Олесь Бердник - украинский советский писатель и диссидент, участник Украинской Хельсинкской группы, увлекался индийской философией, выставлял свою кандидатуру на выборах президента Украины
( Read more... )
Товарищи, коммунистическая партия поставила задачу добыть антивещество к 1 мая. Вот вам один звездолёт на десятерых и антивещмешок. Опасайтесь вредителей в своих рядах.
Читал еще в школе и уже тогда было смешно: гора фальшивого пафоса. Ну а фальшивый пафос он всегда сочетается с фигой в кармане. В общем, как реликт эпохи - вполне годится, но не более того.
Вот именно: Пафос! Больше всего он не нравился в творчестве Бердника. У Дмитрия Биленкина в статье "Фантастика и подделка" об этом хорошо было написано.
Биленкин всё правильно написал: у Бердника просто плохая фантастика. Я читал это в составе большой книги - сборника для старшего школьного возраста, туда были собраны разные авторы (включая Бердника) - и там в том числе был вполне такой рассказик Холодной войны под названием "Made in" - примерно того же времени - начала 60-х, про кинетическое орбитальное оружие. Так вот это была хорошая фантастика, потому что хотя там и была пропаганда (это очевидно), но она во-первых не торчала из текста высоким забором, а во-вторых пафос там просто отсутствовал, потому и читалось интересно. К тому же это была действительно твердая НФ ближнего прицела потому что говорила о потенциально реальной технологии.
Ну мне кажется что произведения Бердника куда больше напоминают творчество Гамильтона. И вообще кто прямо писал космическую оперу (а не инверсию или пародию) в шестидесятые, то это он.
Что до будущих коммунистов - то у меня нет основания считать их изнеженными. Скорее он даже будут более неприхотливы в быту чем мы.
Ну конечно, я имел в виду "похоже" в том смысле, а каком похожи оригинал и пародия. По стилю, по деталям сюжета, но не по жанру. Оригинал и пародия обычно относятся к разным жанрам, если это не пародия на пародию.
Там, насколько я помню, ни одного слова "коммунизм" нет в романе. Речь идет о далеком будущем, когда вся эта классовая борьба благополучно забыта.
Хотя, конечно, это глубоко советская книга потому что основана на непоколебимой вере в прогресс, в западной фантастике такой не было даже в в XIX веке.
Но там нет никаких намеков, что люди будущего из каких-то идейных соображений стремятся поддерживать себя в тонусе. Считается, что титанами они становятся естественным путем, а не под давлением идеологии.
Скажу честно - всё-таки "безысходность" западной фантастики преувеличена (стоит посмотреть ранние сезоны Звёздного Пути). Другое дело что там больше цепляются за условности, желание создавать для зрителя узнаваемую обстановку, и поддержанием минимальных доз авантюризма.
Я и не считал, что западная фантастика безысходна. В ней есть оптимизм, есть пессимизм, в среднем нейтральна, то есть в будущем будет не хуже и не лучше, чем сейчас. А советская фантастика нейтральной быть не имеет права, в будущем должна быть победа коммунизма, враги, которые нужны для авантюризма, могут встречаться только как досадное исключение.
Comments 12
Reply
Reply
зтем, что превозмогание
вы еще на голливудских актеров шапки наденьте, в 40 градусный мороз и шлемы на войне :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Что до будущих коммунистов - то у меня нет основания считать их изнеженными. Скорее он даже будут более неприхотливы в быту чем мы.
Reply
Там, насколько я помню, ни одного слова "коммунизм" нет в романе. Речь идет о далеком будущем, когда вся эта классовая борьба благополучно забыта.
Хотя, конечно, это глубоко советская книга потому что основана на непоколебимой вере в прогресс, в западной фантастике такой не было даже в в XIX веке.
Но там нет никаких намеков, что люди будущего из каких-то идейных соображений стремятся поддерживать себя в тонусе. Считается, что титанами они становятся естественным путем, а не под давлением идеологии.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment