По следам "настоящего человека" Алексея Мересьева

Jun 25, 2020 11:16

Экскурсию проводит юзер frosya-hod:

Когда я в детстве зачитывалась "Повестью о настоящем человеке" авторства Бориса Полевого, то было не вполне очевидно, что действие первой части повести разворачивается в новгородских лесах, на самой восточной окраине современной Новгородской области. В этом месте по озеру Шлино проходит граница с Тверскими землями. Ещё стало открытием, что, оказывается, когда Маресьева сбили, был уже апрель, а по детским воспоминаниям кажется, что в книге описывается лютая зима. Читая книгу, я представляла себе многокилометровый путь, проделанный Мересьевым через лес. На самом деле он был не так уж и длинен - не более двадцати пяти километров по прямой.

Все эти давно читанные страницы вдруг стали явью, когда в начале мая мы побывали в местах, где разворачивалось действие книги "Повесть о настоящем человеке".



Чтобы добраться до тех мест, нужно в районе Валдая съехать с трассы М10 или М11 в направлении на Демянск. Первые километров тридцать идет идеальный асфальт, но дальше дорога меняется, превращаясь в бетонные плиты с неровными стыками. Вокруг много заброшенных военных частей, в основном ракетных. Здесь в том числе базировались части, имевшие на вооружении "Сатану" - самую большую в мире баллистическую ракету с поистине "сверхъестественными" возможностями. Теперь на месте былого могущества одной из самых мощных ядерных сверхдержав мира разруха и запустение.



...да ещё сохранившиеся с тех пор бетонные дороги...



По пути увидели необычную церковь. На первый взгляд какой-то особеной она не кажется, обычная заброшка, правда, весьма живописная. Но если приглядеться, то можно увидеть на колокольне бетонированную пулеметную точку. То есть прямо на колокольне была залита бетонная стенка с амбразурой. Эдакий ДОТ. К сожалению, никакой информации найти не удалось. Сначала мы было предположили, что это было сделано для съемок какого-нибудь военного фильма. Но - нет, "ДОТ" настоящий, только неизвестно, чей он - наш или немецкий.



Вскоре мы приехали в очень красивую деревню Плав, раскинувшуюся на берегу озера Шлино. В повести у Бориса Полевого она выведена под именем Плавни. В отличие от вымышленной Полевым деревни, настоящая деревня Плав никогда не была сожжена фашистами, более того, она никогда не была в оккупации. Хотя да, фронт был рядом.



(фото Benzinych.ru)

В деревне есть указатель на памятник, поставленный в лесах в том месте, где местными жителями (в книге у Полевого это два мальчика) был подобран сбитый лётчик.



К памятнику от деревни Плав проложена нахоженная тропа, и местные жители очень просто говорят о том, куда она ведет - «К Маресьеву». Говорят так, как будто герой войны жив, и с ним можно встретиться именно там, в лесу. Тропа долго идёт по полю, где в начале мая дорога была так расколбашена, что по ней невозможно проехать даже на полноприводном Дастере.



Вскоре мы вошли в лес. От входа в лес до памятника надо было пройти чуть больше двух километров.



Лес тут знатный, старовозрастной, местами болотистый, с чащобами, с завалами. В этом лесу нетрудно себе представить, как тяжело было сначала идти, а потом ползти на руках летчику с перебитыми ногами. Удивительная сила воли и жажда жизни была у этого человека, невозможно не проникнуться к нему большим уважением.



На месте, где 22 апреля 1942 года после 18 суток борьбы за жизнь был найден сбитый  тяжелораненный летчик-испытатель Алексей Мересьев, установлен памятник. Недавно памятник переделали и сейчас он представляет собой винт от самолёта. Рядом стоит информационный стенд.



Совсем недавно было так:



(фото Сергея Казакова)

На самом деле местные жители, пришедшие в лес за дровами, впервые раненого в лесу заметили днем раньше - но не решились помочь ему, не зная точно, кто это - советский летчик или диверсант-неудачник. В книге об этом не упоминается.



И не друг из части вместе с медицинской сестричкой прилетел за Маресьевым, как написано в книге, а, по всей видимости, люди из "особого отдела", потому как по законам военного времени об офицере местные жители сообщили в соответствующие органы. Жителям деревни объявили, что найденный ими человек - немец и шпион, после чего Маресьева увезли. Местные пытались узнать, как сложилась дальнейшая судьба "ихнего летчика", но ничего конкретного так и не выяснили.

Уже после войны они прочитали в газете историю о настоящем человеке и, поразившись сходству, написали запрос, не тот ли это летчик. Вскоре пришел ответ, что да - тот. Обо всём этом говорилось в телепрограмме, показанной на НТВ летом 2005-го, своими воспоминаниями делилась Ольга Михайловна Вихрова, дочь одного из тех, кто подобрал Маресьева. Я передачу не видела, пишу "со слов".



(на снимке выше новый памятник лётчику, установленный в Бологом недалеко от вокзала)

Ещё одним большим открытием для меня стало, что Алексей Маресьев прожил длинную жизнь и умер только в 2001 году в возрасте 80 лет. Вообще, чем больше я про него читала, тем больше убеждалась, что он был человеком, который жил себе обычной жизнью и по большей части его утомляла всесоюзная слава.



В лесу, недалеко от памятника на большой поляне сделаны беседки, лавки, сортиры, на деревьях висят рукомойники. Видимо, тут проводятся какие-то военно-патриотические слеты.



Существует так называемый маршрут "Путь героя". Это 25-километровый путь, проложенный по тем местам, где предположительно полз лётчик Алексей Маресьев, где он убил медведя-шатуна и съел спящего ёжика.



Вернувшись домой, я первым делом села перечитывать "Повесть о настоящем человеке" и была изрядно разочарована. Когда я читала эту книгу в школе, ещё не замечала ляпов и откровенно слабого стиля признанного советского классика. Да у многих авторов в ЖЖ слог изысканнее, чем у героя социалистического труда, лауреата трёх орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, двух орденов Красного Знамени, двух орденов Отечественной войны 1-й степени, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов, ордена Красной Звезды, двух сталинских премий и Международной премии Мира Бориса Полевого.



Ещё когда Полевой пишет о войне, о воздушных боях или военных операциях, это ещё куда ни шло. Но советский классик очень любит описывать природу. Какие, например, соловьи в июле? А они у Полевого просто не умолкают перед Курской битвой. Я ещё могу допустить, что весна в 1942 году была очень поздней и Мересьев шел по глубокому снегу. Хотя мы приехали в эти места позднее примерно на неделю и картина уже была такая:



Но неужели в мае лёд на Москве-реке был такой толстый, что на него не стрёмно было выводить лошадь?



Описания и сравнения классика военной литературы порой заставляют морщиться. Хвост сороки, похожий на оперение стрелы... Тощий поджарый зад медведя... Розовые замшевые ноздри лося... постоянный серебристый иней, который то и дело падает с потревоженных веток... Сплошные штампы. Почему-то постоянно вспоминался Борис Пастернак, которого в то время, когда на Полевого сыпались награды и премии, постоянно гнобили и травили.



Сложные чувства у меня оставила эта книга. Но зато какой материал! Повезло Полевому с Маресьевым. Недаром в советское время «Повесть о настоящем человеке» изучали в школах, ставили в театрах, читали вслух на радио. И за этим пафосом иногда теряется реальный человек. И только находясь здесь, в новгородских лесах, можно почувствовать, какой ценой дались лётчику те 25 километров и как ему повезло, что его нашли и спасли жители деревни Плав.


мемориал, ветераны, литература, СССР, Россия, Плав, Вторая мировая

Previous post Next post
Up