Билет для проезда в Московском Метрополитене

Nov 03, 2018 23:03

Здравствуйте, Олег!
Вопрос звучит так: что скрывается за этим списком?
Надо разобраться.


История этого списка
Мой друг отец Сергий Колчеев (1955-2003), с которым мы дружили с 1988 года до конца его жизни, любил рок-музыку.
Учась в школе возглавлял рок-группу. Вот что написал мне о нем его одноклассник (1967-1971 гг) по средней школа при посольстве ГДР Никита в 2009 году:
"Данила, я действительно учился в школе с Сергеем Колчеевым. Мы с ним не были друзьями, но он был приятный, доброжелательный и творческий человек. Он был похож на многих своих одноклассников: любил модно одеваться, пытался отращивать волосы, слушал рок-музыку, выпивал и курил. Вместе с Андреем Беленикиным и Сашей Сметаниным организовал в школе рок-группу, на школьных вечерах и в пионерских лагерях они играли музыку Kinks, Troggs, Rolling Stones и вещи собственного сочинения. Одним из хитов Сергея была юмористическая "Канализация", без которой "погибла бы цивилизация". Что было с Сергеем после школы я не знаю, слышал только, что он учился в МГУ на журфаке, а потом бросил учебу и ушел в армию. Уверен, что его друзья могли бы Вам много рассказать про Сергея. К сожалению, я не поддерживаю с ними отношений, и у меня нет их координатов. [...]"

* * *
Трудность, для меня, исследования вопроса заключается в одном существенном моменте. Известный итальянский искусствовед Роберто Лонги написал о своем соотечественнике (великом) художнике Джорджо Моранди, с которым он очень продолжительно общался, следующие слова:
«Мне всегда казалось, что Моранди непременно замыкался в себе каждый раз при появлении первых признаков напыщенности, суетности, агрессивности, богохульства, а также прославления физической силы, всего мощного и титанического. Может быть, он предвидел, к чему все это может привести.» 1945 г.
Ссылка на монографию

Мы дружили, несмотря на то что сначала Сергей, а потом отец Сергий был на 11 лет старше меня, он был с 1955, а я с 1966 года, так вот, потом он был всё же очевидно умней меня, воспитанней, культурней… и нравственней, как мне кажется. Это конечно странно писать всё, но это правда, правда, создающая довольно серьёзные затруднения для понимания его мотивов.

Кашин 1988
Когда мы нормально познакомились, а следом и подружились, в 1988 году на студенческой этюдной практике ВГИКа в Кашине, он только-только защитил диплом серией очень сильных работ "Св. благоверный вел. князь Александр Невский", о чем я тогда не знал. Для нас, студентов закончивших первый курс, он был просто приехавшим к нам пописать этюды старшекурсником, которого мы не раз видели на факультете, и то что с ним сложились дружеские отношения было только его заслугой… Но, так или иначе, при моей фанатической упёртости в рок-музыку, кинематограф, мистику и всё такое… он стал со мной общаться.

Билет для проезда в Московском Метрополитене
Надо разобраться, надо сказать слово. Стихийно, слепо, интуитивно, внесловесно, я может и понимаю или пойму… но слово.

И в 1999 году когда уже был Napster, когда уже был музыкальный интернет, я сказал, что могу ему найти музыку в сети, которую он хоте бы послушать, подразумевалось, редкую, ему нужную. Он сказал вроде того что - да - я хотел бы - и написал мне этот список.
В то время основой для всего музыкального процесса в Москве была Горбушка, я сопровождал его туда.

The Move, Traffic, Dave Dee & C, The Hollies, The Kinks, The Tremeloes, Manfred Mann, Badfinger
Simon and Garfunkel

В список моей рукой былы дописаны Simon and Garfunkel - он сказал - да и Simon and Garfunkel.
На тот момент ни Move, ни Traffic, ни Dave Dee & C, ни The Tremeloes, ни Badfinger не были мне известны, вообще.
Период обозначенный в списке 1968-71 - это следующее, он находится с родителями в Берлине и учится в школе при посольстве с 1967-го года, с 1967 по 1971 год.
1968-1971 - это со второго полугодия 6-го по 9 класс (включительно). Учились в школе тогда 10 лет.

