Встреча Вячеслава Вахрина с блогерами: «Что первично - яйцо или курица?» Тюмень ЖКХ

Jul 09, 2013 09:10

Кто о чём, а мы снова - о ЖКХ.

Оригинал взят у blogpost72 в Встреча Вячеслава Вахрина с блогерами: «Что первично - яйцо или курица?» Тюмень ЖКХ
Продолжаю рассказывать о неформальной встрече замгубернатора Тюменской области Вячеслава Вахрина с блогерами. В первом посте постарался выложить самое «горячее», так сказать. Теперь подробнее остановимся на некоторых моментах.

Итак, еще немного углубимся в тему о тарифах. Вячеслав Михайлович разъяснил некоторые спорные моменты и даже немного пофилософствовал. Что первично: яйцо или курица? На этот вопрос замгубернатора искал ответ вместе с завсегдатаями ЖЖ.



Начнем с того, откуда вообще берутся тарифы. Они устанавливаются по федеральным правилам, регулирует и контролирует этот процесс Федеральная служба по тарифам. Она доводит до каждого субъекта предельные индексы изменения тарифов: на водоснабжение и водоотведение, на электрическую и тепловую энергию. Так как у каждой ресурсоснабжающей организации условия хозяйствования свои, тарифы для них имеют разную величину. Параметры зависят от протяженности сетей, количества потребителей. Поэтому для организаций в небольших населенных пунктах, где потребителей мало, а сети большие, тарифы высокие. Другими словами, вода на селе в два раза дороже, чем такая же вода в городе.

«Тарифы на электрическую энергию устанавливаются едиными, причем даже в пределах не одного, а трех субъектов федерации - включая Югру и Ямал. Когда-то соседи договорились не делить энергосистему по политическим границам. В единой энергосистеме большую долю электрической энергии потребляют крупные промышленные потребители, на них возлагается и большая часть затрат. Потребление электроэнергии населением невелико, что позволяет сдерживать рост тарифов на электричество. Так что это наше преимущество, которым мы дорожим», - рассказал Вячеслав Михайлович.

А вот на природный газ тарифы формируются исключительно федеральной службой, региону остается лишь констатировать факт повышения. При этом на газе как раз завязано все остальное: электрическая и тепловая энергия вырабатывается при сжигании газа. То есть в стоимости тепловой энергии 60% затрат - затраты на покупку газа.

Почему же тариф на газ растет так сильно?

Первый аргумент, который обычно мы слышим: потому что таков уровень инфляции, и если тариф не повышать, то производство газа будет невыгодным.

Второй аргумент: цену на газ на внутреннем рынке хотят сделать равнодоходной с экспортной ценой, а для этого ее нужно поднять, и лишь потом - застабилизировать.

«Теперь зададимся вопросом: а почему у нас такая большая инфляция? Ответ: цена на газ выросла, сразу выросла электрическая энергия, тепловая, сразу произвести бутылочку воды, например, стало дороже, цена на нее выросла,- выросло все. Рост цен определился ценой на газ. Так что первично: яйцо или курица?», - рассуждал замгубернатора.

По его мнению, надо один раз всем договориться, что мерить: инфляция порождает рост цены на газ или цена на газ подогревает инфляцию и фактически ее формирует?

«Что бы случилось, если бы тариф на газ вырос не на 7,5%, а на 3%? Инфляция в стране была бы меньше, потому что оценивалась бы по росту цен! Вот мы и нашли корень проблемы. Однако ни один субъект Российской Федерации не оказывает ни малейшего влияния на установление цены на газ, это делает исключительно Федеральная служба по тарифам. Как в этих условиях сдержать темпы роста тарифов - непонятно», - говорит Вячеслав Михайлович.

Вторая сторона вопроса, продолжает он, в том, что мы перешли на экономически обоснованные тарифы, которые формируются по строго зарегламентированному процессу. «Многие говорят, что тарифы мутные, непрозрачные и туда навпихивали все, что угодно - лэндкрузеров, поездки за границу… Но это не так. Есть совершенно четко заданные вещи, которые регулятор принимает в тариф, ни копейки больше. Хотят привлечь классного специалиста и платить ему большую зарплату? Нет проблем, но не за счет сверхроста тарифа», - объясняет он.

То есть существует тарифное соглашение по отрасли, оно фиксирует лишь определенные уровни зарплат, которые закладываются в тариф. Согласно рыночному подходу тарифы устанавливаются таким образом, чтобы получаемой организацией суммы хватало на воспроизводство системы: чтобы трубы были не дырявые, чтобы не заниматься латанием дыр, а вкладывать средства в энергоэффективность.

«Дело в том, что такой быстрый темп роста тарифов просто не соответствует росту доходов населения. Это и вызывает недовольство, причем зачастую обоснованное: качество еще не повысилось, а тарифы уже растут!», - пришел к выводу Вячеслав Вахрин.

Ограничение тарифов - мера правильная, а вот ограничение роста платы - это, по-сути, борьба не с причиной, а со следствием…Что такое плата за коммуналку? Это  объем потребляемого ресурса (по нормативу потребления или по показаниям прибора учета), умноженный на тариф = плата. Скажем, 2*2=4. Теперь мы увеличим тариф, будет 2*3=6. Но если ограничивать плату, то 2*3 должно остаться 4. Это абсурдно! Конечно, когда плата складывается из стоимости нескольких коммунальных услуг, то стоимость одной  может сильно расти, а другой- сильно ограничиваться.  Раньше так и происходило.

