план, построенный на ожидаемой психологической реакции противника, плох как таковой Не совсем :)
Не всегда :)
Есть на Тибете гора, окружённая облаками и туманом. Вздымается она до самого неба. Растёт на той горе могучее, тысячелетнее дерево. Ежедневно прилетали туда, оседлав ветер, двое небожителей. Садились они в тени могучего дерева и играли в шахматы.
Их занятие привлекло внимание одной обезьяны из дремучей чащи. Умирая от любопытства, она тихонько подкралась к дереву, спряталась в густой листве и стала подглядывать за искусством святых.
Шёл день за днём. Сообразительная обезьяна постигла мудрёные правила шахматной игры и проникла в магию ходов.
Вскоре про небожителей прослышали люди и пожелали узреть собственными глазами такое чудо.
Однако святые постарались избежать мирской суеты и исчезли до появления людей.
И вот тут-то обезьяна, распираемая желанием покрасоваться своим умением, спустилась с дерева и предложила людям сразиться с ней в шахматы. Она играла так мастерски, что не нашлось никого, кто мог бы победить её. Весть об этом разлетелась по всей округе!
Когда правитель той местности услышал об этой удивительной обезьяне, он решил преподнести её в дар императору и отослал её в столицу. Император предложил всем министрам, учёным и генералам сыграть в шахматы с этой удивительной обезьяной. И что же?! Среди них не нашлось ей равных! Она обыграла всех. Императора этот факт раззадорил ещё больше, и он объявил по всей стране: «Кто победит обезьяну, тот получит в награду столько золота, сколько сможет унести».
Со всей страны в столицу потянулись лучшие игроки. Один за другим садились они за шахматную доску напротив обезьяны и проигрывали ей. Император уже совсем разуверился в том, что кто-то сумеет её победить.
Но вот пришёл скромного вида человек и объявил, что намерен выиграть у легендарной обезьяны. По приказу императора им сразу предоставили возможность. Началась первая партия. Человек сделал ход и, достав из кармана очень аппетитный банан, начал неспеша его есть. Обезьяна стала играть рассеянно, то и дело поглядывая на своего соперника. А когда тот достал из кармана сочный золотистый персик и надкусил его, она аж задрожала от желания!
Таким образом, одну за другой обезьяна проиграла человеку три партии.
Это я к тому, что вернее было бы утверждение: план, построенный ТОЛЬКО на ожидаемой психологической реакции противника, плох как таковой.
Построить план правильный - это и значит понять: для какой "обезьяны" какой "банан" важен наиболее, то есть значение какого п е р е в е ш и в а е т роль всех остальных факторов.
Обезьянка-то ведь не разучилась играть в шахматы на момент фатального для неё блиц-турнира, правда? Просто это умение оказалось "забито" в её небольшом умишке образом аппетитных фруктов - до шахмат ли тут, когда вкуснятину у тебя под самым носом жрут? :)
Продлим немного аналогию: случись на месте обезьянки какой-нибудь Кот Учёный, искушать его видами бананов-персиков было бы бесполезно. Но вот показать ему живую мышь … :) . Так сказать, suum cuique.
Немного более общих соображений.
Хороший план тот, что учитывает многое, а не нечто одно: и будущие погодные условия (дотянуть до морозов), и психологическую реакцию врага, и его возможности к д л и т е л ь н о й войне (завтра у них кончится нефть) и ещё тучу всего.
Поскольку всего не предусмотреть, то необходимейший элемент хорошего плана - выделение в запас резервов = для устранения последствий от нагрянувшей неопределённости. Вовремя вброшенный резерв возвращает, переключает, ситуацию из состояния неясного во вполне себе ясное, предсказуемое.
{План без резервов = авантюра. Поход Тухачевского на Берлин через Варшаву.}
:)
В случае с невезучей хвостатой шахматисткой роль такого "переключателя" как раз банан и сыграл. Если глубже - знание о том, что делается с обезьяной при виде фруктов :) .
PS
И да: роль "банана" вполне может исполнить … Нобелевская премия. Если на месте обезьяны персонаж, увлечённый идеей "осчастливить" непременно сразу "весь мир" неким "новым мЫшлением".
Мы ведь не скоро забудем об этом, правда? :)( .