В небольшом городке РФ, участились случаи когда предпринимателей вложивших деньги в нежилые помещения в торговых комплексах, тем или иным способом принуждают отказаться от купленной недвижимости.
Хроники.
Уважаемые профессионалы, юристы, дамы и господа.
Такой вопрос:
На правах «собственность» (не долевое) мы владеем нежилым помещением в торговом комплексе, который находится в небольшом сибирском провинциальном городке. В 2004 году, профессором Мориарти (имена вымышленные) было выкуплено кирпично-бетонное здание бывшего комбината общей площадью 30.000 кв/м, в том же году здание реконструировано под Торговый Комплекс (далее ТК) назовем его «Дадли» и введено в эксплуатацию. Площади 5500 кв/м оформлены в собственность п. Мориарти. Оставшаяся часть площадей от 100 - до 1500 кв/м, была распродана им в частную собственность другим ИП, общим числом 8 человек. В государственном свидетельстве каждого владельца имеется запись: «собственность». Все наши помещения находятся под одной крышей, разделены стенами и перегородками 2-х метровой высоты из кирпича и гипсо-картона (без перекрытий), используются для розничной торговли и сдачи в аренду другим предпринимателям. Нам с Ш. Холмсом и еще троим собственникам, принадлежат Торговые Помещения от 100 до 400 м2.
До 2010 года, собственник Мориарти был занят укреплением и расширением своего предприятия, все мы мирно существовали под одной крышей и были рады приветствовать друг друга. К началу 2010 года, после введения в эксплуатацию второго ТК, п. Мориарти окончательно «встал на ноги», зарегистрировал несколько ООО и получил дополнительные возможности к более устойчивому положению в деловых кругах города. В настоящее время, п. Мориарти является генеральным директором ООО «Дадли», ООО "Автосервис", является собственником ООО «Канские тепловые сети», состоит в «Координаторном Совете по содействию развитию малого и среднего предпринимательства на территории города», периодически баллотируется в депутаты городского совета, участник прочих социальных и деловых кругов.
Все это нами расценивалось как заслуженный результат социально активной жизни предприимчивого, увлеченного своим бизнесом человека. Нам показалось, все достигнутые договоренности теперь всегда будут устойчивы и непоколебимы, а возникшие вопросы друг к другу всегда можно решить путем мирных переговоров.
Однако, с 2010г п. Мориарти неожиданно стал проявлять нетерпимость к собственникам комплекса «Дадли», выдвигая необоснованные требования, не прислушиваясь к окружающим, делая выводы на основе заочных ошибочных суждений мнительных приближенных. Высказывая свое мнение, потерял способность слышать оппонента, стал склонен к мелочности и нечестности, что-то произошло с менталитетом некогда вполне адекватного человека. Дело дошло до ссор и судов с отдельными предпринимателями. Необоснованная обида на отдельных людей, стала постепенно превращаться в мстительность даже по незначительному поводу. Как снежный ком, в человеке стали накапливаться внезапно возникшие претензии и некорректные требования, которые в конце концов, без каких то видимых на то причин, перешли в практическое осуществление мер по созданию невыносимых условий для добрососедских отношений, а так же дальнейшей совместной коммерческой деятельности. Как это не прискорбно, многие его поступки трудно объяснимы, профессором Мориарти стали предприниматься необдуманные, необратимые шаги, без предварительных согласований с разумными единомышленниками, заключающиеся к примеру в следующем (из последнего):
1 февраля 2012г, без предварительного согласования с собственниками, внутри Торгового Комплекса «Дадли», вплотную к помещениям соседей по комплексу, начаты работы по реконструкции Торгового Помещения принадлежащего ИП Мориарти. Данная перестройка, отрезает группу помещений принадлежащих собственникам от свободного доступа к местам общего пользования и выходу из ТК «Дадли». Делая сотрудников, клиентов и покупателей уязвимыми в случае ЧП, а так же делая невозможным использование этих площадей по назначению. Реконструкция проводится с изменением первоначального плана той части ТК «Дадли», которая начиная с 2004г. используется соседями-собственниками совместно с п. Мориарти.
