Оригинал записи здесь:
https://babs71.livejournal.com/1140460.html Ровно 75 лет назад, 20 марта 1944 года, из Ленинграда в Москву отправился поезд "Красная стрела". Это был первый рейс этого знаменитого экспресса после перерыва, вызванного войной. Начальником поезда в рейс вышел Герой Социвлистического Труда Михаил Кардаш. В 1943-м году он был главным кондуктором паровозной колонны, которая доставляла грузы по
"Дороге Смерти" - "Дороге Победы", трассе, проходившей через коридор, пробитой в ходе операции "Искра".
Матвей Львович Фролов (корреспондент Ленинградского радио): "Если бы не пулемет на товарном вагоне, прицепленном в хвосте поезда, трудно было и подумать, что война продолжается. Что идут бои на Днестре. Всё оборудование поезда довоенное. Когда 22 июня 1941 года "Красная стрела" пришла в Ленинград в последний раз, железнодорожники не только надежно укрыли состав, но и бережно спрятали все оборудование: белье, одеяла, ковры, хрустальные графины - пригодятся! "Стрела" не ходила больше тысячи дней. Все хозяйство сберегли, и оно действительно пригодилось".
Вера Михайловна Инбер (поэтесса): "Поехала в Москву обыкновенным поездом, зато вернулась в Ленинград первой «Стрелой».
Наш международный вагон был почти сплошь заполнен писателями, журналистами и фоторепортерами от всех московских газет. Поезд был торжествен и наряден. Машинист - Герой Социалистического Труда. Проводники и проводницы - ленинградцы, лучше всех работавшие во время блокады.
Начиная с дорожек на полу и кончая светлыми пуговицами на синих куртках проводников - все сияло чистотой и новизной. Путь длился двадцать часов.
Мы не отходили от окон, пока не стемнело. С утра снова припали к окнам.
Бологое, Любань, Тосно - все эти «радищевские места» в развалинах. По только что наведенным временным мостам поезд наш идет медленно. Всюду еще русские и немецкие надписи: «Мины», «Осторожно». Особенно страшен бывший мост на реке Тосно: взорванные фермы, скрепы, пролеты, рухнувшие с высоты в воду.
Белеют, как свечи, новые телеграфные столбы, взамен старых, сожженных или подпиленных немцами.
В иных местах наш поезд идет по коридору из вражеских блиндажей и дотов - так близко подступали они к полотну дороги. Один из дотов, уничтоженный прямым попаданием, извергнул наружу все свое нутро: бетонные плиты, куски рифленого железа, пулемет, остатки дивана, разбитый ящик пулеметных лент. У входа мертвенно зеленеют из-под снега истлевшая немецкая шинель и скрюченные руки.
Какого героического труда стоило восстановить эту дорогу! Особенно страшно смотреть на Колпино, на пробитые, полусожженные, изувеченные цехи Ижорского завода, зловеще расписанные защитными зигзагами и пятнами.
Проехали «Фарфоровый завод» - и вот мы уже под сводами Московского вокзала в Ленинграде, и ленинградцы встречают нас. Все время пути я думала о том, как я приехала из Москвы на этот же вокзал почти три года тому назад. Целый кусок жизни, взятый в железные скобки этими двумя поездами".
P.S. 30 марта, в субботу, состоится экскурсия по окрестностям метро "Нарвская"
Среди прочего мы увидим:
-
Нарвские ворота -
ДК Горького - Дом технической учебы - жилмассив на Тракторной - Кировский райсовет - решетка сада 9-го января -
баня «Гигант» -
профилакторий - жилмассив на Турбинной улице -
Школа 10-летия Октября -
Московско-нарвская фабрика-кухня - жилые дома на площади Стачек.
Узнать подробности и записаться для участия в экскурсии можно здесь:
https://babs71.livejournal.com/1135972.html