Apr 20, 2008 13:02
Иероглифы названий восьми триграмм (ба гуа) по большей части современным китайцам не говорят ни о чем.
Гэнь - 52-ая гексаграмма «Чжоуских перемен» (Чжоу и или И цзин). Ее атрибут остановка или недвижность, а образ - гора, вернее соединенные горы, если речь идет о гексаграмме.
В словаре Сюй Шэня (ок.58 - ок.147) «Толкование письмен и разъяснение иероглифов » (Шо вэнь цзе цзы) иероглиф гэнь 艮толкуется через хэнь 很 («очень»). В структурном комментарии Туань цы из корпуса «Канона перемен» Гэнь в расширенном значении толкуется через иероглиф «остановка» (чжи): «Гэнь - это остановка. Когда время остановиться, останавливается; когда время идти, идет. Движение и покой не теряют своевременности, это Дао светит-просветляет». По этим толкованиям Ли Чжиюн определяет значение гэнь как максимальное внимание (цзидуань чжуи), концентрацию. В результате получается самое ранее описание медитационной техники в китайской традиции:
Концентрация (гэнь) на своей спине - не владеешь (ощущаешь) своим телом; идешь по своему двору - не видишь своих людей. («И цзин. Гэнь. Гуа цы»)
А все шесть черт гекграммы описывают процесс самосозерцания от пальцев (в Начальной шестерке) до макушки головы (в Верхней девятке).
Перемены (и), кстати, у Сюй Шэня толкуются как яшерица, у которой "цвет меняется каждые два часа (ши), за 12 ши одного дня сменяется 12 цветов", поэтому и означает "изменения".
китайская логика,
цигун,
textual culture