Базовый корпус
Мне думается что это, скажем так, базовый корпус музыки для него.
Для меня таким базовым корпусом был период примерно с 1981-84: дискотеки, первые музыкальные центры и кассеты одноклассников, доступные журналы Америка «Эпоха рок-н-ролла», советский винил. То что ходило между нами или было мне записано.
Мой базовый набор: Eagles “The Long Run”, Beatles, Bee Gees, ABBA… (и Stars on 45), Floyd (73 и 75), в особенности Floyd, “Venus and Mars” и “London Town” Wings.
В этом я неплохо ориентируюсь, но именно поэтому я понимаю, какой глубиной (должно быть) наполнено содержимое предложенного списка. Безусловно есть этот корпус и у Вас, так что тут, думаю, всё понятно.

Отсылки и существенные на рок-музыку в записях, которые он вел с 1972-73 годов и до конца жизни, рассыпаны здесь и там:
A Day In The Life
Listen to What the Man Said (о тебе плохого)
Carry That Weight
Horizontal
Even The Bad Times Are Good
они, в общем, имеют характер ключей, ключевой характер, свернутой характеристики, имеющей потенциал к разворачиванию в пору юности и вместе концентрированно выражающие суть текущего момента.
Это для меня очень важно.

Консультации
В 2008 начались мои попытки собирания и изучения материалов связанных с батюшкой и, как следствие, изучение всего связанного с отцом Сергием на протяжении всей его жизни.
В 2009 году я стал консультироваться по этому списку с моими фрэндами в LJ, круг наш невелик, мне дали ряд ценных консультаций, в плане с чего начинать, как подступиться к неизвестным мне The Move, как продвигаться по The Kinks, известных мне только по хитам. Все коллективы мною были прослушаны и, так или иначе, я вошёл в тему, везде образовались нравящиеся, значимые треки и даже альбомы.
Кстати, The Kinks, батюшка, как и CCR, вспоминал как музыку для ног, в смысле когда она играла, все бросались танцевать. М.б. довлела You Really Got Me?



Самыми глубокими оказались консультации специалиста по The Beach Boys Владимира LL, с которым, к сожалению, утеряна онлайн-связь. Его понимание, тонкость проникновения открыли мне нечто очень существенное. Например, он смог быстро аттрибутировать, как переснятую из немецкого журнала Bravo, фотографию Beatles периода “Help!” из фотоальбома о. Сергия.
Вот пример нашего общения.

Little Lamb Dragonfly
Среди других консультаций, особенно значимым оказалось общение с Володей LL, не знаю что тому способствовало, он именно ОТКРЫЛ мне песню “Little Lamb Dragonfly” и, вообще, диск Маккартни “Red Rose Speedway”.

Одним из откровений моей юности было слушание канонического Аквариума, и в частности диска «День серебра», и в частности «Дела мастера Бо», где мы находим такие слова:

Она открывает окно,
Под снегом не видно крыш.
Она говорит: «Ты помнишь, ты думал,
Что снег состоит из молекул?»
Дракон приземлился на поле -
Поздно считать, что ты спишь,
Хотя сон был свойственным этому веку.

Dragonfly fly by my window

- и всё это только эхо…
- всё это второстепенно
- эта песня развернулась для меня в Измайлово в 2009 году, вскоре после того как Володя указал мне на эту запись Маккартни.



В Измайлово, 3 мая 2009 года.

George Harrison «All Things Must Pass»
Самым ценным открытием, может быть, стала песня “All Things Must Pass”.
В 1987 году в августе/сентябре(?) по пути на концерт в Измайлово, где выступал в своей звёздной форме (с красными галстуками) бит-квартет «Секрет» в совместном концерте с металлистами - с которых большое количество людей отвалило - по пути туда или назад (?) я увидел Измайловский остров (тогда я не знал, что это он), что-то такое, должно быть радуга и огромная как теленок черная собака и такое чудо!



