Восточная война

Oct 15, 2018 08:01

- в карикатурах французского "всего" (он и художник, и скульптор, и литограф, и пр. и пр) Оноре Домье.

"Крымская война", известная у нормальных людей как война Восточная, началась потому что русское правительство решило, что ему - правительству - все можно. Например, можно захватить Константинополь. А почему бы и нет? Германские государства нам-де друзья навек, потому как - консерватизм, родственные связи и поляки. Францию в расчет принимать не стоит, там только на днях свершился переворот, президента Бонапарта сменил император Наполеон, а какой он, к чертям, император? так, шут гороховый. Наконец, остается одна только Англия, но она воевать не будет, это страна торгашей - посулим им Египет, не наш же, чего жалеть?
Такая неверная оценка европейской политики у россиян появилась из-за того, что император Николай слишком умных ("независимых") министров не любил, а предпочитал принимать все решения самостоятельно, советуясь лишь с собственной совестью. Вышло из этого то, что обычно и выходит.

В Константинополь отправился супер-дипломат, известный лишь острым языком и предком, князь Меншиков. Его требования были просты и ужасны - в связи с недавним притеснением православного мира в Иерусалиме, российский император желал стать протектором-защитником всех православных христиан в султанской державе, с понятными последствиями для последней. В период предшествующий визиту князя, русские демонстративно маршировали на границе, поднимая пыль на Дунае. Османы, разбуженные так внезапно (и какое им, собственно говоря, дело до республик и монархий?) сначала пытались применить традиционную азиатскую дипломатию, согласившись на все требования сразу, но царь уже решился. Его представитель вел себя с примерным хамством, нарушая все нормы приличий.
...
Османы подтвердили преимущества греческой церкви и если бы Николай остановился на этом, то смог бы легко и просто записать себе внешний успех над своим неродовитым соперником из Парижа. Но он не остановился.
Меншиков уехал в весною, а уже летом 1853 г. русские войска, без объявления войны, очень вежливо заняли Дунайские княжества - там сейчас Румыния, Молдавия и мерзкое Приднестровье. Занятие это обуславливалось отказом от протектората и являлось повышением ставок: если бы турки согласились, то престиж и влияние России в Османской империи значительно поднялось бы, а коли нет - ну что же, от нее отщипнули бы еще кусок под вполне благовидным предлогом. Игра казалась беспроигрышной.

Но турки почему-то заартачились и Россия оказалась в состоянии войны с ними. При этом, русские войска на Балканах умудрились потерпеть несколько поражений, зато Черноморский флот наверстал все дело Синопом, легко разбив немногочисленный флот османов, -

Турецкая эскадра была буквально раздавлена, из ловушки уйти сумел лишь паровой фрегат, Осман-паша и 3 т. турецких моряков погибли. Русские сожгли и город, о чем громогласно протрубили их газеты, князь Меншиков, командовавший теперь "всем Крымом", получал благодарности, в Санкт-Петербурге с большим успехом проходило театрализованное представление о Синопской баталии. В общем, решительный успех решительной дипломатии решительного императора.

В Лондоне, где до этого воевать решительно не хотели, настроение изменилось в один миг. Русские обещали не нарушать турецких границ - и нарушили. Обещали не нападать на турок - и напали, да еще как. Пепел Синопа был почище пожарищ Лувена шестьюдесятью годами позднее. Общественность негодовала и требовала от правительства не меньшей решительности. Франция призывала Англию к тому же - с общественностью там тоже все было в порядке, императорские перья не спали. В январе 1854 г. союзный флот вошел в Черное море, декларируя своей целью предотвратить эксцессы подобные Синопскому. Наполеон еще раз потребовал вывести российские войска из Дунайских княжеств, в ответ на это Россия разорвала дипломатические отношения с Парижем и Лондоном. Русские бросились к австрийцам, но те отказались поддержать их и присоединились к требованию союзников. Более того, даже степенная Пруссия недвусмысленно указала России на то, что ложечки нужно покласть взад. Николай I расфрендил Франц-Иосифа II, перевернув его портрет лицом к стене и написав на обратной стороне - "неблагодарный". К французскому требованию присоединилась Англия, пославшая в феврале 1854 г. ультиматум - вывод войск через 6 дней или война. Россия ответила молчанием и весной 1854 г. Лондон и Париж констатировали состояние войны с Санкт-Петербургом.

Ну а мы переходим к карикатурам. Так как они на французском, а я оного языка не знаю, то некоторые рисунки не вполне понятны, увы. Но большая часть работ вполне очевидна, как мне кажется.



В очередь, мои храбрецы - все успеют записаться в добровольцы!








Казаки обижают будущих румын, конфискуя у них вилы, косы и прочие орудия труда.


Парижская публика пытается избить французского актера, сыгравшего русского генерала. Тут, как мы понимаем, мягко намекается на опасности "ура-патриотизма".


Казачьи маневры (подготовка, обучение).


Смысл в том, что русский император пытается втянуть греческого короля Оттона (он из Баварии) в Восточную войну (видите, она на столе), а тот от этого мучается животом. Кстати говоря, греки-пидоры не заслужили себе доброго баварского короля, не доросли.


Ну тут и объяснять нечего. Резервы спешат на фронт.


Английские моряки собираются вылечить своего русского коллегу при помощи круглого "лекарства".






На нужды флота, стало быть.


А это в честь захвата британского парохода - тот, кажется, сел на мель в ходе разведки, но союзная пресса представила дело иначе - дикари снимают скальп с парламентера. Видите, кстати, как уебищно смотрелись раньше все эти татуировки? Сегодня, кстати, тоже - люди добровольно клеймят себя как скот или рабов.


Непонятно, но кажется это князь Меншиков.


Британские пацифисты в военном лагере - последняя попытка убедить "казаков" в прелестях мира.


Языки разные, но мы друг друга понимаем - английский, французский и турецкий солдаты.




Еще какие-то "друзья России" - пацифисты.


Солдат-пролетарий обещает не забыть профессии и Отечества - я, мол, буду дубить кожу козаков, нельзя упустить такого шанса.


Еще одни "друзья России" огорчены новой победой турок.


Самый храбрый получит свечу - отголосок старого французского мема о пожирающих свечи казаках.




"Европейский концерт" заставит русских заплатить за музыку.


Опять о Греции, попавшейся в капкан русских интриг.


Сдавайтесь! Последний раз говорю! Нет? Ладно, тогда я ухожу.


Что-то с валахами-румынами - дескать, заплатим потом, заходите еще. Но надо уточнять.




Ба, да это же силометр! Ну тут все понятно.














Франция и ее история, Рисунки, 19 век, Пропаганда, Восточная война

Previous post Next post
Up