Сочиняю и одновременно пробую на практике курс специальной теории относительности для школьнико. Не в духе "Теории относительности для миллионов" Гарднера, а на гораздо более высоком уровне: с выводом точных формул и использованием их. При этом нужно все время оставаться в рамках школьной программы физики и математики.
Без труда удалось получить преобразования Лоренца и вывести из них основные эффекты: сокращение длин, замедление времени и т.п. Без особого напряжения получил релятивистский закон сложения скоростей. Затем вывел формулу аберрации и показал, как она переходит в пределе в классическую. Все это в рамках механики, без углубления в электродинамику, которую школьники знают лишь поверхностно.
Теперь встала задача объяснить эффект Доплера. И вот тут я уперся. Можно, например, оттолкнуться от инвариантности фазы. Как это сделать без уравнений Максвелла, тензоров, 4-векторов и пр.?
И ведь спрос есть! Регулярно приходит человек 20, которые хотят разобраться в этих вопросах.
Оригинал этого сообщения находится
здесь.