Рассказывает юзер david-2: Как известно, в корейской войне на стороне Южной Кореи в рядах войск ООН, помимо американцев, участвовали контингенты еще двух десятков стран. Среди них был и эфиопский пехотный батальон. Первый батальон прибыл в Корею в мае 1951 и затем менялся по ротации раз в год, воюя в составе 7-й пехотной дивизии армии США. Эфиопы, набранные в основном из императорской гвардии, воевали храбро, многие отмечены американскими наградами. Всего через корейскую войну прошло 3518 эфиопских солдат и офицеров, по окончании войны постепенно сокращаемые эфиопские контингенты оставались в Корее до 1965. Из 3518 человек 120 погибли и 536 были ранены, не было ни одного пленного, чем эфиопы особенно гордились.
Медицинское подразделение эфиопского пехотного батальона отмечает день рождения императора, 23 июля 1951, Капхён, Корея. Доктор Эрманн сидит крайний слева.
В плане медобслуживания и эвакуации раненых эфиопский батальон имел дополнительные проблемы сверх обычных: квалификация собственного медперсонала и языковой барьер при отправке раненых дальше батальонного уровня по американской цепочке медэвакуации. Кадры решают всё, поэтому обе проблемы были решены в одном лице. Как отмечено в официальном издании «United States Army in the Korean War: The Medics' War»: «эфиопский хирург, к счастью, был англоговорящий европеец, владеющий несколькими языками», «...и эфиопы, чей обученный в Германии европейский хирург, шестнадцать санитаров и два джипа с носилками отвечали за потребности батальона, но затем эвакуировали по американской цепочке».
Кто был этот ценный кадр, исторические издания нам не сообщают, поэтому пришлось устанавливать это самостоятельно.
Хайнц Людвиг Эрманн родился в 1905 в Зётерне, в дальнейшем жил в Саарбрюккене, закончил там начальную школу и гимназию. В 1925 поступил на медицинский факультет, учился в Вюрцбурге, Гейдельберге, Франкфурте и Галле. В 1934 защитил докторскую диссертацию в Гейдельберге. Дальше его, как еврея, ничего хорошего в Германии не ожидало, и в 1935 он уехал в Палестину. Работал в больнице «Адаса» в Тель-Авиве, сначала терапевтом, потом хирургом, набирался практического опыта. В 1938 женился на больничной секретарше, в том же году получил гражданство подмандатной Палестины и сдал немецкий паспорт.
После начала Второй мировой пошел добровольцем в британскую армию. Британцы поначалу не хотели принимать военными врачами уроженцев вражеских стран, и он служил в транспортном подразделении в Западной пустыне. Вскоре после взятия Тобрука в январе 1941 правила изменились, доктор Эрманн перешел в медицинские войска и отправился в Ирак подавлять восстание Рашида Али аль-Гайлани. В Ираке он пробыл полтора года, затем вернулся в Палестину и служил в южноафриканском подразделении. Тогда же развелся с женой. В сентябре 1944 был направлен в Британскую военную миссию в Эфиопии.
В Эфиопии он снова женился. Алемиту была дочерью священника одной из знаменитых монолитных скальных церквей Лалибелы, во время итальянской оккупации воспитывалась в католическом монастыре в Асмаре. Там ее заметил губернатор Эритреи и взял на работу гувернанткой к своим детям. Вторую мировую она провела в Риме, и вернулась в Эфиопию с прекрасным знанием итальянского и английского, а также с европейскими манерами.
В конце 1940-х британское военное присутствие в Эфиопии постепенно сокращалось, в том числе и медицинское. Врачей в Эфиопии крайне не хватало, и министр здравоохранения предложил доктору Эрманну остаться. В октябре 1947 капитан Эрманн уволился из британской армии и поступил в эфиопскую, получив звание майора и эфиопское подданство. Служил на юге страны, затем был переведен в ВВС, потом снова в сухопутную армию. Выехал с эфиопским батальоном на корейскую войну, и, как мы уже говорили, принес там большую пользу. Немецкая выучка, опыт службы во время Второй мировой, знание контингента и иностранных языков - как раз то, что было нужно.
По возвращении из Кореи доктор Эрманн удостоился личной аудиенции у императора Хайле Селассие и получил от него звание полковника и новое имя: Бекеле Хайле Селассие, то есть Бекеле Хайлеселассиевич.
В 1958 у доктора Эрманна и его жены Алемиту родился сын Даниэль. Он ходил в немецкий детский сад, а затем в немецкую школу при посольстве ФРГ.
Доктор Эрманн с женой и сыном, май 1964.
В целом жизнь у доктора Эрманна была комфортная, как положено высокопоставленному чину, но очень занятая. Он стал главным врачом эфиопской армии, налаживал и переводил на современные рельсы всю медицинскую работу: освидетельствование новобранцев, текущее медицинское обслуживание, подготовка санинструкторов и фельдшеров и т.д. и т.п. Врачей под его началом по-прежнему было недостаточно, в основном иностранцы, но постепенно расширялась подготовка местных кадров в заграничных университетах. Доктор Эрманн также курировал медицинское обеспечение эфиопского контингента миротворческой миссии ООН в Конго в 1960-1964, а во время столкновений c Сомали в начале 1964 организовал эвакуацию раненых самолетами.
В период расцвета отношений Эфиопии и Израиля в 1960-е годы доктор Эрманн нередко бывал на приемах в израильском посольстве, но на вопросы о возможном визите в Израиль отвечал, что очень бы хотел посмотреть, как развилась страна за годы независимости, однако вряд ли это получится, работы столько, что за всё время службы он всего два раза был в отпуске, и вообще он «сжег мосты» и с еврейством и Израилем его теперь связывают только эти посещения посольских приемов.
По имеющейся информации доктор Эрманн умер в 1975, вскоре после свержения императора Хайле Селассие. Точные обстоятельства его смерти неизвестны.
В двадцатом веке многих людей помотало по миру самыми извилистыми путями. Но немецкий еврейский эфиопский офицер на корейской войне - это экзотика даже на том фоне, такой он был один.