В 1989 году в Загорске (Сергиев Посад) мы писали Лавру на закате - это были последние живописные работы будущего батюшки - он уже уходивший в мир церкви - говорил со мной о рок-н-ролле, о Ride a White Swan, Street Fighting Man, Jumpin' Jack Flash, о том и о сём, и о песне “All Things Must Pass”. Он так кратко, немногословно дал её понимание и она разворачивается до сих пор.
Я не знаю английского, иногда - редко - это выигрышно.
А он написал стихотворение «После вещей» в октября 2001-го, меньше чем за полтора года до своего ухода.

После вещей

После вещей, перед дальней дорогой
Дай мне побыть у родного порога, -
После вещей

После вещей, возле кромки хрустальной
Светлую чашу дождями налей -
После вещей

После вещей, после дней и ночей
Чистое небо, сиянье очей -
После вещей.

Недавно я понял, что «все вещи пройдут» - это происходит со мной сейчас.
Он развернул в моей жизни: The Fool On The Hill, Carry that Weight, Your Mother Should Know… многие-многие песни. Перевел мне The End.



McCartney. С. Колчеев. 1974

John Lennon «Going Down On Love»
Тут, конечно, немало можно всего добавить, может и стоило бы…
Вот, скажем, Леннон, от него же был получен перевод (ненавязчивый) “Nobody loves you when you’re down and out”… Разъяснена песня “God”.
Акцентировано внимание на мрачный бит, на манер ударов по заколачиваемому гробу, в “Strawberry Fields Forever”.
Впервые переведены строки:
Before you cross the street
Take my hand
Life is what happens to you
While you’re busy making other plans

The Move «untitled track»
Так что же вопрос нелёгкий, кажется. Но, скорее, он нетипичный и он не о западноевропейской культуре. Для меня он своевременный - потому что не хочется пропустить, не поняв, то что было.
Тем что нас соединило, во многом, была рок-музыка.

Я хочу процитировать Евангелие (Лк. 7:36-50):

Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

*
Из моих разысканий, мне кажется, что “Turkish Tram Conductor Blues” The Move - просто отличная песня. Осталось сказать совсем немного, добавить еще немного воспоминаний.

George Harrison «Ballad Of Sir Frankie Crisp (Let It Roll)»
В 2013 году один человек, завершая свои спонтанное погружение в прошлое (я внезапно застал его на работе, с Сергеем он не виделся с семидесятых, они учились вместе в 10 выпускном классе и пересекались в МГУ) рассказал мне, что однажды в их классе появилась пластинка “With The Beatles” без обложки, переписанная потом на крошечную кассету-письмо, и кассету надписали: «From Love to Misery».
А на заходе на эскалатор Павелецкой на проясняемый вопрос в каком виде для них пришел Stones, посмотрел на меня и сказал: Stones пришел как “Sticky Fingers” и, естественно, как “Wild Horses” и “Sister Morphine”.
Надо сказать, что об этих песнях батюшка мне не говорил, разве что о “Wild Horses”. Может быть, щадя мою нравственность и, вообще.

Обратная связь
Надо сказать, что была и обратная связь, батюшка переписал себе в конце 90-х с моих кассет, записанных с «горбушкинских» дисков, и (по видимому) слушал на приходе George Harrison “All Things Must Pass”, The Beach Boys “Greatest Hits”, The Byrds “Greatest Hits”, Simon & Garfunkel.
Но было ли это значимо?
All Things - безусловно… а остальное?

На приходе в Никольске у него были записи Paul McCartney “Flaming Pie”, Lennon “Anthology Collection” (Wonsaponatime?) и Lennon “Collection”, кассета The Kinks “Hit Singles” 1987. Были записи Simon & Garfunkel “Sounds Of Silence”, “Bridge Over Troubled Water”, “Parsley, Sage, Rosemary and Thyme”(?).

Bee Gees не обсуждаемы, их он знал очень хорошо, любил альбомы до “Trafalgar".
На кассетах у него были в Никольске "Size Isn't Everything" (1993), "Spirits Having Flown" (1979) и "This Is Where I Came In" (2001).

Отец Сергий слушал в период священства “Unplugged” Nirvana и “OK Computer” Radiohead. С любопытством. Без энтузиазма.

Единственное с чем я успел разобраться это Manfred Mann.

