Jan 30, 2009 13:05
Вопрос: Что вы поменяли бы в Формуле-1, чтобы привлечь новую аудиторию, но при этом не терять старых фанатов?
Флавио Бриаторе: Фанаты хотят видеть гонки. Я не думаю, что им интересно, из чего сделана наша подвеска. Нам надо сохранять высокий уровень технологий, но гонки слишком предсказуемы. Если гонка получается хорошей, то исключительно из-за Сэйфти Кара или погоды. Нам надо больше борьбы между пилотами. Кроме этого, гонки должны проводиться в другое время - 2 часа дня это не слишком удачный выбор. Старт должен проходить в 6-7 вечера.
В: Флавио, вам нравятся девушки и вечеринки. Если бы в Формуле-1 были гонщики, похожие на вас - примерно, как в 1970-х годах, это было бы хорошо, и сделало бы спорт более «человечным»?
ФБ: Иногда мы слишком далеки от людей. Одна из тех проблем, которые у нас есть, это то, что гонщики - а иногда и менеджеры - слишком зациклены. В обычной жизни мы все люди, но мы слишком далеки от фанатов. День, когда Ф-1 станет ближе к своим фанатам, станет замечательным для всех.
В: Если учитывать недавнее заявление Honda об уходе из Формулы-1, как, по вашему мнению, спорт переживёт нынешний глобальный экономический кризис?
ФБ: Ф-1 является частью мировой экономики, и страдает вместе со всеми. У автопроизводителей, которые участвуют в Формуле-1, за последние полгода продажи снизились на 40-70%. А это просто невообразимая сумма денег. И нам нужно предпринимать быстрые действия. Время, когда мы могли оглядеться у себя в боксах, и просмотреть, на чём сэкономить, прошло. Теперь нам надо рассматривать всю Формулу-1 в целом. Я уверен, что можно снизить расходы на 70%, и при этом сохранить тот же уровень шоу, или даже повысить его.
В: Самая большая ошибка, которую вы допустили в Формуле-1?
ФБ: Любая ошибка, которую допускаешь в бизнесе, большая. Первую крупную ошибку я допустил, когда не стал настаивать, чтобы Михаэль Шумахер остался с Benetton ещё на один год. Вторую - когда не стал настаивать на том, чтобы Michelin остался в Формуле-1. Эти ошибки стоили мне двух чемпионских титулов.
В: Флавио, за вами ходила слава холостяка, который любит развлечься. Сильно ли изменился ваш стиль жизни после свадьбы?
ФБ: Моя жизнь не изменилась, разве что теперь я путешествую вместе со своей супругой…
В: Какой сезон понравился больше всего, и почему?
ФБ: Какой понравился больше всего? Я отвечу: следующий.
В: Что вы почувствовали, когда Алонсо в декабре 2005 года сказал вам, что с 2007 года станет выступать за McLaren?
ФБ: Конечно, мне это не очень понравилось. Это было время Рождества, и я получил далеко не самый приятный подарок. Я знал, что ему там будет трудно, потому что для Фернандо очень важна личностная сторона, и я знал, что он был там не очень счастлив. Но я не был огорчён или расстроен. Просто взгрустнул.
В: Вы работали с Михаэлем Шумахером, а теперь работаете с Фернандо Алонсо. Кто из них лучше как гонщик, и почему?
ФБ: Это два разных гонщика, которые представляют две различные эры Формулы-1. Я считаю, что Фернандо делает меньше ошибок, чем Михаэль. Чем больше давления оказывается на Фернандо, тем лучше он выступает. Михаэль же не так хорошо справлялся с давлением.
В: Как вы думаете, Марк Уэббер убил чёрную кошку, разбив о её голову зеркало под лестницей в пятницу 13-го? Вы встречали хоть кого-нибудь, кто был бы настолько невезуч?
ФБ: Хм. Я бы посоветовал съездить ему в Лурд (город во Франции - прим. переводчика).
В: Почему вы не подписали контракт с Робертом Кубицей после его тестов с Renault в 2005 году?
ФБ: Вам лучше спросить об этом Бруно Мичела… [бизнес-партнёр Бриаторе в области менеджмента гонщиков]
В: Вы останетесь с Renault, или хотите заняться чем-либо ещё?
ФБ: Renault - это как семья. Мы были вместе в Benetton, затем поставляли двигатели Supertec, а теперь представляем Renault. Мы с компанией Renault понимаем друг друга, и я знаю, что Карлос Гон упорно работает, чтобы Формула-1 была вершиной имиджа Renault. Я буду в Формуле-1 столько, сколько этого захотят люди. И я буду в Renault, пока получаю здесь удовольствие.
В: Как итальянец, вы хотели бы работать в Ferrari?
ФБ: Когда вы являетесь итальянцем, у вас есть два варианта: победить Ferrari, или работать с ней. Я выбрал первый вариант.
В: Наибольшее достижение в вашей жизни?
ФБ: Я сделал всё, что хотел, и я очень удачливый: я всё ещё мотивирован, получаю наслаждение, и у меня лучшая работа в мире.
