[…]
«И дым Отечества нам сладок и приятен»! А коли так, то сладостей и приятностей вдвое больше, ежели Отечеств два. И еще больше, если их три… Тут важно понять, что мы говорим не об «отщепенцах» и не о психологических вывертах. Среди таких вот сыновей и дочерей сразу нескольких отечеств были даже свои подвижники, готовые хоть на нары, хоть на баррикады пойти. И даже пожертвовать собой - во имя интересов своей социальной группы. В нашем советском обществе и в партии была такая вот социальная среда. Немногочисленная, но весьма активная. Ее хватало, чтобы задавать тон среди писателей и журналистов. Или чтобы заполнить зал суда, визжать, ныть и вопить, когда Иван Шеховцов подал иск в защиту чести и достоинства Сталина.
Некоторое представление о количественных характеристиках этой социальной среды можно получить, если вникнуть в такие вот данные:
В учебнике английского языка, вышедшем в 2008 году под редакцией некого Меррика Уолтера, можно прочитать, что на 2000 год в США оказалось 3 миллиона граждан, родившихся «в русскоязычных странах» - то есть в СССР. Речь идет об 1,1 миллиона семей. 57 процентов этих семей имеют в США свой дом. Средний доход этих семей составлял в 2000 году 36 800 долларов при том, что средний для американских семей доход был существенно ниже - 27 300 долларов.
Более половины (53 процента) граждан США, родившихся в СССР, имели в 2000 году высшее образование!
Русскоязычная диаспора из уроженцев СССР оказалась в США второй по численности после выходцев из Мексики. Основные районы проживания советско-американских граждан - Нью-Йорк, Нью-Джерси, Калифорния, Иллинойс.
В учебнике также говорится, что вместе с Канадой советско-американцев может быть 5 - 7 миллионов человек.
Вероятно, еще одним центром притяжения для русских и советских стал Израиль. Немало «советских» выехали и в Германию.
«Советские» иностранцы весьма активны в блогосфере.
Проблема нейтрализации этой социальной среды, либо ее адаптации - не была решена КПСС.
[…]
У меня среди знакомых такой один. Работал в органах. Сейчас живет-поживает в Израиле. Он ВСЕ понял от момента выхода статьи Шмелева "Авансы и долги" в журнале "Новое время". И мне даже приходилось специально что-то говорить, чтобы он не понял, что я понял, что он понял.
У них был нюх собачий! Они распознавали по одному слову. И устраивали обструкции, например, честным журналистам, вроде работавшей в "Комсомольской правде" Елены Лосото.
https://valentin-aleksy.livejournal.com/111959.html4 февраля 2013
И написано давно, и автора уж нет в живых (а будь бы и жив, то переубедить его - дело безнадёжное: у б е ж д ё н н ы й был человек … ).
А вот проблема - осталась :)( .
Не делась никуда за прошедшие 10 лет.
Да и много старше она десяти лет …
Об неё (проблему) долго ещё будут спотыкаться, набивая синяки и шишки, и левые, и правые [при всей условности этих определений].
Потому что левые не желают выходить за пределы классового подхода - особенно пока заняты чисто теоретическими построениями [как только дело доходит до п р а к т и ч е с к о й деятельности учитывать другие деления общества {и прежде всего деление на нации, как одно из самых глубоких и потому одно из самых важных}, делать это приходится - хотя бы ради того, чтобы сохранить возможность заниматься практикой :) ].
А правые, с другой стороны, очень не любят "про классы" - больше про единую нацию. Которая, как правило, на классы делится. Со всеми вытекающими последствиями.
Между тем, учитывать придётся и классовое, и национальное деление.
Вот в физике признают же д в о й с т в е н н у ю природу света: он одновременно и корпускулярный, и волновой.
Равно и с социальными общностями: у каждого человека есть и классовая и национальная сторона. Попытки зажмуриться-и-не-замечать как раз и приведут к "неожиданному" обнаружению сплочённой социальной группы, по одному слову (!) отличающей своих от не-своих, так дельно описанной у
valentin_aleksy .
PS
Не потому ли и взялся наш уважаемый автор за перевод книги антропософа Герберта Хана?
Может быть, понял (или больше почувствовал), что национальный вопрос - это важно, это не обойти?