рабочие-кули в огромных количествах трудились на угольных и золотодобывающих шахтах, а позднее - на строительстве американских и канадских железных дорог. Но жителям этих стран новое соседство не очень нравилось: мало того, что эти гастарбайтеры мордами не вышли, человеческого языка не разумеют, в церковь не ходят, они еще и воруют у порядочных граждан их рабочие места! Народное недовольство вида «из-за этих гадов мы без работы сидим» часто перерастало в пренеприятнейшие инциденты в лучших традициях Варфаламеевской ночи, такие как Бойня в Рок-Спрингсе.
С политической точки зрения отношение к азиатам также изменилось не в лучшую сторону - параноидальный страх перед «Желтой угрозой» в 80-х годах стал распространенным явлением в развитых странах. Правда, породила его в большей степени Япония, переживавшая бурный экономический рост, но какая, в сущности, разница - все они на одно лицо…  В итоге Американское и австралийское правительства на законодательном уровне пресекли поток китайской иммиграции, как бы намекая еще недавно горячо приветствовавшимся гостям из дальнего зарубежья, что мавр сделал свое дело. Большинство китайцев намек уловили и волей-неволей начали уезжать «до дома до хаты». Основным источником китайских иммигрантов была (и, кстати, до сих пор является) провинция Гуандун (Кантон), поскольку именно эта приморская территория в первую очередь входила в зону европейского влияния и была открыта для межкультурных контактов. Особенно много кули происходило из Кайпина, сюда они и вернулись.  Возвратившись в родные кишлаки нунцуни, блудные сыновья Поднебесной поняли, что за время их отсутствия жизнь на родине скучнее не стала: еды по-прежнему не хватало, многочисленные бандитские банды, которым тоже хотелось кушать, регулярно нападали на беззащитных крестьян, присваивая все, что было нажито непосильным трудом, а местные власти, как водится, проблемы народа беспокоили в последнюю очередь. Поэтому обороняться приходилось своими силами, и бывшие иммигранты таки могли себе это позволить. Если в Америках китайские рабочие жили на птичьих правах и работали, по местным меркам, за три корочки хлеба, то в нищем Китае они оказались уважаемыми людьми и завидными женихами с солидным капиталом, благодаря которому они могли помочь родным деревням зажить красиво и более-менее безопасно, что и было сделано.

Кайпинские сооружения были построены на деньги этих самых иммигрантов и сочетают в себе надежность со своеобразной, но не лишенной определенного очарования эстетикой. Кажется, их хозяева-нувориши очень хотели придать своим жилищам изящный внешний вид, присущий колониальной архитектуре, за счет европейских декоративных элементов: барельефов, полукруглых сводов, резных опор и т.д., но что-то пошло не так… Получилось несколько китчево, но, учитывая, что раньше в этих краях никто ничего подобного не делал, стоит отдать им должное - все-таки, ребята практически с нуля создали новый архитектурный стиль.




Самые известные из строений Кайпина - смотровые башни дяолоу, основной функций этих зданий была защита от разбойников, поэтому они, с их толстыми стенами и металлическими ставнями, сильно напоминают средневековые крепости. Внутри я, к сожалению, не фотографировала, но, судя по нынешней музейной экспозиции, в интерьерах, когда там жили люди, присутствовал тот же фьюжн, что и в архитектуре: на одном этаже - типичная спартанская обстановка жилища китайского крестьянина, а на другом - обитые шелком стулья во французском стиле и резные шкафы с зеркальными панелями.


Современные жители этой входящей в список культурного наследия ЮНЕСКО деревни мало чем отличаются от других китайских крестьян. Живут себе, работают, разводят всяческую птицу.









Но больше всего мне, если честно, понравилась местная клубника. Замечательная клубника, прямо с грядки, очень сладкая и сочная. Романтическая профессия - собиратель клубники. Let me take you down, cause I'm gooing tooo strawberry fieeeelds..


И вообще, было очень приятно на денек выбраться из каменных джунглей, подышать свежим воздухом и побродить в высоких травах.


Благо, сейчас в Поднебесной воцарились мир и спокойствие, и бандитов можно не опасаться :)

кайпинские башни, китайская иммиграция, Кайпин, дяолоу, что посмотреть в Гуанчжоу

Previous post Next post
Up