АУДИОКАССЕТА
Manfred Mann «The Very Best Of The Fontana Years» 1997

21 декабря 2002 года. Последний раз когда я видел батюшку.
На улице было холодно, шариковые ручки я купил на «Каширской» в «Союзпечати» и побежал бегом вдоль заборов, спросил дорогу, на входе в башню азербайджанцы варят какие-то конструкции на полу. Прошёл, надел одноразовые голубые бахилы, коридоры, лифт, вхожу в палату (палата №1, самая крайняя в ответвлении коридора). На левой из двух коек лежит батюшка. Сверху - иконы, лампа электрического света. Батюшка в чёрной тренировочной куртке на молнии… Присоединены отводные трубки от капельниц. Соседа не было, уехал на выходные домой. Батюшка благословил меня, было видно, что сил у него немного. В углу грел обогреватель соседа. Я объяснил батюшке, как пользоваться недавно подаренным ему мобильником и забил туда все телефоны. Я попытался подарить батюшке кассеты «Bee Gees», купленные по пути, но он отказался, я сказал, что они будут ждать его возвращения, но «Manfred Mann» (купленный давно по его заказу) батюшка всё-таки взял. А больше ничего не взял - одну чёрную ручку и одну кассету (я привез ему плеер, целую коробку кассет, тетрадь, три ручки). Сказал мне: «Не в развлечении сейчас моё спасение».

Мама отца Сергия Наталья Михайловна отдала мне кассету Manfred Mann «The Very Best Of The Fontana Years», кассета лежала, помню, на крашеной коричневым, облупившейся стремянке в его комнате. Наталья Михайловна сказала: Я хочу, чтобы ты её забрал. Он ее слушал, ставил, сидя в кровати, к себе магнитофон и слушал. И книжку Лосева «Эстетика Возрождения» она мне отдала, которую мы купили батюшке в подарок на день рождения в букинистическом отделе магазина «Москва» на Тверской.

Долго не мог заставить себя начать слушать кассету. Наконец, поставил в плейер, выходя из дома в сумерках, полилась грустная, непонятная, неопозноваемая, тягучая, тяжёлая басовая мелодия, было чувство дезориентации, должно было быть что-то другое.
Это грустная мелодия - A"B" Side. Я долго не мог решиться поставить ее в плейер. Кассету. Я не знал на какой стороне она остановилась. У него.

Видимо, последней прослушанной им песней была “My Name is Jask” или "Box Office Draw", если кассета у него играла с другой стороны, чем её поставил я.



Тетрадь
Сканы
В школе в Берлине, у них мальчишек-старшеклассников было свое закрытое общество «декабров» (не от декабристов, а от фантастического рассказа "Спасти декабра!" Север Гансовский 1969). Был устав под названием Domostroy, рисовался бюллетень, занимались физ. подготовкой, «дичали» (“Wild Thing”?) на свежем воздухе.
Представленная тетрадь (конец 1970-го, по видимости, девятый класс 1970/1971) мною как-то исследована, но много материала она мне не дала. Это как бы снимок того конкретного момента с комсомольскими собраниями, группами популярными на тот момент, графикой. Пока, она не сильно для меня понятна.
Валерия Миколюка - нет, Гриши Кулиша - нет, нет и батюшки. Александр Сметанин пока не найден.



На фото слева направо: Сергей Колчеев, Валерий Миколюк, Андрей Беленикин, Григорий Кулиш. ГДР. 1969-71(?)

Bee Gees «Islands in the Stream»
Наверное - всё. Как-то, прочитав мои воспоминания о батюшке 2004-го года, моя дочь сказала мне, что, кажется, в тексте что-то уж очень много о Bee Gees. Я не расстроился. Всё-таки это была любимая группа батюшки.
Итак, вот 23:03 3 ноября и мой вопрос, примерно, следующий, что на Ваш взгляд, мы можем почерпнуть из этого списка?
Доброго чистого милосердного жизнеутверждающего
для жизни для надежды для юношеских идеалов для утра для солнца для дня потому что все что связано с ночью можно понять и самому
а к хорошему светлому прикоснуться очень-очень трудно

I Started A Joke
Это одна из самых любимых песен батюшки.
Bee Gees - I Started a Joke
"Idea" 1968

Измайловский остров

Previous post Next post
Up