- императорский состав Александра III для Николая II, 1907 г.
Предпоследний русский царь был человеком тяжелым и оттого никто не удивился, когда высочайший литерный потерпел крушение неподалеку от Харькова (с каковым россиянам вообще исторически не везет), в 1888 году. Переворот был страшный - вместе с гатчинским венценосцем вверх тормашками полетела и вся свита, которую спасателям было очень сложно отделять от половых, поскольку любящий все русское и терпеть не могущий все немецкое государь некогда самолично повелел поменять офицерскую форму на нечто охотнорядское и убогое, как в купеческих ресторанах а-ля рюсс.
Но - одно дело вопросы стиля и совсем другое - технические. Следствие, проведенное со всей тщательностью, установило, что поезд чебурахнулся по трем причинам, каждая из которых могла противоречить другой, а могла и не противоречить. В общем, или состав плохой, или машинист, или шпалы - судите сами. Поезд был франко-русский, шпалы украинские, а машинист - православной веры. И там и тут выходило, что все должно было быть в полном порядке - однако же не являлось таковым!
Поразмыслив над проблемой ровно одиннадцать дней, государь повелел старый поезд заменить на два новых - один для поездок по России, а другой - для вояжей в зловредную Европу, с ее тлетворной колею, от которой империя отказалась еще во времена Николая I.
Повелено - исполнено.
На Запад отправилась комиссия во главе со статским советником Вюрцелем, который в течение почти полугода за казенный счет катался по европейским дорогам и говорил: "Это хорошо!" Когда же он возвратился в Россию, то на предложенные им четыре варианта постройки (от разных заводов) была положена высочайшая резолюция - сделать поезда собственными усилиями, но "как у них".
Чтобы, значит, окошки как у австрийцев, а отопление как у немцев - занавесочки же можно французские. Дерево - аглицкое, отделка германская, тормоза американской системы, а посреди всего этого великолепия - русский царь, здравствуйте вам. Кроме царя и паровоза, в поездах было еще по одиннадцать вагонов - из них одних только багажных два, а еще опочивальня и вагон-кабинет. Собирали все это великолепие в Санкт-Петербурге и на совесть: пускай сам государь поездами попользоваться толком так и не успел, но вот его сын, император Николай II, все-таки достиг Дна.
Ну а теперь прошу под кат.
з.ы. А тут через несколько минут будет линк - так вы не обижайте писателя-почвенника, сходите по.
Готово - тыц!