В: Как человек, добившийся успеха в Ф-1 и в продаже одежды, как по-вашему, Рон Деннис, Фрэнк Уильямс или Стефано Доменикали смогли бы продавать футболки?
ФБ: У Стефано есть шанс. А о двух других забудьте. Без шансов.
В: Какую профессию вы хотели освоить, когда были маленьким?
ФБ: Я был очень скован! Я на самом деле не знал, чего хочу, но я хотел путешествовать по всему миру. Думаю, что я выбрал правильную дорогу в жизни.
В: Хотели бы вы увидеть возвращение Ф-1 в Северную Америку, и если да, то где бы вы хотели увидеть гонку?
ФБ: Америка фундаментально важна для Ф-1, но для неё нужно выбрать правильное место. С моей точки зрения, таких мест два: Лас-Вегас и Нью-Йорк. Если же выбрать Канаду вместо США, то это словно встречаться с сестрой самой прекрасной девушки в мире.
В: На гонках мы часто видим вас в тапочках. Как выглядела бы ваша любимая пара?
ФБ: У меня есть куча разных тапочек. Последняя пара, которую я получил - с эмблемой QPR (Queen Park Rangers - английский футбольный клуб, принадлежащий Бриаторе и Экклстоуну).
В: Перед каждой гонкой на французском телевидении вы рассказываете, на каком примерно круге будут останавливаться ваши конкуренты. В чём ваш секрет?
ФБ: (улыбается). Секрет в том, что у меня множество друзей… ну и догадки тоже присутствуют, конечно. Здесь не нужно быть колдуном: доступно огромное количество информации, и изучив её, вы начинаете лучше понимать, что происходит.
В: Вы себя отлично показали в менеджменте гонщиков. Как вы подбираете новых гонщиков, чтобы заняться их делами, и как вы пополняете свой состав пилотов?
ФБ: Это вопрос интуиции. Как любому менеджеру, надо быть на шаг впереди других. Множество гонщиков хотят, чтобы мы занимались их делами, но нельзя заниматься менеджментом 300 гонщиков сразу. Надо выбрать из них пилота, у которого, по вашему мнению, есть талант для попадания на вершину. И иногда вы допускаете ошибку, подобную той, которую мы допустили с Кубицей.
В: Каков ваш девиз?
ФБ: Быть сконцентрированным на том, чем занимаешься, и отдавать всего себя на 100%.
В: Был ли в других командах гонщик, которого вы очень хотели бы заполучить, но не смогли?
ФБ: на данный момент я хочу только одного гонщика, и он у меня уже есть. Это Фернандо Алонсо.
В: Мечтаете ли вы ещё достичь чего-нибудь в Ф-1, чего у вас ещё нет?
ФБ: Если вы спросите любого в Формуле-1, то они вам ответят, что хотят выиграть чемпионат. Я с двумя разными командами выигрывал два титула подряд, и у меня были два величайших молодых гонщика - Шумахер и Алонсо. Возможно, хотелось бы, чтобы французский пилот попал на подиум за рулём Renault.
В: Если бы Лучиано Бенетон не назначил вас коммерческим директором Benetton F1, как бы пошла ваша карьера?
ФБ: В жизни важно оказываться в правильном месте в правильное время. И именно это случилось со мной. Лучиано Бенеттон сыграл огромную роль в моей жизни, и я за это всегда буду ему благодарен. Без него моя карьера была бы другой - может, даже лучше.
В: Что вы находите более захватывающим: победный гол QPR, или бриллиантовый обгон Фернандо Алонсо?
ФБ: Прелесть спорта в том, что вы получаете от него такие эмоции, каких не найдёте больше нигде. В данный момент все мои эмоции связаны с Фернандо, так как он является частью команды, в которой работает ещё 1000 человек. Но я также радуюсь, когда QPR забивают гол.
В: В чём секрет вашего успеха?
ФБ: Усердно работайте и никогда не сдавайтесь, если вы хотите победить всех.
В: Если бы вы могли выбрать двух лучших гонщиков из тех, что выступали за вашу команду, то кто бы это был?
ФБ: Команда моей мечты - это Михаэль и Фернандо. Но им надо было бы дать возможность равного соперничества, а это привело бы к расколу команды на две части.
В: В следующем году из-за новых правил всех ждёт новый старт. Как по-вашему, у Renault есть шанс выиграть чемпионат?
ФБ: В прошлом году Renault здорово прибавила. После ухода Michelin в конце 2006 года мы пережили настоящую катастрофу, потому что пошли не в том направлении в аэротрубе. Потихоньку мы восстанавливались, и в этом году вы увидите, чего мы добились. Думаю, что Renault по силам сразиться с любым соперником.
В: Чем вы объясняете ваш успех среди дам?
ФБ: Всё просто: нужно веселиться. Девушки ищут веселья. И до тех пор, пока Ф-1 не стала причиной моего постоянного стресса, я был очень весёлым…
Флавио Бриаторе,
Интервью