Круглосуточно проводятся строительные и сварочные работы, снос капитальных стен, разрушено помещение общественного туалета, вскрыты полы и произведена замена половой керамической плитки и потолка, потолочного освещения, начато строительство второго этажа в двух метрах от стеклянных перегородок фасада наших помещений. Закончена установка застекленных стен-панелей перед нашими площадями, полностью перекрывая выходы и препятствуя тем самым проходу пожарных служб и охраны. Отныне помещения более мелких предпринимателей полностью изолированы от мест общего пользования, находясь вдоль тупика, к которому ведет длинный узкий коридор размером 50м х 2м. В этот коридор возможно попасть только через территорию арендаторов, которую п. Мориарти с марта 2012г. сдал в аренду супермаркету Бытовой Техники. Для этого собственно и производится вся эта переделка.
В связи со всеми этими событиями функционирование наших помещений стало практически невозможным. Клиенты и посетители имеют сложности с проходом через территорию стройки. По причине производимого строительного шума, сильной запыленности строительной пылью и запаха краски, работа магазинов на наших торговых площадях затруднена, сотрудники работают в медицинских масках.
Несмотря на то, что на момент закрытия проходов ведущих к нашим помещениям, нами полностью и своевременно оплачены все счета по обслуживанию и охране необходимых для доступа коридоров, по причине опрометчивых действий п. Мориарти мы оказались лишены всякой возможности использовать эти проходы и места общего пользования в соответствие с прямым назначением и первоначальным планом расположения проходов и мест общего пользования.
18 февраля 2012г мы обратились с письмом к п. Мориарти с просьбой разъяснить ситуацию, на это письмо он нам не ответил. В ответ на устные вопросы объяснял происходящее тем, что территория принадлежит ему и он вправе там делать все, что считает нужным и как нужно, без согласования с другими собственниками. Косвенно намекая выкупить наши площади. Конечно, на своей территории все мы вправе делать то, что считаем нужным.
К сожалению, договора о сервитуте у нас нет, хоть мы и готовы были бы его обсудить и подписать. Несмотря на нескрываемое нежелание предпринять практические меры по возвращению планировки хотя бы в двух местах к первоначальному плану, ИП Мориарти, открыто дает нам понять, что в случае если мы подадим иск в суд, он будет считать это объявлением ему «войны». Однако, другой альтернативы, кроме решения проблемы через суд и контролирующие инстанции, при создавшемся положении и обстоятельствах, у нас нет.
На сегодня, нами написано обращение в Службу строительного надзора Красноярского края, и Федеральный Антимонопольный Совет, с целью помочь разобраться в правомочности ведущейся перепланировки.
Однако, мы настроены выяснить существует ли вообще в нашей стране такое понятие как правовое пространство и неприкосновенность частной собственности. Наверное, такое неадекватное поведение профессора Мориарти продиктовано его опытом, что в нашей стране не существует четких правовых механизмов. В нашем небольшом городе, участились случаи когда предпринимателей вложивших деньги в нежилые помещения в торговых комплексах, тем или иным способом принуждают отказаться от купленной недвижимости в пользу более крупных собственников. Правосудие и администрация города живут от части за счет спонсорства от отдельной части предпринимателей и лиц, по сути являющимися мелкими алигархами на местном уровне.
Насколько прогноз может быть благоприятен в нашем частном случае, пока неизвестно. Эти вопросы нам с Шерлоком Холмсом предстоит выяснить в ближайшем будущем.
__________________________________________________________
справка:
Рейдерство - это передел собственности, осуществляемый с использованием административно- и/или уголовно-наказуемых деяний (шантаж, принуждение к сделке, подделка документов, превышение должностных полномочий и прочее).
Почему в последние годы в России рейдерство стал столь обширным явлением, объясняется целым рядом правовых проблем и причин характерных для недостаточно цивилизованных стран, где нет достаточной практики по защите частной собственности граждан.