«Плата за коммунальные услуги формируется платежами от разных услуг: водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление… Изначально, например, дается максимальное повышение тарифа по газу, а по остальным услугам- делается так, чтобы совокупный рост платы не выходил за рамки ограничения. Например, вода в последнюю очередь «пришла» за тарифом - ей и достался самый низкий индекс роста. Такое вот искусственное сдерживание получалось. Модель эффективно не работала, сдерживала инвестиции в отрасль, поэтому от нее решили отказаться и отменили закон об ограничении роста платежей за коммунальные услуги при сохранении сдерживания роста тарифов государственным регулированием. Идея неплохая, но она не выдержала испытания социальным напряжением в обществе, которое возникло, кстати, не из-за чрезмерного увеличения тарифов, а из-за перехода на новые правила предоставления коммунальных услуг, что и привело к сверхросту платы. В итоге - Президент дал поручение вновь сдерживать рост платы за коммуналку», - разъяснил Вячеслав Михайлович. (Прим.: В Тюменской области это достигнуто при помощи субсидирования «сверхроста», об этом подробно в первом моем посте).

Замгубернатора также заметил, что вдохновляет и дает надежду на лучшее другое поручение Президента - ограничить фактический рост тарифов естественных монополий - в первую очередь, на газ - уровнем инфляции. «Но, очень важно понять - чем мерить уровень инфляции? Первично яйцо или курица? Полагаю, что при фиксации цены на газ, скажем, на уровне 3%, мы получили бы совершенно другой уровень инфляции, нежели сейчас, адекватный рост остальных коммунальных тарифов, совершенно другое настроение в обществе и другие издержки бюджета, из которого платятся субсидии, которые, по-сути, являются выброшенными деньгами,  не идущими на созидание», - поделился мнением он.

А еще он высказал свою точку зрения, что неплохо было бы вернуться к «нормальному» тарифному году. Когда тарифы растут с 1 января, а значит, насколько выросли - такое и будет повышение в среднем по году. Всем будет все понятно и доступно. Не нужно будет морочить голову запутанной математикой с процентами, которая лишь подогревает недоверие к власти и недовольство в обществе.

Продолжение следует. В следующий раз расскажу о том, на какие «шиши» теперь будут делать капитальный ремонт в многоквартирных домах.

Часть 1: Тюмень. О злободневном: Вячеслав Вахрин ответил на вопросы блогеров о ЖКХ

Ранее по теме:
[Вячеслав Вахрин, биография]Заместитель Губернатора Тюменской области, член президиума правительства Вахрин Вячеслав Михайлович

Полномочия

1. Координирует и контролирует деятельность:
- департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области;
- департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области;
- Государственной жилищной инспекции Тюменской области;
- департамента недропользования и экологии Тюменской области.

2. Координирует деятельность Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Координирует взаимодействие с:
- Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (по вопросам жилищно-коммунального хозяйства);
- Северо-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по вопросам топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства);
- Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области;
- Управлением по недропользованию по Тюменской области;
- Отделом государственного надзора по Тюменской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
- Тюменским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
- Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Ямало-Ненецком автономном округе" (взаимодействие по вопросам технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений в сферах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, недропользования и экологии);
- Нижне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов;
- органами местного самоуправления в пределах полномочий исполнительных органов государственной власти Тюменской области, деятельность которых координирует и контролирует.
4. Возглавляет:
- областную межведомственную комиссию по тарифной политике в жилищно-коммунальном комплексе;
- иные комиссии (советы, группы), образованные в соответствии с постановлениями, распоряжениями Губернатора Тюменской области и Правительства Тюменской области.

Телефон
(3452) 46-03-14, 46-32-97ф.

Адрес
625000 г.Тюмень, ул. Володарского, 45, каб. 211

Биография

Родился 17 июля 1967 года в городе Перми.
Образование высшее: в 1991 г. окончил физический факультет Пермского государственного университета по специальности «Радиофизика и электроника» с присвоением квалификации «инженер-радиофизик», в 2000 г.- юридический факультет по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист».

В 1995 г. прошел подготовку в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, зачислен в кадровый резерв государственных служащих для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
С 1985 по 1987 гг. - служба в рядах Советской Армии.

Трудовую деятельность начал в 1989 г. лаборантом проблемной лаборатории радиоспектроскопии Пермского государственного университета и до 1998 г. работал на различных должностях в коммерческих и некоммерческих организациях.
С 1998 по 2010 гг. - генеральный директор юридической фирмы ООО «Правовая инициатива».

С 1993 по 2007 гг. - помощник на общественных началах депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации первого, второго, третьего, четвертого созывов.

С 2001 по 2006 гг. - депутат Законодательного Собрания Пермской области, член комитета по социальной политике и правам человека. Состоял в квалификационной коллегии судей Пермской области как представитель общественности, избранный Законодательным Собранием области.

С 28.01.2010 г. - начальник Государственной жилищной инспекции Тюменской области- главный государственный жилищный инспектор Тюменской области.

С 16.07.2012 г . - заместитель Губернатора Тюменской области.



Замгубернатора Вячеслав Вахрин ответил на вопросы тюменских блогеров

ЖКХ: способы управления многоквартирным домом

ЖКХ: за что мы платим

ЖКХ: как собственники владеют своим домом

Отдельное спасибо Ресторанному холдингу "Максим" за гостеприимство!

репост

Previous post Next post
Up